Ислам – религия, которая наиболее распространена в мире. В России многие народы исповедуют ислам уже более тысячи лет. В начале XXI века в нашей стране началось стремительное возрождение всех религий. Между Волгой и Уралом, где издавна живет много мусульман, появились сотни мечетей, а сама вера обрела здесь тысячи новых горячих сторонников.
Не секрет, что сегодня в исламском мире неспокойно. В разных уголках планеты возникло множество течений и группировок, которые имеют свой особенный взгляд на религию. Трактуют ее по-своему, считая, что только их понимание верно, а остальные правоверные заблудились.
Представляющие эти течения проповедники развернули кипучую деятельность и на территории нашей страны, проявляя особую активность в тех регионах, где традиционно проживают мусульмане.
Ловушка «Хизб ут-Тахрир»*
Главной мишенью подобных проповедников стали, прежде всего, активные молодые люди, искренне открывшие свое сердце исламу, но не искушенные в тонкостях богословия.
«В школе я была одна мусульманка, и мне все задавали вопросы: почему ты надела платок, зачем тебе нужен ислам? Я на эти вопросы ответить не могла. Я искала ответы. Ни лекций каких-то не было, ни доступных материалов, которые смогли бы мне разъяснить», – рассказала Фарида Хасанова, бывшая участница запрещенной организации, которая официально вышла из нее, ныне специалист ИКЦ «Диалог».
Вербовка
Отсутствием религиозной образованности молодежи при свойственном ей неуемном желании улучшить мир умело пользуются специалисты, обученные давать простые (и от того кажущиеся такими понятными!) ответы на сложные мировоззренческие вопросы.
Стоит отметить, что при первых контактах свою принадлежность к подготовившей и направившей их организации никогда не раскрывают, с самого начала обманывая доверчивых людей, искренне желающих бороться с общественными проблемами с помощью исламского образа жизни.
«В один прекрасный день ко мне подошел молодой человек и ответил на все сложные вопросы очень просто», – рассказала Фарида Хасанова.
«Мне они сразу понравились, потому что они были открытыми людьми. Они отвечали на вопросы. Я не видела выхода, не видела решения проблем, которые существуют в обществе», – поделилась бывшая участница запрещенной организации, которая официально вышла из нее, Лейсан Зарипова.
«Читал намаз, учился, поступил в университет. В один из дней я встретил человека, который разбирался в религии, обладал большими знаниями, чем я. Мог «раскидать» основы ислама, доказать существование Творца, истинность Корана. И вот это привлекло меня», – рассказал бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее, Радик Зарипов.
По словам психологов, когда человек сталкивается с вербовщиком, то тот предстает самым добрым, хорошим, приятным человеком из всех, кто встречался в жизни. Он предлагает помочь человеку найти себя и смысл жизни. Этап вербовки – это то, что призвано замаскировать дальнейшее психологическое насилие в более жесткой форме.
Психологическое воздействие в группе
Важный психологический инструмент, по словам экспертов, – внедрение мыслей об избранности паствы: «Только мы на верном пути, только мы веруем истинно, только наша группа под милостью Всевышнего».
Истово верующий человек, подвергшийся такой психологической обработке, постепенно начинает воспринимать мнение пастыря как единственно верное, не подлежащее сомнению и готов беспрекословно выполнять любые поручения даже несмотря на очевидность приносимых ими лишений.
«Тебе поставили рамки – белое и черное, и ты начинаешь все видеть только так. Все те, кто хочет этой партии навредить, – черные. Все те, кто с тобой и помогают, они белые. За рамки борьбы уже не выйдешь. Идет борьба черного с белым, и все в твоей голове, у тебя уже важного ничего нет. Семья, работа – это все отлетело на задний план», – вспомнил бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее, Евгений Кулагин, ныне заключенный ИК № 16 в г. Салавате.
«Среди вербовщиков есть ребята, которые такое чувство вины могут тебе привить, даже заплакать заставят своими словами. Я видел таких. Двадцатилетний юноша с высоким интеллектом тридцатилетнему мужчине, у которого семья, дети, такое чувство вины прививал за то, что тот не переживает за ислам, ничего не делает, никуда не двигается, что до слез доводил», – вспомнил бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее, Рустем Зайнуллин, ныне заключенный ИК № 1 г. Чебоксары.
В условиях такого психологического давления человек лишается чувства ответственности за свои поступки, перестает понимать и оценивать их возможные последствия. Слепо следуя посулам этих, с позволения сказать, проповедников, целиком попадая в струю течения, он постепенно становится рабом, инструментом в руках умелых манипуляторов.
Таким манипулятором является, в частности, запрещенная в России «Исламская партия освобождения» или «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме Такиюддином ан-Набхани и имеющая штаб-квартиру в Лондоне. Своей целью эта партия провозглашает восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства – халифата.
«Ходили такие слухи, что штаб-квартира этой организации якобы в Англии. Мы задавали вопросы ответственным, они отвечали: “Врут все, все не так, никому не верьте”. В итоге мы выяснили, что к исламу эта организация не имеет никакого отношения. Обыкновенные наймиты Запада», – рассказал бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее, Фанис Гайнутдинов, ныне заключенный ИК № 9 Нижегородской области.
Официально запрещенная в России «Исламская партия освобождения» отрицает террористические методы: в ее программе содержатся лишь призывы к созданию Исламского государства мирным путем. Однако при более углубленном изучении становится ясно, что после достижения этой цели, после того как государство будет создано, обязательным становится принуждение всего мира к принятию идеологии Хизба. Тут уж не до отрицания насилия – это тезис только для новичков. Военные действия допустимы и даже неизбежны.
А руководитель администрации «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России, Аль Касас в своих фетвах однозначно заявляет, что участие в смуте на территории Сирии является обязанностью для мусульман. Таким тонким образом Хизб уходит от ответственности за призывы к терроризму, по факту же занимаясь пропагандой для кадрового обеспечения Джабхат ан Нусры на Ближнем Востоке.
«Я также знаю, что сегодня они призывают поддержать некоторые исламские группировки, которые находятся на территории Сирии. “Хизб ут-Тахрир”* считает, что джихад – неотъемлемая часть внешней политики исламского государства. И даже если государство не будет заниматься джихадом, то сама организация, находясь в этом государстве, будет призывать именно к такой форме внешней политики», – рассказал бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее, Азат Хасанов, ныне заключенный ИК № 2 в Казани.
Активная деятельность в ХТ
Структура партии «Хизб ут-Тахрир»* – строго централизованная, имеющая вертикаль управления. Национальные организации обычно находятся под руководством группы из 12 человек, контролирующих местные ячейки. Женские ячейки существуют отдельно от мужских.
Помимо каждодневной пропагандистской работы, включающей изучение специальной литературы, тиражирование и распространение воззваний, пресс-релизов, видеороликов и вербовки новых членов, ХТ занимается проведением резонансных акций, призванных дискредитировать государственную политику в глазах мусульман, сеять недовольство в обществе, сталкивать мусульман с гражданами других вероисповеданий.
В 2013 году, сразу после того как Россия предложила план урегулирования в Сирии, предотвращающий ввод иностранных войск, «Хизб ут-Тахрир» организовала в нашей стране самую масштабную протестную акцию за все время своего существования.
Поводами стали слух о признании экстремистским перевода Корана Эльмира Кулиева, который члены запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир» преподнесли как «запрет Корана» вообще, запрет ношения хиджаба в школах Ставропольского края, представленный как полный запрет на ношение платка, и смерть на Кавказе правозащитника – члена «ХТ», трактуемая ими как убийство, хотя до этого на Кавказе нередко происходили убийства имамов, на которые партия вообще никак не реагировала.
В нескольких городах России одновременно были развернуты баннеры с надписями: «В России запрещают Коран», «В России запрещают хиджаб», «В России убивают проповедников».
Одновременно в Интернете через своих блогеров была развернута пропаганда протеста против якобы имеющихся нарушений прав верующих.
Семья
Тратя значительную часть времени на работу в партийной ячейке, активисты запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир» неизбежно обделяли вниманием собственных домочадцев, мало занимались воспитанием детей. При этом старшие родственники, как правило, относились к радикальным взглядам без понимания и даже с нескрываемым подозрением. Все это не могло не приводить к напряженным отношениям в семьях.
«Конфликты в семье были, да. В первую очередь супруга заметила, что я посещаю какие-то непонятные для нее мероприятия. Ее настораживало, что я уделяю мало времени семье. Дедушка мне говорил: “Ты, сынок ошибаешься, этого нет в религии”. Я стал другим. Совершил ошибку и впопыхах развелся», – рассказал Арслан Салимзянов, бывший участник запрещенной организации, который официально вышел из нее:
Членов «Хизб ут-Тахрир» стали арестовывать, судить и приговаривать к весьма серьезным срокам. Последствия этого иначе как трагичными не назовешь. Молодые, деятельные мужчины теряют лучшие годы своей жизни в местах заключения, дети остаются без отцов, семьи – без кормильцев.
Взаимоотношения с традиционным исламом
Даже в самом мусульманском мире партия «Хизб ут-Тахрир» выглядит в определенном смысле чужеродной структурой, эдакой вещью в себе. Ее члены чувствуют себя комфортно и естественно только в среде своих единомышленников-однопартийцев.
Вне этой среды они испытывают беспокойство, словно находятся в стане врагов. При этом высокомерно считают остальных мусульман грешниками, поскольку те действуют не в соответствии с разработанными данной группой методами.
Поэтому с традиционными мусульманскими общинами и имамами у запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир» складываются натянутые взаимоотношения. Люди, обладающие религиозными познаниями, имеющие устойчивое мировоззрение, как правило, не попадаются на крючок и не реагируют на провокации.
«В концепции “ХТ”* говорится, что адепты должны раствориться в общине мусульман. Но на практике в России произошло отчуждение. “ХТ”* – отдельно, представители традиционного направления ислама – отдельно. Мы хотели найти с ними контакт, но они не восприняли, отторгали нас», – рассказал Рустем Зайнуллин.
«Политические исламистские движения решили, что нужно менять правителя, политический строй, государственный порядок. Первая ошибка “ХТ”* заключается в том, что они считают, что, убрав правителя, поменяв его на мусульманского, все изменится. Нет, человек должен исправлять самого себя, исправлять личные отношения со своим Господом», – отметил специалист ИКЦ «Диалог» Закир Шарыпов.
Сомнения. Противоречия
Рано или поздно у большинства членов «Хизб ут-Тахрир»* неизбежно появляется критическое омыление ситуации. Не дают покоя многочисленные вопросы к вышестоящим руководителям, которые остаются без ответов. Ведь партийное учение изобилует противоречиями и логическими нестыковками, а практика, в угоду политической конъюнктуре, нередко грешит непоследовательностью.
У многих людей просто заканчивается терпение и возникает мысль покинуть это течение, тем более что дальнейшая работа в нем увеличивает риски получения продолжительных тюремных сроков.
Многим, чтобы прийти к этой мысли, нужно накопить жизненный опыт, нужно время, и нередко это время для осмысления Всевышний посылает уже в местах лишения свободы.
«Психологическая обработка идет сильная. Человек попадает в “ХТ”*, его оберегают. Ему не дают изучить ислам. Я провел в организации пять лет, за это время ни разу Коран не читал, я в тюрьме только первый раз его прочитал», – рассказал Айдар Гарифьянов, осужденный ИК № 16 г. Салавата.
«Стал читать хадисы и аяты, перевод Корана и понял: то, что делали мы, это неправильно. После того как ломка у тебя прошла, понимаешь, что это секта», – признался Алексей Хамадеев, осужденный ИК № 2 Башкирия.
Трудности выхода из организации
Активные методы вербовки, психологическое манипулирование, направленное на удержание мусульман, лишение свободы выбора, а в последующем полное порабощение человека – все это методы тоталитарного деструктивного культа, которыми пользуется «ХТ»*. А из тоталитарного культа, как известно, не так-то просто выйти самостоятельно.
Во-первых, адепту мешают искусственно привитые страхи: выйдешь из группы – станешь предателем, заблудшим, лишишься милости, спасения.
Некоторые бывают запуганы рассказами о негативном отношении к мусульманам и пытках в стенах спецслужб.
Во-вторых, в течение длительного времени все интересы, помыслы, вся жизнь активистов партии были посвящены решению проблем или достижению целей организации. Остальные социальные связи – общественные, родственные, дружеские – оказываются оборванными.
В такой ситуации многих пугает вопрос: «Есть ли жизнь после “Хиз-бут Тахрир”*?»
«Не каждый человек обладает какими-то знаниями, чтобы противостоять. Если человек когда-то имел свое мнение, то, став членом ХТ, он перестает критически относиться к поступкам и взглядам, подчинен влиянию партии. Освободиться от этого влияния очень сложно, по сути нереально», – поделился Расим Сатаев, осужденный ИК № 2 Башкирия.
«Были обиды и разочарования, когда я уходила оттуда. Их доброе отношение резко изменилось ко мне – перестали разговаривать, общаться. Мне непонятно было как столь доброе отношение, могло просто взять и исчезнуть. После выхода из группы депрессия была, стресс был, тяжело было. Теперь легко», – рассказала Лейсан Зарипова.
По словам психологов, у тех, кто вышел из деструктивных, террористических, экстремистских групп, нарушены не только понимание картины мира, не только понимание того, кто есть человек в этом мире, но и нарушены эмоциональная и поведенческая сфера. Они не знают, как вести себя вне организации. Человеку не хватает того адреналина, на котором его держали, пока он находился в рядах «ХТ», возникает адреналиновая ломка.
Нынешнее отношение участию в ХТ
В последнее время все большее число людей выходят из «ХТ»*, этот факт, естественно, тщательно скрывают. Если человек раскаялся и добровольно покинул организацию до появления уголовного дела, правоохранительные органы всегда идут навстречу и не преследуют за участие в запрещенной партии.
В Казани даже организован Центр социально-психологической реабилитации людей, покинувших различные радикальные группировки и деструктивные культы.
«Мы открыли консультативный центр “Диалог” при КФУ. У нас есть специалисты по религии, психологии, теологии. Мы помогаем тем, кто хочет выйти из подобной группы или уже вышел. Есть позитивные результаты. Люди благодарны», – рассказала Фарида Хасанова.
У бывших активистов появляется счастливая возможность исполнять волю Всевышнего жить нормальной жизнью, дарить радость близким, ходить в мечеть для молитвы и чтения Корана, а не для того чтобы навязчиво вербовать новых адептов и жаловаться на отсутствие исламского правления.
«Пока я находился в “Хизбе”, у меня было очень мало времени для семьи, жены, родственников. Я считаю, что, выйдя из организации, можно спокойно заниматься тем, что предписывает религия. Исламский призыв можно вести и без организации», – поделился Азат Хасанов.
Люди, отказавшиеся от деятельности запрещенной в России организации «Хизб ут Тахрир», смогли, наконец, воспользоваться преимуществами, которые гарантирует государство и ислам, – это безопасность от совершения сомнительного; безопасность жизни, здоровья и чести. Стоит ли терять свободу, семью, ломать свою жизнь? Этот выбор каждый делает сам. Лично и ответственно.
«Есть совершенно четкие установки, которые направлены на создание условий для выхода людей из террористических организаций, для того, чтобы не допустить входа их в эту организацию, для того, чтобы объяснить, что есть совершенно четкие, законом установленные нормы и правила, которые защищают человека, который хочет разорвать с этой деятельностью, вернуться к мирной жизни. Это определено законодательством, это определено политикой президента страны. Всегда эту деятельность можно остановить. Всегда есть возможность прибегнуть к российскому законодательству, которое позволяет выйти из террористической организации и вернуться к мирной жизни», – отметил руководитель аппарата антитеррористической комиссии в РТ Ильдар Галиев.
* «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» - запрещенная в России международная террористическая организация.
Нет комментариев-