Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Лакокрасочные объятия «Том Сойер Феста» в Казани охватили дом последователя секты ваисовцев

Лакокрасочные объятия «Том Сойер Феста» в Казани охватили дом последователя секты ваисовцев
Волонтерское движение по сохранению исторической городской среды, завершив первое в этом сезоне преображение двухэтажного деревянного дома на Волкова, 14, в начале июля торжественно перешло к освоению новой территории в центре Казани – Старо-Татарской слободы. До конца лета добровольцы намерены привести здесь в порядок внешний облик трех домов, один из которых помнит приверженца религиозно-общественной секты татар середины XIX века Шайхутдина Файзуллина.

Краска городской архитектуры, которую не хотелось бы терять

К третьему сезону фестиваля томсойеровцы не только получили хороший практический опыт работы со старыми домами на лесах, но и выработали собственные организационные принципы. Именно поэтому движение не просто расширило «ареал распространения» в Казани, но и, что называется, распределило роли и ответственность. Впервые партнерами фестиваля в Старо-Татарской слободе, взявшими адресное шефство над домами, стал Форум татарской молодежи (хотя на самом деле, без официоза, активисты этой организации вовлечены в восстановление облика старых домов Казани уже не один сезон).

«Я не воспринимаю эти дома как исторические, а скорее, как еще одну краску в архитектуре города, которую не хотелось бы терять. Да, их осталось немного, но они создают феномен Казани, которая утеряна, в которой было что-то хорошее, и я бы хотел, чтобы она осталась. При этом мы не предлагаем, например, ту же утраченную Суконную слободу снова застроить такими же домами и заселим теми же людьми. Но можно работать с тем, что существует сейчас – это другой феномен, и это не отказывает Казани в том, чтобы быть застроенной 20-этажками», – прокомментировал «Татар-информ» свое участие в волонтерском движении музыкант, писатель и активист Форума татарской молодежи Радиф Кашапов.

Первыми в Старо-Татарской слободе томсоейровцы взяли в работу дома на Фатиха Карима, 11, Сары Садыковой, 14 и на Тукая, 33, с которого и начали.

«Как и везде, первые этапы нашей работы – зачистить стены от старых слоев краски щетками, шкурками. Здесь весь фасад уже счистили, 5 июля начали покрывать его грунтовкой. Предполагалось, что уже 6-го закончим грунтовку, но пошел дождь. Фишка этого дома в том, что мы решили на основной части фасадов сохранить натуральный цвет дерева. Останется покрасить только наличники и другой декор, которого, кстати, очень много», – рассказал собеседник.

По словам волонтеров «Том Сойер Феста», «с этим домом хорошо работать». В середине 60-х годов древесину обшивки обновляли, так что по сравнению с Волкова, 14, где грунтовка моментально уходила в крайне пересохшее дерево, как в песок, наносить ее было проще, поскольку не требовалось больших объемов.

На Тукая 33, как уточнила помощник Президента РТ Олеся Балтусова, предстоит восстановить фасады не только со стороны улицы, но и со двора, а также боковую стену (здесь выполнят только пропитку и отработку). Кроме того, волонтеры намерены привести в порядок старинную брандмауэрную стену (противопожарная стена для предотвращения распространения огня – прим. Т-и), которая находится в аварийном состоянии. Заменят на новые ворота и забор.

«У всех домов, кроме Тукая, 33, изменятся цвета. С информацией об истории наших домов, которая помогла, в частности, в подборе цветовых решений для них, нам помог казанский исследователь Лев Моисеевич Жаржевский. Эскизные решения всех фасадов подготовлены студентами и преподавателями кафедры реставрации и реконструкции КГАСУ под руководством архитектора-реставратора Ирины Викторовны Карповой. Все варианты цветовых решений обсуждались оргкомитетом с жителями домов и членами ТРО ВООПИиК на открытых встречах, куда мог придти каждый желающий. Одобренные на этих встречах варианты отправлялись на согласование главному художнику города Жанне Владимировне Белицкой (заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Казани, начальник отдела городского дизайна – прим. Т-и)», – пояснила детали работы над обновленными «портретами» средовых домов старой Казани Балтусова.

Кто в теремочке живет?..

При изучении «биографии» дома на Тукая, 33 выяснилось, что некогда он принадлежал Шайхутдину Файзуллину, который упоминается в исторических документах как последователь Бахаутдина Ваисова, создавшего в середине XIX века религиозно-общественное движение татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев Казанской губернии.

Сам Ваисов причислял себя к потомкам булгарских ханов, которые в отличие от правителей Золотой Орды, по его мнению, способны были обновить и очистить ислам от наносных искажений. Ваисовцы намеревались освободить земли бывшей Волжской Булгарии от «неверных» с помощью «Спасающегося отряда» («Божьего полка»), чтобы населить их и создать там свой мир последователей «чистого ислама».

«Это были такие салафиты (направление в исламе, призывающее ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины – прим. Т-и)… Их даже еще Тукай обсмеивал в своем стихотворении «Голүмең бакчасында…» («В саду знаний…», самое первое опубликованное стихотворение Тукая, написанное на старо-татарском языке – прим. Т-и). И мы сейчас между собой смеемся, что мы красим дом одного из участников секты ваисовцев, которая, как я понимаю, обитала где-то по соседству – на Московской», – рассказал Радиф Кашапов.

