Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ленара Музафарова, МФЦ в РТ: «Забудьте очереди как страшный сон!»

Ленара Музафарова, МФЦ в РТ: «Забудьте очереди как страшный сон!»
Директор Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в РТ Ленара Музафарова в интервью гендиректору АО «Татмедиа» Андрею Кузьмину для ИА «Татар-информ» рассказала о самых популярных и новых услугах татарстанских МФЦ, планах развития и уникальном опыте республики перевода специалистов из Кадастровой палаты в МФЦ.


«Я не согласна с позицией федерального центра у Кадастровой палаты забрали практически все полномочия»

Ленара Акмалутдиновна, недавно вы решили уйти с поста руководителя Кадастровой палаты РТ, где очень долго работали. Почему?

— Я не совсем согласна с основной стратегией федерального центра, и я не могу повлиять на эту ситуацию. Если чуть-чуть уйти в историю, то Кадастровая палата РТ была создана 1 августа 2001 года. Именно в это время я пришла туда работать юристом по земельным вопросам, у меня уже был опыт — я работала в государственном комитете по земельным ресурсам и земельной реформе.

Получается, вы с самого становления Кадастровой палаты в Татарстане?

— Да, с самых истоков. Через четыре года я стала директором этого учреждения. В это время у нас по всей России стала активно развиваться Кадастровая палата, нас стали наделять серьезными функциями. Как принято, Татарстан стал очередной площадкой для всех пилотных проектов. Кадастровая палата РТ тоже вошла в пилот. Из десяти пилотов в России семь внедрила моя команда. Они все были успешно реализованы, чтобы потом транслироваться на всю Россию.

С 2001 года — это 20 лет практически. Законодательство же совсем поменялось, правила игры изменились, как и сама жизнь изменилась.

— Да, все кардинально изменилось. На протяжении десяти лет мы работали в таком драйве, что когда пилот заканчивался, у нас грустнели глаза — мы хотели чего-то еще.

Нас было 1,5 тысячи человек. Четыре года назад на федеральном уровне было принято решение объединить базы кадастра и регистрации. В связи с чем часть полномочий ушла от нас, а численность сотрудников сократилась почти до 500. Сегодня, наверное, работает уже около 300 человек. Так совпало, что параллельно с этим начинается развитие многофункциональных центров по всей России.

Рустам Нургалиевич (Минниханов, Президент Татарстана — прим. ТИ) на очередной коллегии сказал о том, что нужно развивать МФЦ, но у нас все в порядке на приеме в кадастровых палатах. Я считаю, что не должно быть каких-то посредников между людьми, должны быть профессионалы. Я вижу, что нас сокращают, вижу, что районные филиалы скоро тоже закроют. А там 600 – 700 человек, которые 15 лет занимаются приемом документов — это и регистрация права, и кадастровый учет. Сейчас в МФЦ мы принимаем более 160 документов, самый сложный пакет документов — это именно эти услуги.

Кадастровые услуги оказались самыми востребованными?

— Да, 62% принятых документов касаются кадастра. Здесь у меня возникает мысль возглавить МФЦ и перевести людей, потому что потерять таких опытных сотрудников было бы очень большой ошибкой. Президент меня очень поддержал и помог.

А в чем ты не согласна?

— Во-первых, у Кадастровой палаты забрали практически все полномочия. Если раньше мы сами отвечали за кадастровый учет, то сейчас проекты готовит Кадастровая палата, а конечный результат подписывают регистраторы, которые потом за него и отвечают. Такая позиция меня совершенно не устраивала. Мы как будто спустились на какой-то другой уровень — года два мы просто висим в воздухе и не понимаем, чего от нас хотят.

А здесь огромное количество сил и времени стало забирать развитие МФЦ: было четыре услуги — сейчас 160. И здесь пилот за пилотом, то, что я и люблю. Кстати, два года назад пришел приказ о ликвидации всех филиалов кадастровых палат по Республике Татарстан. Но в это же время их сотрудники уже оказались у меня.

Плавно перетекли в МФЦ?

— Совершенно верно. Люди стали приходить в те же офисы и даже не обращали внимания на то, что вывеска изменилась. Была «Приемная Кадастровой палаты», сейчас «Приемная МФЦ».

Хочу отметить, в декабре я была на коллегии Росреестра в Москве. Руководитель Росреестра Виктория Абрамченко наградила меня благодарственным письмом министра экономического развития Максима Орешкина и сказала, что Татарстан, как обычно, пошел своим нетрадиционным путем, сохранил всех своих специалистов. Это был удачный опыт, который, к сожалению, уже неповторим. Я общаюсь с другими МФЦ и палатами — люди практически ушли на улицу, а мои специалисты плавно перетекли в МФЦ.

МФЦ – это торговый центр, где можно получить 160 услуг

Что такое МФЦ? Почему на сегодняшний это то, что дает тебе драйв, то, что ты стремишься развивать?

— Мне часто задают этот вопрос. Это, наверное, торговый центр, где вы можете купить продукты, одеть собственного ребенка, купить технику, даже батарейки на часах поменять. В МФЦ то же самое: вы заходите в одну дверь, за которой можете поменять водительское удостоверение, получить загранпаспорт, сдать документы на сделку, получить справку об отсутствии судимости — 160 услуг в одном месте.

Самое классное в МФЦ — экстерриториальность. К примеру, вы прописаны в Атнинском районе, но работаете в Казани. Чтобы сдать документы, вам не надо ехать в Атню, вы можете сделать это в любом из семи отделов Казани и получить там же.

К тому же для людей установлен удобный график: вы можете прийти к 7 утра или 8 вечера. У нас распределены дни, то есть во всем городе каждый день какой-то филиал работает с 7 утра до 8 вечера. Они меняются. Все 57 филиалов в республике работают и в субботу, а центр, где мы сейчас находимся, еще и в воскресенье. Здесь есть терминалы, в банк бежать не надо. Консультанты помогут заполнить бланки.

Сейчас, когда мы оказываем столько услуг, чтобы помочь людям, начинаешь думать, как сделать это удобнее для заявителя и как разгрузить своего оператора, и постоянно над этим работаешь.


20-летние ребята приходят получать новый паспорт, но не могут правильно заполнить бланк. Они не умеют писать!

В начале 2000-х годов при регистрации недвижимости я приехал и остолбенел — очередь начиналась еще на улице, из пяти окошек работали только два, духота, жара, озлобленные люди. Я был в шоке. Как сегодня это все происходит? Как вы решаете проблему очередей?

— На самом деле она решилась одномоментно. Раньше центр на Ершова был единственным, где принимали документы. Сейчас по всему Татарстану их 57, в Казани 7 филиалов МФЦ. Тех очередей, как на Ершова, нет! Забудьте их как страшный сон! Самое большое ожидание в очереди может быть в час пик, и длится оно не более 30 – 40 минут — для нас это недопустимо.

Заявитель должен находиться в нашем офисе не более 15 минут, мы стремимся к этому. Но для этого нужна программа. Сейчас мы над этим тесно работаем с Министерством связи. Стремимся, чтобы больше документов в электронном виде заполняли сами сотрудники. Сейчас мы столкнулись с тем, что 20-летние ребята приходят в филиалы на получение нового паспорта...

Не умеют писать?

— Не умеют писать! Они постоянно ошибаются, а наши отделения УФМС не принимают никакой ошибки. Раз семь они пытаются заполнить, потом наши операторы начинают заполнять сами. Когда это будет в электронном виде, человек машинально и быстро заполнит данные, распечатает бланк и распишется. Однозначно сократится и время ожидания. Я очень надеюсь, что к концу этого года в этом плане будет сильный прорыв.

Это же системная проблема. Поколения Z, Y реально руками очень мало пишут. Давай еще подробнее, как вы под это будете адаптироваться?

— Наши операторы будут делать все за них. Главное, чтобы человек сам пришел и расписался в паспорте. Сейчас уже есть множество услуг, которые заполняются в электронном виде, и время ожидания сокращается. За полгода мы отработали оказание этих услуг.

Единственная причина, по которой мы не примем документ, это отсутствие российского паспорта. Первое время из-за этого было некоторое количество жалоб, связанных с тем, что весь мир может показать международное водительское удостоверение — это документ, удостоверяющий личность. Или кто-то приходил с загранпаспортом. Но у нас в законе четко прописано: только российский паспорт.

В день наши 57 филиалов принимают около 10 тыс. человек, а казанские филиалы, бывает, и по тысяче в день — это огромное количество людей. За прошедший год мы приняли около 4 миллионов людей.

Федеральный центр спускает в МФЦ новые услуги практически ежемесячно

Ведь требуется очень серьезное программное обеспечение и связь не только между собой, но и со всеми органами власти. Как этот процесс разрешается? Учитывая и проблему того, что базы и программные продукты разные. Вы преодолели эту проблему?

— Нет, мы ее не преодолели до сих пор. Федеральный центр спускает нам новые услуги не ежегодно или раз полгода, а ежемесячно. Вот 12 февраля у нас появилась новая услуга: получение ИНН. При потере или порче приходите в наши центры, минуя налоговую. Какую внутреннюю колоссальную работу мы проводим, знаем только я и моя команда. Заявителю об этом и не надо знать, ему это не нужно.

К примеру, спускается новая услуга, которую мы обязаны начать оказывать с 1 марта. В идеале сначала должен быть программный продукт, потом начинается подписание соглашений между органом власти и МФЦ с описанием, как будет проходить передача функций. Затем обучаются сотрудники. Только потом можно приступать к работе. Помимо этого, мы должны рассчитать курьерскую службу. Доставка документов проходит ежедневно, потому что в электронном виде пока очень мало интегрированных с АИС МФЦ программ.

До сих пор на бумажках это все?

— Да, огромную часть возим на бумаге. Даже если к концу года мы переведем много услуг в электронный вид, все равно есть документы, которые пока не могут перейти исключительно в цифровой формат. Например, паспорт или водительское удостоверение.

Мы посчитали, один наш курьер в центральном аппарате в Казани в день накручивает где-то около 250 км. Он еще параллельно возит документы УФМС, Пенсионного фонда, регистрационной палаты.

Курьер-то в очереди не стоит?

— Он в очереди не стоит, но бывает, что каждый филиал и орган просят разный пакет документов. Спасибо всем руководителям ведомств, они всегда идут навстречу. Я в ручном режиме набираю телефон и говорю: «Давайте встретимся, нужно поговорить, есть непонимание. Мои курьеры не могут ждать». Чаще всего мы приезжаем к определенному времени, а пакет документов уже готов — это дорогого стоит, но это было отработано в ручном режиме, просто по телефону договаривались.

Ты же чувствуешь, что это прошлый век — бумаги, курьер. Как идет адаптация программного обеспечения? Нужно «поженить» федеральные и наши республиканские разработки, нивелировать различия между ведомствами. Как вы справляетесь с этой проблемой?

— С федералами сложнее, конечно, потому что мы всегда ждем программный комплекс, чтобы они транслировали его на всю Россию и спускали к нам в АИС МФЦ. Минсвязи не может приступить к работе по интеграции, она ждет этот программный продукт.

В то же время Минсвязи перевело в электронный вид почти все региональные и муниципальные услуги. Однако мы до сих пор не можем заставить органы исполнительной власти на местах работать, но стремимся к этому.

Что получается, когда мы начинаем в электронном виде работать в районах. Например, предоставление земельного участка. Человек написал заявление, пришел и сдал в исполком. Я не скрываю, ко мне обращалось за помощью огромное количество людей. Заявление рассматривается ровно месяц, как положено по делопроизводству, потом по какой-то причине возвращается обратно.

Закорючку не там поставил?

— К примеру, да. Может, даже потеряли его — и такое происходит. Что касается АИС МФЦ, там 7 дней и все прозрачно. Человек сдал заявление и через 7 дней должен получить ответ.

С нами исполкомы тяжеловато на это идут, они понимают, что мы выставляем для них стандарты. Получается, МФЦ начинает контролировать муниципальный орган и начинает учить порядку. Есть регламенты, есть сроки, и мы не имеем права их нарушать, потому что весь негатив люди выливают на моих сотрудников.

Казань научит весь Татарстан быстрее оказывать муниципальные услуги

С Казанью какие взаимоотношения? Я сам сталкивался со структурами вроде ГлавАПУ, связанными со стройкой и с разрешительными вещами: люди годами бьются.

— Буквально недавно поднимали вопрос, где обсуждали новый проект. Казань разработала программу о сокращении сроков предоставления муниципальных услуг, то есть решила создать внутри себя собственный МФЦ. На самом деле по муниципальным услугам мы с Казанью практически не работаем, это совершенно другая территория. Рустам Нургалиевич дал поручение Минсвязи, чтобы данную платформу сынтегрировать к нам, чтобы потом это транслировать на весь Татарстан.

Все-таки не нужно МФЦ города Казани отдельно создавать, оно не должно быть отличным от других. Все 57 филиалов МФЦ должны принимать все услуги, которые есть. Не должно быть так, что в Атнинском не принимают паспорт, а здесь водительское удостоверение, — это уже не МФЦ.

Вообще Рустам Нургалиевич сказал, что 9 мая он хочет посмотреть, как это у нас заработает здесь. Сейчас мы тесно работаем с Казанью, с Минсвязи и хотим внедрить их платформу. Пилотный проект берет Лаишевский район. Согласно проекту, установлено регламентное время — 40 дней от начала получения разрешения на строительство, заканчивая всеми документами.

С какими районами проще всего работать, с какими сложнее?

— Изначально мне казалось, что будет тяжело работать с крупными районами вроде Нижнекамска, Челнов и Альметьевска. Но получилось наоборот. Они всегда креативят, помогают и идут мне навстречу.

В сельских районах тоже идут навстречу, но там проблема в недостатке кадров. У них даже в штате нет этих людей. Мы всегда готовы помочь, если в районе появляется сотрудник, я говорю: присылайте к нам, мы сами его обучим.

В районах еще установлены конкретные часы и дни приема. А мы работаем практически круглосуточно. Они понимают, что поток людей пойдет к нам, а мы не имеем права отказать им в принятии документов. В итоге они просто будут завалены пакетами документов, которые нужно в срочном порядке рассмотреть.

Самая востребованная услуга МФЦ – регистрация сделки

Какие услуги наиболее востребованы? Мы сказали, что одна из них — это постановка на кадастровый учет. Что еще?

— Однозначно регистрация сделки. Когда я только приступила к обязанностям в 2015 году, то услуги Росреестра составляли 82% от всех услуг, сейчас эта цифра достигает 62%. Это не говорит о том, что услуг Росреестра стало меньше, просто других услуг стало больше.

На втором месте — налоговая. Это справки о доходах и ИНН, справки о задолженности. На третьем — паспорта, справки об отсутствии судимости и, конечно, регистрация, или по-простому прописка. Дальше уже Пенсионный фонд и муниципальные услуги.

Еще раз повторюсь: министр связи уже провел совещание по поводу того, что на ВКС сейчас тоже будут выставляться районы, которые начали работать в электронном виде.

Сейчас курьеры возят документы в Казань. К примеру, индивидуального предпринимателя можно зарегистрировать только в Казани, а мы предоставили эту возможность во всех филиалах республики.

Что касается муниципальных услуг, мы бы не каждый день носили оригиналы документов, а ввели бы систему и договорились с ними: давайте мы вам к концу недели этот пакет документов принесем, чтобы вы вшили в дело или в папочку отложили, а в электронном виде уже начали работать. Они сами понимают, что так будет намного легче.

В этом году у нас грандиозные планы по поводу программного продукта АИС МФЦ. Будет отлично, если у нас все получится. Я всегда переживаю.

Это от Минсвязи или от вас зависит?

— От государственных органов. Минсвязи тесно работает с нами, с нашими методологами. Мы заказчики, мы пишем, чтобы они уже внедрили. При этом наши методологи работают с другими государственными органами и за них также пишут. Мы понимаем: кроме нас самих заинтересованных в этом продукте нет. Моим операторам на местах тяжело — каждый должен знать 160 услуг наизусть. А если это будет в электронном виде, все будет быстро и автоматизировано. Система не ошибется.


Все считают, что с появлением электронных услуг ходить в МФЦ будет не нужно, но человеку нужна бумажка

Когда ты прогнозируешь, что МФЦ станет виртуальным? Когда не нужно будет ходить.

— Кстати, это ошибочное мнение всех. Все считают, что если появятся электронные услуги, то ходить не нужно будет.

Россия — огромная страна с большим количеством людей и огромным количеством услуг. Не получилось у нас, у государственного органа, обособленно все это сделать. Что мешало создать такой продукт? У многих ведомств есть свои программные продукты: ЗАГС, Росреестр, Пенсионный фонд. На коллегии в Пенсионном фонде рассказали, что выдано документов на маткапитал на 220 тысяч, но только 2 тысячи из них согласились получить документ в электронном виде.

Человеку надо держать в руке бумажку?

— Человеку нужна бумажка. Дистанционно МФЦ никогда не будет работать, к нам приходят только своими ножками. Если человек захочет дистанционно сдать, он сдает напрямую в орган. В этот момент МФЦ никак не задействовано.

Возможно, произойдет сокращение численности филиалов, но пока тенденция только к увеличению, потому что не все услуги еще нам передали. Каждый месяц на уровне правительства решается вопрос о передаче МФЦ новой услуги. Например, Советский отдел в Казани регистрирует автотранспорт.

А что дальше?

— В России всего два таких центра по госрегистрации автотранспорта — в Москве и в Казани. Все это связано с площадями. В этом центре можно посадить сотрудника ГИБДД, есть площадка для осмотра автомобиля. Но у нас исторически сложилось, что мы сели на территории кадастровых палат и Росреестра, эти залы были заточены на 4 услуги, а сейчас их 160.

Сколько денег вы берете за свои услуги?

— Мы вообще ни копейки не берем. Из 160 услуг только 6 облагается госпошлиной, остальные мы предоставляем бесплатно.

Хорошо, а на что тогда курьеры ездят у вас между городами?

— До 1 января 2015 года вся пошлина уходила в Российскую Федерацию, после 50% пошлина остается в бюджете субъекта. Например, если за 2018 год мы перечислили пошлину в размере 1,2 млрд рублей, то 610 млн остается в республике. Мне выделяет бюджет Республика Татарстан. Я сама себя окупаю практически.


МФЦ Татарстана хотят предоставлять услуги Госжилфонда

Какие услуги с пошлинами вы бы хотели на себя перетянуть?

— Самая большая пошлина, конечно, с услуг Росреестра и МВД, паспорта. Но в ближайшем будущем услуги, которые должны нам передаться, бесплатные.

Какие еще услуги в ближайшее время вы на себя возьмете?

— У нас такого плана нет — с центра спускают. Мы не знаем, с какой стороны вообще что-то прилетит к нам, если уж серьезно и честно.

При изменениях в пенсионной системе нас сразу наделили полномочиями выдавать справки предпенсионерам. В этом году мы начали выдавать биометрические загранпаспорта, ИНН. В прошлом году запустили выездной прием. На перспективу я не могу пока сказать, сколько услуг мы возьмем на себя в этом году.

А от вас идет инициатива?

— Есть два республиканских проекта, которые я хочу, чтобы нам отдали. Пока идут переговоры. Например, я хочу напрямую работать с Государственным жилищным фондом. У них в каждом районе есть свои специалисты, которые принимают людей, выдают справки о выплате полного пая за квартиру и заключают договор на соципотеку.

Почему бы им не отдать эту услугу нам и сократить 70 человек? Пусть люди приходят к нам, а мы заключим с Госжилфондом РТ агентский договор за определенный процент. Есть такие вещи, которые я бы очень хотела, чтобы они у нас были, потому что у нас предусмотрена и внебюджетная деятельность.

И планы стоят. Вы должны еще и зарабатывать.

— Да, естественно. Планы утверждены Кабмином, у меня стоит сумма, которую я должна за год заработать, я должна искать такую работу. Данные деньги идут на поощрение моих сотрудников. Поэтому есть заинтересованность и мотивация моих операторов.

Регионы РФ начинают централизацию МФЦ, Татарстан сделал это еще в 2015 году

Как наш опыт востребован на федеральном уровне? Сколько регионов в России по нашей схеме работает? Обращаются ли к вам за опытом кто-то из других субъектов?

— Да, за опытом обращаются. Например, многие регионы столкнулись с проблемой, связанной с услугами Росреестра. По заработанной пошлине мы находимся практически на четвертом месте в России после Москвы, Московской области и Краснодарского края. Нам говорят: как у вас получилось выстроить такие взаимоотношения с Росреестром? При этом идут жалобы с разных федеральных центров на Росреестр из-за несвоевременной подачи документов или, наоборот, на МФЦ из-за неправильного приема документов. На Росреестр идет негатив из-за большого количества отказов.

Прием документов оператором — это 50% успешного дела. От того, насколько профессионально он их примет, зависит, насколько оперативно будет решен вопрос на федеральном уровне.

Неправильно принял бумажечку, и 30 дней ждешь, а потом получаешь отказ.

— Сейчас 5 – 10 дней.

Здесь и человеческий фактор играет роль.

— И он у нас присутствует, конечно. Но у нас работают люди с 15-летним опытом, которые знают эту систему. У нас самый низкий процент отказов в приеме документов по вине наших операторов (0,01%). Это самый лучший показатель в России.

Это сильный ход Рустама Нургалиевича, который поручил вам в свое время заниматься МФЦ и переводом сотрудников из кадастровых палат.

— МФЦ были в республике и до 2015 года, но они были децентрализованы. В каждом районе было свое номинальное МФЦ, но столько услуг, естественно, там не принимали. В первую очередь Президент РТ сказал, что надо централизовать эту систему. Сейчас и на федеральном уровне вышел законопроект, чтобы все МФЦ были централизованы.

Недавно я подписала письмо с одной областью. Они просят поделиться опытом, каким образом я централизовала эту систему. Практически у половины регионов России система децентрализована. То есть в тот момент Рустам Нургалиевич предугадал, и мы создали централизованную систему МФЦ.

А вас не объединят в какую-нибудь федеральную централизованную сеть? Это остается региональная история?

— Нет, не объединят. Возможно, через какое-то время сами губернаторы будут просить об этом, потому что платят в региональный бюджет, а пошлина уходит в Россию. Однако сейчас из-за того, что 50 на 50, я думаю, это оставят на плечах субъекта.

Как работают с населением за рубежом? Нам есть к чему стремиться? Есть с чем сравнить?

— У меня, к сожалению, не с чем сравнить. Единственное, когда у нас кадастр только создавался, меня отправили в Испанию посмотреть, как там система устроена. Когда я приехала, я спросила: «А сколько лет вашему кадастру?» — «Ой, мы еще молодые — нам 235 лет только!» А мы только четыре года этот кадастр ведем. Я была в шоке, когда узнала, что там на кадастровом учете стоят птицы и медведи. Специалисты даже знают, что раз в три года медведь мигрирует к медведице во Францию.

На кадастровом учете в Испании должны состоять также все сельхоз поля. Если человек брал кредит на кукурузу или пшеницу, это поле отслеживают при помощи спутника, проверяют, чтобы на нем росла именно кукуруза или пшеница, а не что-то другое. Я думала, это невозможно, потому что мы тогда только начали развивать кадастр.

Что касается МФЦ, я слышала, что будет применяться опыт Сингапура, но там другая система — в одном огромном учреждении находятся все органы власти. Заходишь в одну дверь, попадаешь во все учреждения. В Грузии тоже очень продвинулись в этом направлении и активно работают. Я не представляю, каким образом они там все взаимодействуют между собой.


«Опыт МФЦ — лучший социально-экономический проект в России»

То есть МФЦ — это уникальный российский опыт?

— Опыт МФЦ признан лучшим социально-экономическим проектом, который был когда-либо в России. Это было произнесено в позапрошлом году в Калининграде на ежегодном форуме с участием первых лиц страны.

Мало того что проект МФЦ реализован, он стал жить по-своему. Помимо выполнения федеральных приказов каждый регион сейчас придумывает что-то свое. Например, был проект, когда представители МФЦ ездили в роддома, когда мамочка родила ребенка, и оформляли там все документы, то есть самим матерям уже не нужно было никуда ездить. Регионы придумывают такие проекты и выходят с ними на конкурс.

Кроме регистрации новорожденных, какие еще идеи из регионов вам понравились? Можно ли заимствовать их или больше Татарстан делится своим опытом?

— Есть проекты, которые нам интересны, но мы сталкиваемся с тем, что элементарно, например, нужен транспорт. По поручению Президента мы были в Дагестане, у них в каждом филиале есть автомобиль.

Мы проделываем такую работу, о которой мало кто знает. Мы выезжаем в ТОСпы (территориально обособленные структурные подразделения) — это селения с численностью более 1000 человек. Я договорилась с каждым главой администрации, что хотя бы раз в неделю нашего сотрудника будет возить руководитель этого поселения на собственном автомобиле. Эта система работает на протяжении трех лет. Они знают, что в определенный день приедет наш сотрудник, примет все документы и через неделю привезет их обратно.

В Дагестане это делает начальник отдела, поскольку у него есть автомобиль. Они выезжают в любой удобный им день. У нас это получается не всегда. Руководители сельских поселений то на совещании, то заняты. Мы не всегда можем приехать к положенному времени.

Городские жители могут сами пользоваться гаджетами, хорошо знакомы с порталом госуслуг. Сельчан надо учить цифровизации — это была бы хорошая помощь для населения. Наши сотрудники помогают и зарегистрировать ЕСИА, и стать самозанятыми. Самозанятые могут прийти к нам и зарегистрироваться или воспользоваться телефоном и сделать это самостоятельно.

Выездным приемом документов МФЦ уже воспользовались около 250 человек

Хорошо, я совсем ленивый, сижу дома, собрал документы, могу ли позвонить вам и попросить, чтобы вы приехали ко мне домой, или это доступно только пенсионерам и ветеранам?

— К ним мы едем бесплатно, а для вас это будет платная услуга — около 1,3 тыс. рублей.

То есть вы приедете ко мне, возьмете мои документы, через неделю приедете ко мне обратно и мне опять платить те же деньги?

— Нет, там уже оплата будет вдвое меньше. Выездным приемом документов воспользовались около 250 человек, забирать люди ездят уже сами — это очень быстрый процесс. В основном этой услугой у нас пользуются риелторы, когда собирают пакет документов на сделку. Зачем им сюда ездить, когда они могут нас пригласить? Им это удобно.

А курьеров у вас много или вы отдали это все на аутсорсинг?

— Мы отдали на аутсорсинг районы, а в Казани у нас работают свои курьеры. У нас семь машин, и они постоянно работают со всеми органами. Когда система будет полностью отлажена и все документы будут передаваться вовремя, тогда мы возьмем на аутсорсинг и Казань.


«Женскую суть нельзя изменить»

Сегодня вся наша прекрасная половина празднует праздник — Международный женский день 8 Марта. Это один из самых любимых праздников в России наряду с Новым годом, его все отмечают. Мы вам тоже предоставляем возможность поздравить всех женщин, своих сотрудниц.

— Вы знаете, кто-то из мужчин сказал, что женщина изменила ход истории, но история не изменила женщин. Наверное, в этом содержится некая доля иронии, но если вдуматься, это здорово, что женскую суть нельзя изменить.

Я считаю, что женщина обладает ценным даром: сострадать, сопереживать, сочувствовать, жалеть и изначально быть готовой к жертвенности ради детей, родных, близких — в этом наша сила. В этом сила всей человеческой цивилизации. Поэтому, милые дамы, берегите себя и все то, что ценно для вас в этом мире. Простого женского счастья каждой из нас.

С вами, наверное, не согласились бы представители западных феминистских течений. Кстати, как вы к ним относитесь?

— Женщины России совершенно другие. Они самые красивые, самые умные и самые добрые. Не зря мужская половина европейцев и американцев хотели бы заполучить в жены наших женщин.

А вы в суд не будете подавать, если перед вами дверь будут открывать?

— Кстати, по этому поводу есть анекдот. Если сейчас мужчина открывает перед женщиной дверь, то женщина может подумать, что он с ней заигрывает.

Мы воспринимаем, что женщина — это семейный очаг, прекрасная половина, мать моих детей. Сейчас другие тенденции: равноправие, неприятие традиционных ценностей.

— На эту тему можно долго спорить. Я характерный человек, как моя мама, которая была всю жизнь руководителем, а гены пальцем не раздавишь. Я росла и видела, как мама была директором хлебопекарни, как она в 3 утра заказывала бензовозы, чтобы они привезли ей солярку, чтобы печи не встали.

Когда я стала директором Кадастровой палаты, я пришла и сказала мужу: «Ильдар, мне предлагают стать директором палаты, что ты думаешь?» Он согласился и только через несколько лет признался, что во мне есть кипучая энергия, которую куда-то надо деть, а во-вторых, сказал: «Если я тебе откажу, то ты мне этого не простишь».

А вам не мешают гендерные вещи в работе, не чувствуете дискриминации? Как женщина-руководитель справляется в мужской управленческой среде?

— Нет. Наверно, где-то даже помогает. У нас в Татарстане, если женщина у мужчины что-то просит, он помогает.

Еще раз вас и женскую половину вашего коллектива с праздником!

— У нас 92% женщин, мужчины не выдерживают эту работу. Спасибо.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев