Раньше регби собирал целые стадионы
Как вы пришли в регби?
Посоветовал заниматься мой брат. Я пришел в этот спорт в 1987 году, ничего не понимал, как и все — по телевизору регби не показывали, нам все объяснял тренер Игорь Петрушинин. Он тренирует с 1987 года и по сегодняшний день, я всю жизнь играл под его руководством. Мне тогда было 16 лет, я учился в училище.
Если говорить о вашей карьере, какой матч стал самым запоминающимся?
Наверное, это матч против сборной Ирландии на Центральном стадионе в Казани. Это был чемпионат Европы, 2001 год. Мы тогда выступали не сборной России, а сборной Татарстана, она была основана на базе клуба «Стрела».
Игра запомнилась тем, что стадион был практически полным. Понравилось играть за свой город, республику, страну, на глазах жителей города. Мы, кстати, тогда победили.
Вы сказали про полные трибуны. Сейчас все далеко не так, в чем причина?
Я думаю, что последние пару лет количество зрителей растет. Понятное дело, что их не так много, как на хоккее, но с каждым годом их становится все больше и больше. Если раньше приходили только знакомые, родственники, то сейчас все меняется.
Народу нравится, игра интересная — в ней задействовано много видов спорта. Борьба, легкая атлетика, футбол, местами акробатика. Однажды даже было плавание: матчи играются в любую погоду, и мы чуть ли не плавали, была такая погода, что не было видно цвет формы у игроков, настолько все были в грязи. Сплошная глина.
«У меня было предложение из Франции»
Кто был самым сложным соперником за всю карьеру?
Самые главные противостояния у нас были с московским «Локомотивом». То они нас выиграют, то мы их. На самом деле, когда выходишь на игру — без разницы, кто перед тобой. Но с «Локомотивом» противостояние было, как сейчас в хоккее между «Ак Барсом» и «Салаватом Юлаевым» — мы настраивались по-особенному. Когда встречаются два лидера, всегда так. Иногда бывало тяжело настроиться против слабой команды, потому что понимали, что отпора они не дадут.
Как вы считаете, если бы в ваше время случилась эпидемия коронавируса, повлияло бы это на результаты команд?
Это серьезное испытание для всех, но я думаю, что было бы то же самое. Все бы отменили. А может, пострадало бы больше людей, ведь с тех пор медицина здорово шагнула вперед. Если честно, не хочу думать об этом.
Чем вы занимаетесь на спортивной пенсии?
У меня бизнес, занимаюсь им. Но также стараюсь поддерживать себя в физической форме, катаюсь велосипеде, занимаюсь спортом, принимаю участие в ветеранских турнирах. Последний раз он был в октябре. У нас есть мемориал Смирнова, туда приезжают спортсмены с многих городов. Ветераны играют в укороченной форме по 20 минут, если и отличия по правилам: например, регбист старше 50 лет надевает красные шорты, против него нельзя играть жестко.
Вы выиграли в России все, была ли у вас возможность попробовать свои силы за границей?
В 2001 году меня звали играть во Францию, но я не поехал. У меня здесь была семья, маленькие дети. Там не было условий, чтобы перевозить их, потому что клуб играл во второй лиге и у них не было средств содержать мою семью. Они селили нескольких игроков в общежития, платили невысокую зарплату, настолько, что некоторые регбисты были вынуждены подрабатывать. Его можно назвать любительским. Может быть, стоило поехать ради интереса, но я ни о чем не жалею.
Какие зарплаты были у регбистов? С чем они соизмеримы?
С зарплатами футболистов мерить точно нельзя, потому что на одну зарплату игрока клуба российской премьер-лиги мог существовать целый регбийный клуб. Если этот игрок сборной России. В 1990 году я получал, кажется, 100 рублей. Для меня, 20-летнего пацана, это были большие деньги. Помню, всю эту зарплату относил в семью, у меня уже был ребенок. Я очень рано женился.
О движении Black lives matter
Сейчас по всему миру идет движение Black lives matter, и многие спортивные клубы выходят на матчи с подобными лозунгами, посвящают им голы. Такое возможно в России?
Если во время первого матча «Стрела» встанет на одно колено, я встану вместе с ними, прямо на трибуне. Но это решение должно принять руководство. На поле же из-за этого проблем точно не будет.
Нужна ли эта борьба с расизмом в нашей стране?
У нас многонациональная страна, поэтому расизма не должно быть. Мы дружно живем, нам такого не надо.
1 июля в России пройдет голосование о поправках в Конституцию, как вы относитесь к этой инициативе?
Я обязательно пойду голосовать, всей семьей. Меня действующая власть устраивает. А что, мы плохо живем?
Ожидания от первого сезона «Стрелы» в премьер-лиге
Вы следите за результатами «Стрелы»? Как вам главный тренер?
Конечно слежу, я думаю, Джей Пи Нил — превосходный специалист. Жаль, что играем укороченный сезон, потому что велась тщательная подготовка. Все хотят себя показать. Надеюсь, первый блин в премьер-лиге не окажется комом, а будет съедобным.
Если команда будет играть как одно целое, то мы увидим результат. Если каждый будет за себя, то ничего не получится.
Но как можно сыграть единой командой, если в межсезонье из команды ушло 20 человек, пришло 25?
Это работа тренера. Я думаю, что первые 10 минут первого матча будут для команды очень трудными. Ребята играют в новой команде, на новом стадионе. Если не будет зрителей, я думаю, им будет спокойнее — опять же первый матч. Но я верю, что они справятся.
ЦСКА мы должны обыгрывать, потому что в команду вложено столько сил, что она должна быть минимум в четверке плей-офф. А там уже как получится. Сейчас у нас хороший состав, с которым мы должны побеждать.
Нет комментариев-