Дом на Тукая, 33, где жил ваисовец Шайхутдин Файзуллин, упоминается в Списке домовладений Казани от 1910 года – спустя более сотни лет, он предстанет обновленным. Когда волонтеры завершат работы тут, перейдут к преображению дома на улице Сары Садыковой, 14.

Историю этого дома пришлось вычислять с помощью хитроумных сопоставлений Яндекс-карты и чертежа, приложенного к прошению купеческого сына Абдрахима Латыповича Залюшева от 3 апреля 1885 года о разрешении ему построить флигель. Залюшевы были известны как большая зажиточная семья. В 1899 году ставший казанским купцом 2-й гильдии Абдрахим Залюшев пожертвовал храму в большой двухэтажный каменный дом с лавкой, доходы с которого обеспечивали содержание здания (шли на содержание муллы Бурнаевской мечети и мектебе при ней).

Самым серьезным объектом томсойеровцев в этом сезоне станет Дом Николая Беркутова (на Фатиха Карима, 11), врача 5-й полицейской части Казани. Постройка датирована концом XIX века и имеет статус объекта культурного наследия муниципального значения. Одноэтажный деревянный дом на Юнусовской площади представляет собой образец деревянного городского зодчества, декорированный элементами татарской народной архитектуры, интерпретированными в модерне. Пару лет назад дом приобрел едкую зеленую окраску с яркими желтыми элементами, чем вызвал возмущение участников заседания ТРО ВООПИиК (подробнее читайте в ближайшее время на сайте «Татар-информ»).

Если дома на Фатиха Карима, 11 и Сары Садыковой, 14 еще дожидаются своей очереди на обновление, то на Достоевского, 12 уже сейчас параллельно ведутся работы. Деревянной постройке также более ста лет, согласно Списку домовладений Казани 1910 года, в прежние времена это был дом Августы Игоревны (по другим документам Егоровны) Жантэ.

«По Достоевского, 12 жители обратились к нам с просьбой отремонтировать все фасады здания, включая дворовые, и провести реконструкцию пристроя. На главном фасаде мы проводим предварительную обработку (подготовку, покраску) и воссоздаём утраченный декор, а со двора уже реконструировали пристрой с лестницей на второй этаж», – рассказала Олеся Балтусова.



Мало сохранить здание – надо, чтобы был человек, который этим домом дышит

«На Тукая, 33 ежедневно работают по 7 – 8 человек, на Достоевского – около 9, но там и дом сам побольше. В первый день, 3 июля, к нам на Тукая вообще пришло человек 15 – все задалось очень резво. Приходят те, кто уже не первый год с движением, но есть и новые люди, которых мы привлекли рекламой. Суть не в том, что ты приходишь, красишь – и ты волонтер. К нам, например, приходит небезызвестный Александр Рачук, который фотографирует работу, – он тоже волонтер. Люди приходят просто словом поддержать – они тоже волонтеры. Можно принести пирог, чаю сделать – и это тоже волонтеры. Я обычно говорю, что если ты не пришел, ты свой шанс упустил вложиться в Татарскую слободу. Не так много вариантов в этом плане в этом районе. Но история “Том Сойер Феста” – это не просто покрасить. Должно быть развитие дальше», – подчеркнул Радиф Кашапов.

При этом каждый дом, акцентировал он, предполагает особый уникальный кейс с решением именно его проблем. На звучащие третий год со стороны индифферентных наблюдателей ремарки «Ну и зачем вы это красите? Это все равно ничему не поможет» волонтеры не перестают отвечать:

Дело ведь не в том, что ты красишь дома, а в том, что ты осознаешь, что ты в этом городе живешь, что дома не какие-то чужие тебе, поэтому ты в них и вкладываешься. А что дальше должно происходить, как сознание должно меняться, что с этими домами делать (надо ли их сносить или надо их перестраивать) – следующий вопрос. Самое главное в этих домах, я считаю, – люди. Многое зависит от того, какой человек в них живет, потому что мало сохранить здание – надо, чтобы там был человек, который этим домом дышит и дорожит. Нельзя так, что «вы мне будете ремонтировать, а я буду в окошко смотреть»: нам надо понимать, что мы работаем не зря. Многие люди, которые живут в таких домах, счастливы из них убраться – для них это пустое место, как было на Суконной слободе. Там были ценные дома, но при этом они были в кошмарном состоянии, потому что люди на них просто наплевали. Такие собственные дома сгубили и уехали», – безрадостно констатировал музыкант и общественный активист в одном лице.

По его словам, волонтеры «Том Сойер Феста» делают в имеющейся реальности то, что сами могут сделать и надеются, что, может быть, со временем мышление и отношение к исторической застройке изменится у большей части общества.

«Старому дому в отличие от новых построек, как пенсионеру, наверное, очень тяжело произвести впечатление. Я лично очень радуюсь всегда и новым постройкам, но мне кажется, должны быть какие-то решения не только в части сохранения старых домов, но и их дальнейшей жизни – чтобы это было не просто данью памяти (дом старый, поэтому он замечательный), а чтобы из этого возникала новая жизнь, рождались новые проекты, давая новое дыхание этим улицам. Если мы докрасим улицу Волкова полностью, это будет единственная такая улица (с исторической средовой застройкой – прим. Т-и), где в следствии этого туристический потенциал может стать сильно велик. Я не думаю, что люди приезжают в Казань посмотреть на ЖК “Кристалл”…» – уверен Радиф Кашапов.

К слову, сам музыкант родился в Рыбно-Слободском районе Татарстана, рос в Набережных Челнах, поэтому, по его же собственным словам, «не разделяет ностальгических сообществ Казани в духе: “Я здесь раньше ходил, тут булочная была…”» А еще не понимает людей, которые спрашивают, где его личная инициатива, а где деятельность Форума татарской молодежи.

«У нас общественная организация, но не комсомол. Мы просто приходим как обыкновенные люди, которые объединены общим интересом. Если человек что-то делает, это не значит, что он делает это от форума, – он делает это от собственного сердца. Как это отличить (личное и общественное – прим. Т-и)? Да никак не отличить! Не надо мыслить такими категориями. Просто у нас есть свои сообщества татарской молодежи, и мы надеемся, что они примут участие в фестивале. Вот тебе реальная возможность – бери кисть и делай, будет реальный результат. В “Том Сойер Фесте” мы общаемся с историей. А это полезно – помнить, что мы не случайно возникли. Хотя ностальгических связей у меня лично нет – могу разве что про свой комплекс (в Набережных Челнах – прим. Т-и) рассказать. Как иногда я иронизирую, например, что через 150 лет мы будем красить панельные дома. Но я считаю, что если дом стоит, с единственной коммерческой целью – чтобы построить взамен многоэтажку, сносить его не надо и палить его не надо», – резюмировал Радиф Кашапов.

К слову, небезызвестный в Казани активист и блогер Илья Евлампиев, упомянул музыкант, предлагает реализовывать в таких центровых средовых домах особую программу по заселению. Размещать в них не случайных жильцов, а творческих людей или креативных бизнесменов, которые могли бы формировать все вместе» атмосферу кипучей деятельности, реальной жизни в центре».

Татарские слободы как «формы сохранившейся татарской жизни прошлого» между тем есть не только в Казани, но и в Томске, Оренбурге, Минске…


Спонсор в помощь!

По словам Радифа Кашапова, некоторым городам, также участвующим в волонтерском движении «Том Сойер Фест», в этом году удалось даже договориться о замене крыш на средовых исторических домах по программе капитального ремонта.

«Мы пока об этом только мечтаем. Сейчас наша акция скорее про то, что дома эти еще есть и их надо спасать. И хорошо, что спасать их нужно в таком виде, а не в более плачевном», – заметил Кашапов.

Однако предложений по партнерской помощи фестивалю, как сообщила Олеся Балтусова, с каждым годом всё больше, потому что, уверена она, Казани повезло с неравнодушными к историческому наследию города людьми.

«Некоторые организации приходят с желанием полностью обеспечить реконструкцию, например, целого объекта. Мы рассматриваем все предложения и выбираем те, что на 100 процентов соответствуют принципам “Том Сойер Феста”. А это соучастие жителей, добровольчество и архитектурные параметры. У казанского проекта сейчас несколько партнёров и мы с радостью сотрудничаем со всеми. В этом году Главный партнер по строительным работам ООО “Капри”, которое поставляет нам строительные и расходные материалы, руководят работами на объектах прорабы партнера. Лако-красочные материалы предоставляет компания СТО, она же ведет надзор по выкрасам. Компания "Белый медведь" (занималась, например, реставрацией здания ГИДУВа, воссоздает лавки Курманаева, более известные в советское время как кинотеатр “Спутник”  – прим. Т-и) впервые стала партнером движения и в этом году курирует восстановление всех трех взятых в проект на этот сезон домов в Старо-Татарской слободе. ООО "Реставратор" помогает нам в закупке расходных материалов и в перспективе в лицензированных реставрационных работах по Дому Беркутова», – рассказала помощник Президента РТ.

Если в 2016 году волонтеры обновили фасады трех домов, в 2017 – четырех, то перед стартом сезона-2018 планировали осилить уже восемь средовых домов. Но, обстоятельнее изучив задачи, в итоге взяли в проект только 6 домов – с еще двумя придется повременить.

«Мы отказались от работ в этом сезоне на Щапова 19 и 21, поскольку там требуются полноценные работы по реконструкции, которые должны проводить только профессиональные строители. Волонтёры не могут их осуществлять. В одном из домов есть сложность с частью, расселённой по аварийности: не решен вопрос по ее дальнейшей судьбе. Мы отложили этот дом на год и рассчитываем проработать все эти обстоятельства и подготовить объект к следующему сезону фестиваля. Все работы завершатся в конце лета, когда по традиции будет организован большой праздник закрытия трудового сезона волонтеров», – подытожила Олеся Балтусова.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев