Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ляйсан Арсентьева о ВЭФ в Давосе: «Когда я спросила, где мы встречаемся в следующий раз, другие страны ответили, что в Казани»

Ляйсан Арсентьева о ВЭФ в Давосе: «Когда я спросила, где мы встречаемся в следующий раз, другие страны ответили, что в Казани»
Шейперы из Казани приняли участие на прошедшем в январе Всемирном экономическом форуме в Давосе. Член Казанского сообщества Ляйсан Арсентьева рассказала о «кухне» форума, вопросах Биллу Гейтсу и о том, что представляют иностранцы, услышав слово «Татарстан».

В рамках форума состоялась встреча 50 представителей сообществ шейперов по всему миру. Россию представила член Казанского сообщества шейперов — доцент кафедры экономической методологии и истории Института управления, экономики и финансов КФУ, кандидат экономических наук Ляйсан Арсентьева.

Казанское сообщество шейперов реализует социальный проект по обучению программированию людей с ограниченными возможностями. Проект призван дать возможность инвалидам найти работу по востребованной на сегодняшнем рынке труда специальности. Проект реализуется на базе казанского IT-парка совместно с его директором Антоном Грачевым, который также представлял Россию на встрече шейперов в рамках ВЭФ-2017.

Какие впечатления от форума в Давосе?

— Сказать, что положительные, — ничего не сказать. Эта та единственная возможность, надеюсь, что не последняя, побывать на мероприятии такого масштаба. Конечно, даже сейчас еще очень сложно войти в привычный режим, потому что мыслями я пока еще там, в Давосе. Это международный экономический форум, это площадка, на которой встречаются люди, имеющие не только власть, но и возможность, и знания, и влияние на то, чтобы этот мир менялся в лучшую сторону. Этот форум был особенный не только с природной точки зрения, потому что в этом году в Давосе выпало рекордное количество снега, он еще был особенный тем, что в этом году было самое большое количество участников-президентов и в целом участников было больше, чем в другие годы. Форум был необыкновенным.

Что можете сказать об атмосфере ВЭФ?

— Атмосфера была потрясающая, потому что каждый шейпер, каждый участник — это такая уникальная единица. Человек, во многих случаях не просто единственный представляющий свою страну, но и человек, который решает действительно важные глобальные проблемы у себя в стране, является ее активным гражданином. В то же время они готовы вкладывать всю свою душу и навыки, так же, как президент или другой высокопоставленный человек вкладывает в глобальное изменение свои умения и знания. Можно сказать, что шейперы — это особенные молодые люди, которые действительно меняют этот мир к лучшему. У нас, конечно, была необыкновенная обстановка и настроение. Мы практически все вместе просыпались, ехали в Давос, дорога к которому занимала около часа. Мы жили недалеко от Давоса, но так как это серпантин, это Альпы, на это уходило некоторое время.

Как проходит форум для шейперов?

— Это совместные встречи, образовательные секции, обсуждение глобальных проблем, экономических и социальных, это поиски решений и, возможно, каких-то коллабораций, связей между шейперами и странами для того, чтобы можно было пусть не полностью решить, но хотя бы попытаться решить какой-то вопрос. Вместе с тем стараться донести свои идеи и мысли на секциях в виде вопросов, докладов и участия в каких-то дискуссиях, круглых столах, на полях, в коридоре, во время завтрака и ужина. Это было постоянное общение, какие-то идеи, обмен опытом и знаниями, это не прекращалось с 6 утра до 12 вечера. Даже культурная программа была пропитана теми самыми дискуссиями, в воздухе витало это желание поделиться, желание вобрать в себя какие-то идеи и мысли. Это было необыкновенно, потому что мы 24 часа и 7 дней в неделю были в постоянном взаимодействии друг с другом.

Удалось представить татарстанский проект?

— Да, конечно, удалось рассказать о нашем проекте в рамках «PreDavos», и, что немаловажно, очень многих заинтересовал наш проект. Уже во время самого ВЭФ удалось познакомиться с несколькими людьми, и один из них — Карлос, который также занимается помощью инвалидам и в особенности людям с церебральным параличом у себя в Бразилии и США. Google вложил в его компанию немалую сумму, и на сегодняшний день он является одним из очень немногих, кто создает программное обеспечение для смартфонов для людей с инвалидностью и с церебральным параличом. Он очень заинтересовался и нашим проектом, и я думаю, что это двухстороннее желание работать дальше и реализовать эти проекты. Мы сейчас на связи, и я надеюсь, что у нас все получится со временем, мы будем стараться.

Когда говорили, что вы из Татарстана, люди знали, где это?

— Классика жанра — это когда переспрашивают: «Казахстан? Таджикистан?» Но с первых дней у меня была уже заученная фраза, что я из Казани, столицы Республики Татарстан Российской Федерации, что мы находимся в центре России. Вот это сразу немножко ломало их представление. И под конец, что было очень приятно, все начали говорить: «Да, она из Казани, это в Татарстане». И когда кто-то при шейперах задавал вопрос, откуда я, они сами начинали за меня объяснять. Уже в конце, когда мы собирались выезжать из отеля, в общем, во время нашей самой последней совместной встречи, я спросила ребят: «Где встречаемся в следующий раз?» На что другие страны, Перу, Сальвадор, Австралия, страны Африки, ответили, что встречаемся в Казани. Было очень приятно.

Форум также посетил Президент Татарстана. Удалось пообщаться с Рустамом Нургалиевичем?

— Да, нам удалось встретиться на полях форума, я сама к нему подошла, представилась и рассказала, что я шейпер, работаю в университете, активистка «Сэлэт». От Рустама Нургалиевича я получила наставления. Это было недолгое общение, так как его пребывание на форуме было недолгим. Потом я видела его на многих секциях, в которых участвовала сама.

Можете рассказать о режиме дня шейперов на ВЭФ?

— В гостинице нас расселили по два человека, и я жила с девочкой из Сан-Сальвадора. Скажу честно, что ни вечером, ни утром мы просто не успевали разговаривать, потому что приезжали в час-два ночи, а в половину пятого мы уже были на ногах, чтобы успеть на шаттл до Давоса, а до этого еще и собраться. Очень хотелось спать, но красоты, которые нас окружали на протяжении всего пути, не давали этого делать, потому что виды на альпийские горы, серпантины и деревушки в Альпах, конечно, потрясающие. Мы просто наслаждались, снимали на фото и видео, общались друг с другом. Я не знаю, откуда бралась та самая энергия. В последние дни, конечно, ощущалось, что что-то не то, и организм понимал, что режим немножко сбился. Но до последнего дня организм как будто специально терпел, понимая, насколько это важно, ну и в день вылета, я думаю, все сдались, потому что все спали долго и, проснувшись, мы просто не понимали, что происходит. Неделя была очень насыщенная и пролетела не то что быстро, но мы и не заметили, как это все прошло. Потом мы ехали на сессии, у каждого шейпера, как и у каждого участника форума, был свой график.

Что это значит?

— Секции были разделены на несколько типов: это закрытые типы секций, на которые мы получали индивидуальные приглашения от организаторов этих секций, второй тип — это секции, на которые нужно было успеть зарегистрироваться, и третий тип — это открытые секции. Мы все были зарегистрированы на определенные секции, где-то мы с шейперами пересекались, а где-то нет. Во время этой программы у нас были еще обязательные шейперские мероприятия, в которых мы также участвовали. Это были какие-то круглые столы, отдельные секции, деловые ужины. Таких было не очень много во время основного форума в Давосе. График был плотнейший, мы старались посещать все запланированные секции.

Все удалось посетить?

— Скажу честно, удалось посетить не все, потому что, опять же повторюсь, в первые дни погодные условия были не самые благоприятные, был снегопад и город стоял. Соответственно шаттлы, которые были организованы, не работали по причине больших пробок. И мы иногда физически не успевали с одной секции перейти на другую. В случае если ты не успеваешь на секцию, бывает такое, что уже не можешь на нее попасть. В одном случае я не успела на секцию с Кейт Бланшетт, но можно сказать, что так было задумано. Потому что я очень хотела пообщаться с Фабиолой Джанотти, потрясающей женщиной, за деятельностью которой я слежу достаточно давно. Мне очень интересны ее позиции, ее видение и вообще она интересна как человек, ею невозможно не восхищаться. В пользу нее я пропустила, к сожалению, секцию с Кейт Бланшетт. Это был один такой случай, когда я зарегистрировалась на секцию и не попала на нее, потому что это было далеко.

Удалось пообщаться с Фабиолой Джанотти?

