Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Кукла вуду с лицом президента и оскорбительная реклама: как законы влияют на свободу слова

Кукла вуду с лицом президента и оскорбительная реклама: как законы влияют на свободу слова
В Казани на фестивале «Вместе медиа. Приволжье» выступил директор юридического департамента, член экспертных советов по рекламе и недобросовестной конкуренции ФАС РФ Дмитрий Григорьев. Юрист объяснил, как работают нашумевшие законы, на что чаще всего обижаются россияне, и привел забавные примеры современной рекламы.

«Закон о власти»: почему в России нельзя оскорблять только президента

Когда в России заговорили о планах принять закон, запрещающий оскорблять власть, многие граждане стали переживать, что в стране ограничивают свободу слова и теперь они не смогут критиковать даже местных чиновников. Но все волнения оказались напрасными. По мнению Дмитрия, в нынешних условиях этот закон работает исключительно в отношении Президента Российской Федерации. 

Владимир Владимирович между слов сказал, что власть в стране только одна, все остальное — лишь элементы, детали, которые назначает эта система. Поэтому сегодня под этим законом применяется только оскорбление президента. Ни один губернатор, ни один глава города не может пользоваться этим закономюрист Дмитрий Григорьев

В законе о запрете оскорбления власти нет ничего страшного, он существует во многих странах мира. Но не стоит забывать, что Декларация о правах человека призывает политиков быть терпимее к критике от СМИ, публичных лиц и простых граждан. Правда, быть проще и снисходительнее получается далеко не у всех политических деятелей. 

К примеру, одно из издательств Франции после победы Николя Саркози на президентских выборах в 2008 году выпустило книгу «Николя Саркози: руководство по вуду», к которой прилагалась кукла вуду с лицом главы государства. Тогда французский президент подал в суд и потребовал убрать с прилавков магическую игрушку со своим изображением. Суд ответил ему отказом, обосновав это тем, что французское правосудие в магию не верит. 

Чувства верующих и как храм Христа Спасителя чуть не стал коммерческой организацией

Другой закон, который также вызывает бурные реакции у большинства россиян и создает поводы для дискуссий, — закон об оскорблении чувств верующих. Дмитрий напомнил, что причиной его создания стал перформанс панк-рок-группы Pussy Riot. В 2012 году участницы группы решили организовать свое выступление в храме Христа Спасителя, кафедральном соборе Русской православной церкви, чем вызвали негодование многих граждан, особенно верующих христиан. 

Решение провести шоу в храме было ошибкой, подчеркивает юрист. В обществе существуют как сакральные, религиозные, так и светские элементы. Еще французский философ XIX века Эмиль Дюркгейм говорил о том, что эти вещи не должны соприкасаться и влиять друг на друга. В этом и есть суть светского государства. Но на судебном процессе юристы девушек активно пытались доказать, что главный собор Русской православной церкви вовсе не религиозное место, а можно сказать, полноценная коммерческая организация. 

Они говорили: «Мы это не делали в храме». Потому что храм Христа Спасителя стоит на балансе московской мэрии и юридически оформлен как многофункциональный центр. Там внизу мойка, ресторан, выставочный зал и прочее. Поэтому они говорили, что вы не можете считать этот объект сакральнымюрист Дмитрий Григорьев

Суд ответил, раз в храме Христа Спасителя совершается отправление культа, то его вполне можно считать священным. К тому же критика организаций и культа — разные вещи. 

Давайте отличать критику и оскорбления самого культа от критики организаций. Например, вы открываете выписку из ЕГРЮЛ, смотрите, какое юридическое лицо занимается исполнением этого культа, и дальше действовать можете. Если вы осуждаете имущественное состояние иерархов определенной организации — это одна история, но когда вы начинаете вмешиваться в саму суть культа, здесь происходит оскорбление и ваше нарушениеюрист Дмитрий Григорьев

Реклама XXI века: что общего между Лениным и сауной и почему нам везде мерещится Путин 

Салават Камалетдинов

Но обидеться могут не только верующие граждане. Жалобы от людей, далеких от религии, поступают не реже. Правда, их чаще всего задевают рекламные вывески и билборды. Дмитрию как члену экспертных советов по рекламе и недобросовестной конкуренции ФАС РФ часто приходится реагировать на недовольные обращения жителей со всей России. 

Одним из последних стала жалоба от жителя Пскова, который прислал фотографию вывески магазина рыбалки с текстом «МАГАЗИН ПУТИНА». В своем обращении мужчина писал: «Недопустимо использовать образ президента в рекламе болотных снастей». Но билборд был трактован им неверно. Пути́на — это сезон, в течение которого проводится интенсивный лов рыбы, ничего общего с Президентом РФ это слово не имеет. 

Другой забавный случай — обращение гражданина из Коми, которого оскорбила реклама сауны. На плакате изображен Ленин, а внизу — огромная, яркая подпись: «Товарищи!!! Идите в сауну, пожалуйста!» и телефонный номер. Но юристы также не нашли в этой вывеске ничего оскорбительного. Во-первых, сейчас, когда СССР больше не существует, никто не может считать Ленина святой и сакральной личностью. Во-вторых, в России есть два символа Ленина: один — официальный, второй — комический, из привычных анекдотов. В-третьих, изображение Ленина никак не противоречит призывам идти в сауну, а лишь наоборот — подчеркивает значимость обычаев.

Они написали: «Вы нарушаете традиции». Мы, наоборот, ответили примерно так: «Семейный поход в сауну — это важное, ритуальное событие, символизирующее физическое и духовное очищение, а также семейное общение. Поэтому сауна и поход в баню такой же важный символ Родины, как любые другие вещи: самовар, водка, чак-чакюрист Дмитрий Григорьев


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев