Куда космонавты выбрасывают мусор и есть ли на МКС микробы: дети из Азнакаево в прямом эфире задали вопросы космонавтам на МКС

На общение с космонавтами у детей из молодёжной коллективной радиостанции было всего 11 минут. Малыш, которому всего 3 года, из первых уст узнал, что делать, если космонавт заболеет. Мы записали ответ на этот и другие вопросы, которые задали любознательные ребята из Азнакаево.

Прямой эфир состоялся 4 декабря в 14:10. Именно в это время МКС пролетала над Азнакаево. В это время на Международной космической станции работали три космонавта «Роскосмоса» — Сергей Прокопьев, Анна Кикина и Дмитрий Петелин.

Космонавты на МКС сортируют мусор

Правда ли, что космонавты жуют жевательную резинку, прием?

—  Если мы правильно вас услышали, то да, у нас есть жевательная резинка. Мы же на орбите, поэтому мы жуем «Орбит».

Возможно ли выращивать цветы в условиях космоса, прием?

— Да, конечно, возможно, для этого можно создать специальную оранжерею с условиями для выращивания цветка: это и почва, и воздушное пространство, и подпитка цветов. Для этого нужна оранжерея. На текущий момент в российском сегменте пока такого нет.

Есть ли в космосе и на МКС микробы, прием?

— Действительно, микробы здесь тоже присутствуют, только они в небольшом количестве. Мы всегда смотрим, сколько их. Есть специальные приборы, которые нам показывают количество этих микробов. Если есть превышение нормы, то мы с ними боремся.

На космическом корабле есть мусорка? Она утилизируется в космосе или возвращается на Землю, прием?

— Действительно, есть на космическом корабле мусорка, и не одна. У нас разделяется мусор на сухой мусор и влажный мусор. Мы его никуда не выбрасываем, он складируется на специальных грузовых кораблях. Потом, когда приходит момент расстыковки, корабль отстыковывается от станции, входит в атмосферу и сгорает. С Земли мы можем увидеть в этот момент яркую звездочку, иногда эти звездочки — это наши корабли с мусором.

«В крайнем выходе в открытый космос у меня зачесался нос»

Есть ли возможность увидеть китайскую космическую станцию с МКС и пролететь мимо них, прием?

— Китайскую космическую станцию мы визуально увидеть не сможем, потому что она специально запущена так, чтобы мы не смогли с ней столкнуться. Она сейчас ходит с другой стороны планеты. Мы вот так вращаемся, что не мешаем друг другу летать в космосе.

Какие ощущения испытываете при возвращении на Землю, прием?

— При возвращении на Землю наш вестибулярный аппарат должен адаптироваться к земным условиям. Поэтому космонавтам не всегда приятны эти ощущения, но мы натренированные люди и быстро выходим из этого состояния, адаптируемся. Еще очень жалко терять ощущение невесомости, поэтому немножко грустно терять такие возможности.

Что делать, если зачешется нос при выходе в открытый космос, прием?

— Спасибо за интересный вопрос. В крайнем выходе у меня так зачесался нос. Можно почесать его специальным устройством, которое называется вальсальва, оно немножко для другого предназначено, но тем не менее нос можно почесать. А вот другое дело , если слезы навернутся на глазах, вот их вытереть нечем, это проблема.

Если есть черная дыра, вы смогли бы туда добраться, прием?

— Интересный вопрос, глубокий, но это больше к астрофизикам. С МКС черные дыры не наблюдаются, лететь туда очень сложно и очень далеко.

Кто лечит космонавтов на МКС

Что делать, если вы заболеете, прием?

— Спасибо, мой дорогой, за вопрос, если мы, не дай бог, заболеем, то у нас есть медикаменты и один из членов экипажа сертифицирован как врач экипажа. Он способен оказать первую медицинскую помощь, но под чутким руководством Земли.

В открытом космосе холодно либо жарко, прием?

— Привет, малыш, в открытом космосе и холодно и жарко. Это зависит от того, освещаемая сторона орбиты или нет. Если тебя солнышко освещает, то очень жарко, если. Если солнышка нет, то настолько холодно, что даже сквозь перчатки скафандра можно чувствовать жарко снаружи или холодно, а скафандр защищает от разной температуры.

Сколько килограмм космонавт теряет при выходе в открытый космос, прием?

— Это зависит от индивидуальной работы организма космонавта. Примерно по 2-3 кг, но быстро восстанавливается весь этот водный баланс.

Откуда на МКС воздух

Каким воздухом дышат космонавты и как его вырабатывают, прием?

— Среда, с которой живут космонавты на станции, точно такая же, воспроизведенная, как и на Земле. Вот сколько кислорода в воздухе, там порядка 21%, то и здесь также. Его могут привозить в баллонах с Земли, а можно на станции вырабатывать при помощи разложения воды.

Есть ли ветер в космосе, прием?

— Вообще в космосе солнечный ветер есть. А у нас, непосредственно на станции, где космонавты живут, есть вентиляция. Если поближе к вентиляторам находиться, то это воспринимается как ветер.

Правда ли, что у космоса нет конца, прием?

— Да, по существующей сейчас гипотезе Вселенная бесконечна.

Если зажечь спичку в невесомости, она будет гореть или погаснет, прием?

— Да, она будет гореть, но пламя ее будет затухать, потому что кислород, который вокруг, быстро выгорит, а подпитки для него не будет для него, поэтому огонь сам автоматически должен погаснуть.

Что теряли космонавты в открытом космосе

Может ли случайно космонавт улететь в космос, теряли ли вы вещи при выходе в открытый космос, прием?

— Теоретически такая возможность может существовать, если он случайно отцепит оба троса страхующих и руками не будет держаться, то это возможно, но мы все натренированные так, чтобы для этого не произошло. Бывали случаи, когда теряли инструменты, различные приборчики, но за этими вещами очень строго следят и не дают, чтобы это произошло.

Какая толщина стенки МКС, прием?

— Толщина стенок в МКС не такая большая, 3-5 мм всего лишь, но этого достаточно, чтобы удержать и герметизировать нашу станцию, поэтому внутри у нас находится воздух и он никуда не уходит.

Какой у вас режим сна? Кто-то спит, кто-то работает или все вместе? Какое время используют американцы, прием?

— Нет, у нас практически обычный земной график: по ночам мы спим, днем работаем. Но когда происходят внештатные ситуации, или прилетает корабль, или есть некорабельная деятельность, то нам необходимо немножко изменить свой график, поэтому мы можем ночью тоже работать, а днем отдыхать.

Время заканчивается, и в конце нашего диалога я бы хотел пригласить вас после того, как вы окажетесь на земле, в нашей прекрасный город Азнакаево и посетить школу этих ребят, которые задавали вам вопросы.