— Да, общались с Джанотти, и я узнала для себя много полезного. Мы общались о многостороннем развитии личности, в том числе она активно продвигает идеи STEM-talent. И секция, в которой я принимала участие, как раз была посвящена этому. Мы говорили про то, как важны какие-то базовые знания и творческое начало в человеке. Она является руководителем Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) и проводила эксперимент ATLAS на Большом адронном коллайдере. При этом она является выпускницей Миланской консерватории. Вот это сочетание творческого и научного начала в ней меня и привлекает. Поэтому в этом ключе мне близки идеи Фабиолы Джанотти.

Много ли было общения на ВЭФ?

— Было много бесед, потому что ВЭФ — это в том числе место, где сбываются мечты. Мы были самыми молодыми участниками, нас идентифицировали сразу, потому что средний возраст участников — 45–60 лет, а мы все-таки до 30 лет, и можно было как-то понять, что мы шейперы, что мы представляем это движение. И всем было интересно, правда, потому что они подходили к нам, спрашивали, откуда мы, чем мы занимаемся, как мы попали на форум. Это были какие-то базовые вопросы, к которым мы должны были быть готовы. Даже на этапе подготовки мы старались сделать какие-то заготовки по ответам. Нужно было постараться представить свою страну, республику за минуту, а иногда за 30 секунд. Я бы сказала, что к нам был повышенный интерес. К шейперам на форуме очень хорошо относятся и всегда открыты к любому диалогу. На форуме есть еще такая интересная опция, это отдельное приложение, с помощью которого мы регистрировались на секции и могли назначать какие-то встречи. Можно было написать любому участнику — от президента до шейпера. Я также постаралась воспользоваться этой возможностью. Встречи, к сожалению, не произошло, но получилось так, что с этим человеком мы встретились уже во время секции. Он сам ко мне подошел и сказал, что получил от меня письмо, но из-за графика не получились встретиться и предложил пообщаться.

Какие еще интересные знакомства произошли?

— Самая удивительная и волшебная ситуация произошла со мной во время выступления Co-chairs (наставников форума этого года — прим. Т-и). Руководитель Global Shapers Community увидел, как я захожу в зал, и пригласил меня сесть на первый ряд, где обычно сидят президенты, основатели форума, известнейшие люди — например, там сидели Элтон Джон и Кейт Бланшетт. Я села туда, для меня это было, конечно, какое-то непонятное состояние, когда папарацци в том числе уделяют мне внимание. Рядом сидела приятнейшая пара, с которой мы поздоровались. Они спросили, откуда я. Я рассказывала о Казани, рассказывала о нашем Казанском федеральном университете, про ОЭЗ и наш Иннополис, а также про то, чем я занимаюсь. И мужчина сказал, что был в Казани 10 лет назад. Мне стало безумно приятно, но на бейджик я не смотрела, потому что смотреть вниз при общении было бы не очень красиво и нетактично. Но было видно, что человек занимает какой-то пост. Важно, что с ним было приятно общаться. После того как мы немного пообщались, я так и не решилась спросить, откуда они и чем занимаются. Наверное, это было бы и лишним. Я бросила взгляд на бейдж и увидела только одно слово — «king». Тогда я поняла, что это король Бельгии.

Что на тот момент почувствовали?

— Собственно, для меня это было шоком, в то же время таким вызовом. Я сразу выпрямилась, продолжала с ними общаться, несмотря на то что они король и королева. Они были очень открыты и благосклонны. Они делали это не для приличия, а действительно вели себя не так, как в нашем представлении должны вести себя короли и королевы. Это, конечно, очень приятно. Мы даже пошутили на какие-то темы. А на следующий вечер я оказалась на секции, которая проходила в ресторане в горах, это было в Шале. Там я увидела, что за соседним столом сидит король Бельгии. Чтобы вы понимали, это было необыкновенное совпадение, потому что всего 3 тыс. участников и попасть на одинаковые секции во время форума, а тем более на ужины шансов было не так много. Там было человек тридцать, наверное. И вот после этой секции король сам подошел ко мне. Мне неудобно было сделать это самой, потому что его окружили другие участники. Он прошел ко мне, сказал, что помнит, что я из Казани, где мечеть и церковь стоят рядом, что я global shaper, что я доцент в университете. Я только раскрыла рот, удивилась, поблагодарила его за оказанное внимание, и мы сделали общую фотографию. Таких ситуаций было достаточно много, и, наверное, все их вот так не перескажешь. Каждый час форума был наполнен чем-то необыкновенным. У меня есть блокнот форума, где по каждой секции и встрече все записано, потому что я боялась, что забуду этот момент. А мне так хочется все это подольше сохранить в себе.

Вечером тоже шли образовательные секции?

— Конкретно эта секция была посвящена более таким ментальным вопросам, вопросам психологии. Шел ужин, мы слушали невероятные истории от основателя компании, которая создала аппарат, летающий на Сатурн, от женщины, спасающей слонов в Африке, от человека, который создает «невозможную еду», тема тоже очень интересная. Это были истории женщины, которая, поехав в самый зараженный район в Африке, спасала детей, сама заразилась инфекцией, пыталась излечиться и на сегодняшний день сидит на специальных препаратах, просто чтобы не умереть, но, тем не менее, продолжает ездить с этой миссией в Африку. Я могу привести огромное количество таких примеров. Это музыкант, который в Афганистане во время войны организовал оркестр из женщин, попавших в тяжелую ситуацию. И он продолжает это делать, даже после того, как подвергся террористической атаке и после того, как за его спиной взорвался террорист, а он сам лежал в коме. Я рассказываю, чтобы вы понимали, какая там обстановка.

Во время ВЭФ контактировали с казанскими шейперами?

— Я хочу сказать, что для нашего хаба это огромное достижение. Мы вместе к этому шли, вместе старались и на этапе подготовки, конечно, и на этапе моего пребывания там 24 /7 шейперы были со мной на связи. Они смотрели все секции, на которых я задавала вопросы, они комментировали, старались освещать мое пребывание в Давосе, давали советы. Я могла в любой момент написать, даже по приезде в отель, ночью. Это, наверное, самое ценное, что может быть вообще в отношениях между людьми, и не только межличностных, но и отношениях между регионами и странами. Очень важно быть всегда в контакте, быть всегда на связи. Чтобы облик нашей республики и нашей страны в целом всегда был позитивным, такой, какой он есть, чтобы ничего не искажалось. И эти поездки как раз таки этому способствуют, как мне кажется. Я думаю, что мы постарались с шейперами сделать все, чтобы сломать стереотипы и действительно показать тот самый замечательный образ, который у нас на сегодняшний день есть в мировой общественности.

Вы были участником закрытых секций?

— Да, это подразумевает доклад и участие в дискуссии. Но секции закрытые, поэтому о них нельзя говорить. Одна из таких секций была с Биллом Гейтсом. Он рассказывал про свой фонд, он человек-филантроп, человек-благотворитель, человек, который помогает другим и меняет этот мир. Не только с помощью технологий, но и с помощью средств, которые за счет этих технологий зарабатываются. Он вкладывает в благотворительность и призывает к этому мировую общественность. Он рассказывал об этом, о миссиях. Из всех участников только четверым разрешили задать вопрос, одной из них была я. Я спросила о его страхах касательно компании Microsoft и всего мира в целом на ближайшие пять лет. Да, он очень полно ответил на мой вопрос, но не могу сказать, что именно, так как секция закрытая.

Как туда можно было попасть?

— Перед форумом мы писали множество эссе на какие-то темы. Их нужно было писать в очень короткий промежуток времени. Условно ближе к вечеру организаторы присылали тему, и к утру следующего дня нужно было уже прислать эссе. Понятно, что это никак не оценивалось, не было показателем. Это делается для того, чтобы понять, чем живут шейперы, что их волнует и какие вообще у них мысли. Видимо, эти эссе как-то повлияли на выбор секций. Плюс еще мы много общались с Женевой, Швейцарией в целом, они звонили и так же узнавали про наши интересы, задавали более конкретные вопросы по нашей деятельности. Это тоже, наверное, сыграло роль.

Какой опыт получили?

— Поняла, что не нужно останавливаться. Что-то делается действительно неправильно нами же самими, а что-то делается правильно. Нужно работать над тем, чтобы нам и всем, кто вокруг нас, жилось хорошо или хотя бы лучше, чем сейчас. И что мы действительно в силах это изменить как на локальном уровне, так и на глобальном. На сегодняшний день границ нет, есть только возможности, и ими нужно пользоваться, а не лениться.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев