Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Лебединая песня» главного дорожника Челнов суд не впечатлила

«Лебединая песня» главного дорожника Челнов суд не впечатлила
Директора МУП «Предприятие автомобильных дорог» Фарида Киямова арестовали в зале суда и отправили в колонию общего режима на 2, 5 года. На оглашении приговора побывала корреспондент ИА «Татар-информ».

В Набережных Челнах завершился громкий судебный процесс, основным фигурантом по которому проходил директор МУП «ПАД» Фарид Киямов. Главный дорожник попытался использовать последнее слово для того, чтобы реабилитироваться в глазах общественности и доказать суду, что действовал он в основном из благих побуждений. Однако суд «лебединую песню» не оценил и отправил Киямова в колонию общего режима, где ему придется провести два с половиной года.  Его арестовали прямо в зале суда. Сестре и, по версии следствия, пособнице Киямова – Бибинур Зариповой суд назначил наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.

Криминальная эпопея стартовала в августе 2016 года

Криминальная эпопея началась в августе 2016 года, когда директор МУП «ПАД» Фарид Киямов был задержан по подозрению в превышении должностных полномочий. Для челнинского сообщества это известие прозвучало, как гром среди ясного неба, ведь Киямов был на хорошем счету у городских властей, нарекания в его адрес звучали скорее дежурного характера: «здесь снег не вовремя убрали, а там ямочный ремонт не особо крепким оказался».

Однако, как выяснилось, за главным автодорожником числятся грехи. По мере расследования Следственный комитет возбудил против Киямова сразу несколько уголовных дел. Ему предъявили обвинение в присвоении и растрате вверенного имущества, злоупотреблении должностными полномочиями. По этим уголовным делам также проходила его родная сестра Бибинур Зарипова, которую обвиняли в растрате вверенного ей имущества и пособничестве брату при совершении преступлений. Речь шла о 17 эпизодах и свыше 30 миллионов рублей ущерба.

Отметим, что в процессе расследования уголовного дела следствие настойчиво требовало поместить Киямова и Зарипову под стражу. В конце прошлого года брат с сестрой отправились-таки в Чистопольское СИЗО, где пробыли до 1 февраля 2017 года. Затем суд изменил обоим фигурантам дела меру пресечения на домашний арест. Главным аргументом, перевесившим чашу судебных весов в сторону домашнего ареста, стали признания Киямовым и Зариповой своей вины. И все последующие попытки следователей вернуть обвиняемых в суровые условия изолятора не увенчались успехом.

От ремонта тракторов до укладки асфальта

Само уголовное дело расследовалось почти 9 месяцев и разрослось до внушительных размеров.

Так, следствием установило, что между подконтрольным Фариду Киямову ООО «Челны-Сервис» и управляющими компаниями «Прибрежный 2», «Прибрежный 1» заключались договоры о ремонте спецтехники. Договоры сомнительные, если учесть, что «Челны-Сервис» не имел материально-технической базы для ремонта тракторов, поэтому починку провели за счет МУП «ПАД». Суммарный ущерб, который понесло предприятие от «ремонта», составил 130,8 тысячи рублей.

Также следствие выяснило, что в ноябре 2014 года на территории распределительного центра ООО «ХАВИ Логистикс Елабуга» в ОЭЗ «Алабуга» работники челнинского предприятия положили асфальт. Работы проводились с использованием техники, материалов, рабочих ресурсов МУП «ПАД». Общий расход составил 11 млн. рублей. Однако оплата за работы с расчетного счета ООО «СтройПодряд» ушла в ООО «Челны-Сервис». «ПАД» получил лишь 3,3 млн. рублей с назначением платежа «за асфальтобетон». Остальное осело в недрах «Челны-Сервиса», утверждает следствие.

 Еще один камень в огород Киямова: в январе 2015 года ООО «Челны-Сервис» и МУП «ПАД» заключили договор на поставку технической соли. Согласно документу, доставить смесь обязался «Челны-Сервис». Однако транспортировку с территории ОАО «Башкирская содовая компания» до Челнов осуществили большегрузы МУП «ПАД» – ущерб следствие оценило в 319,5 тысячи рублей.

Кроме того, в апреле 2015 года «Челны-Сервис» должен был завезти щебень для нужд МУП «ПАД» на 32,5 млн. рублей. Однако материал из поселка Круглое Поле до асфальтобетонного завода МУПа привезли опять же на «КАМАЗах» челнинского «ПАД». Предприятие на этом потеряло 1,8 млн рублей, по оценке следствия.

Следствие также определило, что в январе 2015 года Фарид Киямов при пособничестве Бибинур Зариповой заключил договор между ООО «Автотехгаз» и ООО «Челны-Сервис» на поставку нефтепродуктов на 32,4 млн рублей для МУП «ПАД». Но в итоге Предприятие автодорог получило не дизельное топливо, как указано в договоре, а маловязкое судовое топливо, приобретенное ранее у того же поставщика по другому договору на 3,2 млн рублей. В дополнение ко всему доставка была осуществлена за счет ПАД, расход за транспортировку составил 266,7 тысячи рублей.

Кроме этого, выяснилось, что Фарид Киямов с октября 2015 года по февраль 2016 года для охраны своего строящегося коттеджа в деревне Азьмушкино отправлял водителей предприятия на служебном автомобиле на, так называемые, ночные дежурства. А оплачивал услуги «сторожей» за счет ПАД, а это – минус еще 113,6 тысячи рублей из бюджета предприятия.

Еще один эпизод связан с поставкой кирпича. По версии следствия, Киямов, зная о том, что у ООО «Камский арматурный завод» перед МУП «ПАД» имеется задолженность, велел своему специалисту получить со склада предприятия-должника около 17 тысяч штук силикатного кирпича на 201 тысячу рублей. При этом Киямов дал указание оформить счет-фактуру таким образом, чтобы было ясно, что кирпичи ушли на нужды МУП «ПАД». На самом же деле кирпичи «уплыли» неизвестному лицу, а деньги за них осели в кармане Киямова, утверждает следствие.

Киямову также вменялось в вину создание нового юрлица – ООО «ПАД», куда перекачивались деньги со счетов МУП «ПАД».

Кроме того, глава МУП «ПАД», желая помочь сестре Бибинур Зариповой при строительстве ее личного коттеджа, направил ей на помощь спецтехнику, транспорт и людей. В частности, с базы МУП «ПАД» была доставлена песчано-гравийная смесь на коттедж Зариповой. Родственная любовь директора нанесла ущерб предприятию в размере 52,5 тысячи рублей.

Уголовное дело судья решил рассмотреть без особого порядка

Уголовное дело ушло в суд лишь в мае 2017 года, процесс начался в июне. Предполагалось, что рассмотрение дела завершится в ближайшее время. Так как стороны заявили ходатайства о проведении разбирательства в особом порядке. Для этого имелись все предпосылки. Фигуранты дела полностью признали свою вину. К тому же, Фарид Киямов возместил причиненный ущерб. По последним данным, озвученным следствием, ущерб от преступных деяний Киямова с 30 млн. рулей уменьшился до 15,3 млн. рублей. Однако уже на первом заседании эта цифра смутила судью, он решил разобраться в деталях дела и заявил о том, что разбирательство будет продолжаться в общем порядке. После чего продлил домашний арест и Киямову, и Зариповой на три месяца, а затем еще раз – до ноября. Судебное разбирательство проходило в закрытом от журналистов режиме. Представителей допустили в зал заседания только на последнее слово подсудимых и приговор.

 «Как можно было вывести предприятие из кризиса без нестандартных решений?»

Надо отметить, к последнему слову Киямов подготовился основательно. Подсудимый вышел к трибуне и разложил перед собой листы со своими записями.

 Киямов начал с того, что в последнее время в СМИ о нем говорят только в негативном тоне, поэтому он хотел бы внести кое-какую ясность.

«Создается такое ощущение, что на посту директора МУП ”ПАД” я занимался только присвоением и растратой. Я, конечно, признаю свою вину в части злоупотребления должностными обязанностями. Но при этом никого не интересует, как можно было вывести из кризиса предприятие автомобильных дорог без принятия нестандартных решений? Когда мне в 2013 году предложили стать директором МУП ”ПАД”, не было очереди из желающих занять эту должность».

По его словам, у предприятия была огромная задолженность – свыше 120 млн. рублей – по налогам, перед Пенсионным фондом, поставщиками. Отдельной строкой упомянул о задолженности по заработной плате.

«Ее не выплачивали свыше четырех месяцев, общая сумма задолженности превышала более 200 млн. рублей, – вспомнил главный дорожник Челнов. – Социальная напряжённость в коллективе росла. Она сопровождалась забастовками, разобщенностью коллектива и текучестью кадров».

По словам Киямова, техника, на которой велись работы по благоустройству дорог Челнов, находилась в ужасном состоянии.

«Из более 280 единиц техники и оборудования на линии находилась только 15 процентов. Остальная техника стояла на территории предприятия разукомплектованная и разграбленная», – заверил Киямов.

По утверждению Киямова, все нарушения были зафиксированы, но никто по ним уголовные дела на тот момент не возбуждал. Подсудимый также отметил, что автомобильный парк, ремонтный блок и асфальтобетонный завод требовали серьезных финансовых вложений, так как многое не соответствовало требованиям пожарной безопасности и техники безопасности.  По словам выступающего, за время его руководства предприятием все было приведено в порядок.

«В 2013 году СМИ писали, что в МУП ”ПАД” приняли нового директора без опыта работы в данной сфере деятельности, но у него  есть опыт работы в коммерческой и хозяйственной сфере. Есть большое желание и связи для оперативного решения вопросов предприятия. Действительно, выйдя на работу, я в первую очередь включил все необходимые инструменты для того, чтобы дорожно-уличная сеть Челнов содержалась достойно. И никто в то время не задавал вопросы, как можно было работать, когда все банковские счета арестованы, и по этой причине предприятие не могло закупить даже канцтовары!» – подавленно заметил Киямов.

И далее продолжил: «Со своей стороны я привлек фирмы, которые доверяли лично мне, а не МУП ”ПАД”. Только благодаря этому, у предприятия появились материалы для возобновления дорожных работ. В первую очередь речь идет о топливе».

«Они давали топливо без оплаты, опираясь только на мое слово, – подчеркнул Киямов. – Потом мы расплачивались за ТМЦ  с рассрочкой платежа в течение года и даже больше. Но никто претензий не предъявлял. В июле 2016 года мы наконец-то закрыли все налоговые долги, образовавшиеся в 2012-2014 годах. Графики погашения долгов были успешно закрыты. И как это случилось, в отношении меня сразу начали применять термин ”аффелированность”, а затем дошло и до возбуждения уголовного дела».

«Я никогда не держался за эту должность и хотел уйти еще в марте 2016 года. Но руководство города уверило меня, что я их устраиваю. Моя семья была против того, чтобы я оставался. Я их не послушался. И теперь страдаю я, страдают мои близкие. Я хотел сделать что-то хорошее для предприятия и родного города. Но как говорится, “отблагодарили”», – заметил подсудимый.

 «Репутация предприятия была подмочена, точнее – ее вовсе не было»

Далее Киямов обяснил, почему пришлось браться за укладку асфальта в Елабуге.

«В 2013-2014 годы репутация МУП «ПАД» была подпорчена. А точнее ее вовсе не было. Сразу после вступления в должность, я стал предлагать строительным компаниям – “Домкор”, “Профит”, “КамГЭСэнергострой” услуги своего предприятия для проведения дорожных работ возле вновь возводимых объектов. Однако никто не хотел связываться с МУП “ПАД”, так как прежнее руководство вело себя непорядочно с заказчиками. Оно брало аванс, а со сдачей работ затягивало.  Даже основной заказчик дорожных работ – ”Главдортранс” – не хотел предоставлять объемы МУП ”ПАД” из-за невыполнения договорных обязательств перед заказчиком, а также по причине нехватки техники и специалистов. В Челнах ”Главдортранс” предпочитало работать с частными компаниями. Мне приходилось искать объемы в соседних городах», – поделился Киямов.

Он также сообщил, что его защитник обратился с адвокатским запросом в исполком и к нынешнему руководству МУП «ПАД» по поводу сметы работ, чтобы выяснить во сколько, по городским меркам, обошлись бы работы в Елабуге. По полученным данным, смета работ в Елабуге составила 4,6 млн. рубля, а согласно материалам уголовного дела, у МУП «ПАД» она оказалась на порядок больше – 11,2 млн. рубля. 

«Разница получилась из-за нескольких основных факторов. Во-первых, она объясняется отсутствием на складе МУП ”ПАД” основных материалов, заказчик сам завозил инертные материалы на производство асфальта. Это подтверждается выданной справкой МУП ”ПАД”. Во-вторых, использованием наемной техники на объекте. Своя техника предприятия была в неисправном состоянии. И, в-третьих, цена работ была завышена при заключении договора между «Челны-Сервис» и «Елабуга-Логистик». «Челны-Сервис» заплатило предприятию автодорог 3 млн. рублей. По городским расценкам, разница составила 1,6 млн. рублей, которые пошли на закупку инертных материалов тем же ”Челны-Сервисом” и премирование работников МУП ”ПАД”», – объясинл подсудимый.

Киямов также попытался объяснить, почему было создано ООО «ПАД» и почему на его счета зачислялись денежные средства. Следствием было установлено, что с расчетного счета МУП «ПАД» на расчетный счет ООО «ПАД» было перечислено 12,5 млн рублей.

«ООО было создано по согласованию с исполкомом города – для оптимизации затрат. ООО ”ПАД” выполнило объемы работ на вышеуказанную сумму, эти объемы контролировались и подтверждались Управлением контроля качества при исполкоме города. Все эти средства шли на зарплату работников и оплату налогов. В ходе следствия этот факт был доказан», – отметил Киямов.

 «Все продают СМТ под видом дизельного топлива»

По эпизоду по поставке судового маловязкого топлива, которое поступило, по мнению следствия, из аффилированных компаний, Киямов заметил: «В чем их аффеллированность? В том, что они поставляли СМТ по 26-29 тысяч рублей за тонну, когда ПАД приобретает сейчас за 39 тысяч рублей за тонну? Когда я запрашивал информацию по качеству топлива у службы главного инженера МУП ”ПАД”, претензий никаких не было».

«Мы анализировали топливный рынок в Челнах и поняли, что все продают СМТ по видом дизельного топлива. Можно подъехать к любой заправке и у вас будет на выбор два вида топлива. Один вид – дизель-евро, другой - обычное дизельное. Мы приобретали обычное дизельное, которое стоит намного дешевле. Это и есть так называемое СМТ. Мы искали варианты дешевого топлива с нормальным качеством. На это шли не от хорошей жизни, а чтобы вытащить предприятие из долговой ямы», – раскрыл снабженческий секрет подсудимый.

 По поводу эпизода, связанного с поставкой технической соли из Стерлитамака Киямов свою вину признал.

«Признаю свою вину в слабом контроле исполнителей. Можно было бы отразить в договоре возможность поставки соли самим покупателем, то есть МУП ”ПАД”. И тогда у следствия не было бы никаких вопросов. А так стоимость поставляемой смеси у так называемых аффилированных компаний была ниже рыночной цены», – добавил дорожник.

«В 2015 году соль так называемые аффилированные компании продавали за 1900 рублей за тонну, в 2016 году – за 2046 рублей за тонну с учетом НДС. Мне вменялся в вину ущерб в размере 319 тысяч рублей за 2015 год. Сюда вошли зарплата, командировочные и социальные отчисления за водителей ПАД, которые перевозили соль из города Стерлитамак. В итоге расходы МУП “ПАД” составили максимум 1000 рублей за транспортировку тонны. Если прибавить 1900 рублей за тонну, предъявленную поставщиком “Челны-Сервис”, то получается, что соль МУП ”ПАД” обходилась в 2900 рублей за тонну с учетом НДС. Это я посчитал максимальную надбавку за транспортные услуги.  ПАД в 2016-2017 годах приобретал соль за 2500 рублей за тонну. Сегодня МУП “ПАД” заключил договор на поставку соли за 4 тысячи рублей за тонну. Опять же, задаюсь вопросом – где тут аффиллированность, если работники были загружены работой и получали за это хорошую зарплату?» – высказался Киямов.

 Киямов также рассказал, чем ему пришлось пожертвовать, чтобы обновить технику предприятия.

«Когда Наиль Магдеев заступил в должность мэра Челнов, я получил от него приглашение. Глава города предложил пути оздоровления предприятия и выхода из долговой ямы. Сказал, что окажет содействие по закрытию кредиторской задолженности прошлых лет. Я же попросил не закрывать не наши долги, а оказать содействие в приобретении новой техники. С ее помощью, сказал я, мы сами сможем заработать деньги. Для закрытия долгов, привлечем новых специалистов. В итоге автопарк ПАД обновили на 15 процентов», – сообщил подсудимый.

 Однако судья не внял признаниям Киямова. В решении нашла отражение лишь излишняя квалификация некоторых эпизодов. Некоторые эпизоды суд переквалифицировал, некоторые объединил. В итоге вместо 17 их оказалось восемь.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев