Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Лауреат Тукаевской премии против»: Михаила Панджавидзе возмутило, что татары в Казани разговаривают на родном языке

«Лауреат Тукаевской премии против»: Михаила Панджавидзе возмутило, что татары в Казани разговаривают на родном языке
Странная полемика развернулась на просторах Фейсбука на прошлой неделе. В комментарии под постом о спиленном на актанышском кладбище православном кресте пришел лауреат Тукаевской премии Михаил Панджавидзе, ранее работавший с Театром оперы и балета им. Мусы Джалиля. Сначала театральный режиссер отметил, что в последние годы на улицах Казани «стало много татарской речи», а затем и вовсе свел разговор к националистам, сепаратизму и «кастрюлеголовым небратьям». «Снег» попытался разобраться в том, почему подобный посыл все чаще звучит в адрес Татарстана: помимо высказываний Панджавидзе можно вспомнить недавний призыв журналиста Олега Кашина «мочить татар», а также сотни похожих комментариев под новостями о статусе президента республики. 

 

Лауреат Тукаевской премии против 

«Давно уже, благодаря местным националистическим кадрам, татары настроены весьма не «толерантно». Я за 15 лет работы в Татарстане заметил, что когда я приехал, татарской речи было мало на улицах Казани. А сейчас - сплошь и рядом, и, в основном, молодежь. <…> Вытеснение русского языка, а затем объявление независимости – звенья одной цепи. <…> В Татарстане есть центробежные силы – я этому свидетель», - возмутился театральный режиссер Михаил Панджавидзе, спровоцировав бурную полемику в Фейсбуке.

Возможно, этот эпизод остался бы незамеченным, потонув в сотнях схожих алармистских комментариев, если бы не одна забавная деталь: творец, столь сильно обеспокоенный тем, что татары в столице Татарстана разговаривают на татарском языке, долгое время работал с республикой, поставив на сцене Татарского театра оперы и балета, как минимум шесть постановок, за которые ему, вероятно, заплатили из местного бюджета. Более того, в 2008 году он был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая за постановку оперы «Любовь поэта» (она посвящена жизни Тукая).

«Министерство культуры в курсе развернувшейся полемики. Хотим отметить, что сказанное является личным мнением Михаила Панджавидзе. Мы не разделяем данную позицию, развитие сферы применения родных языков является одним из приоритетов культурной политики республики», - прокомментировали ситуацию «Снегу» в Минкульте РТ.

Сам Михаил Александрович пояснил в комментариях, что «деньги он в Татарстане не получал, а зарабатывал», причем «из госбюджета», который «не только из татарстанских денег сложен». На дополнительные вопросы «Снега» режиссер отвечать отказался, после чего оперативно удалил все свои комментарии.

Ответная реакция

«На сегодняшний день в России есть категория людей, которая плохо знакома с этническим разнообразием нашей Родины и нетерпимо относится к чужим культурам. Это меня печалит», - сетует в разговоре с корреспондентом «Снега» кандидат филологических наук, ведущая программы «Говорим по-татарски» на «Эхе Москвы» Лилиана Сафина. «На мой взгляд, подобные высказывания в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет содержания в них высказываний экстремистского характера. Особенно, если эти заявления делаются публичными людьми. <…> Татарскую речь можно услышать не только в Казани, но и в Уфе, Нижнем Новгороде, Пензе, Астрахани, Тюмени и во многих других российских городах. И я верю, так будет всегда».

Неоднозначные высказывания Михаила Панджавидзе в Фейсбуке также заметил доктор исторических наук Айдар Хабутдинов. Комментируя ситуацию «Снегу», эксперт в первую очередь напомнил о том, что «обучение татарскому языку на этой земле идет уже 1100 лет». 

«Мы относимся с большим уважением к другим народам и культурам, и хотелось бы видеть, что другие народы (а также их представитель, который получал деньги из бюджета Татарстана), элементарно уважают нашу культурную традицию», - высказался Айдар Хабутдинов.

Тревожная тенденция

На эту историю любопытно посмотреть в разрезе усилившейся в последние месяцы антитатарской риторики. Чего только стоит недавняя волна негатива, полившаяся в адрес Татарстана, в ходе обсуждения закона о региональной власти.

Не менее громкая история связана с призывом «мочить татар», озвученным осевшим в Лондоне российским журналистом Олегом Кашиным. С таким предложением он обратился к первому замруководителя Администрации президента РФ Сергею Кириенко после того, как начальник Управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов отчитался о доле учащихся казанских школ, выбравших татарский язык в качестве родного.

По мнению политика и журналиста Максима Шевченко, причина происходящего кроется в «курсе правящего режима, направленном на ассимиляцию и надлом личной субъектности народов России».

«Они хотят, чтобы татары перестали быть нацией и стали подданными, говорящими на татарском языке только в деревнях. Сегодня Татарстан является некой моделью идеальной России, в которой люди разных национальностей чувствуют себя как дома и говорят на своих родных языках. Более того, нет проблем для русских говорить по-татарски, а татарам по-русски.

Власть это совершенно не устраивает, поскольку это приводит к возникновению политической нации, которая основывается не на этнической доминанте, а на правах и свободах. Правящему в России капитализму не нужны граждане и свободные люди – ему нужны подданные, которые боятся имперской (как они полагают), центральной власти.

Давя на Татарстан, они препятствуют модернизации республики, поскольку этот процесс является вызовом федеральному центру. Государство идет к унитарному авторитаризму, который позволяет правящей федеральной элите выполнять свои обязательства перед партнерами во внешнем мире: я говорю об эксплуатации богатств нашей родины и их вывозе за границу.

Вся эта риторика в адрес Татарстана не покажется вам абсурдной, если вы задумаетесь над моими словами. В этом есть политическая логика, как и во всем, что происходит в истории и политике», - считает эксперт.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям