Кто такие бурзяне и как лучники помогли разгромить армию Наполеона: туристические маяки Башкирии

Удивительная природа, красивые легенды и древняя история переплетаются на башкирской земле. На третий день путешествия по Башкирии Sntat побывал в пещерах палеолита, узнал, как в Бурзянском районе охотятся на медведей, добывают дико полезный мед и стреляют из лука.

Кто такие бурзяне и как лучники помогли разгромить армию Наполеона: туристические маяки Башкирии

Племя «живой души»

По пути к пещере Шульган-Таш мы остановились возле села Акбулатово, у кургана Бабсак-бея. Наш провожатый, руководитель компании «Капова тур» Урал Халиуллин оказался прекрасным гидом и рассказчиком. Он поведал, что по преданию, на горе Масим жил влиятельный Масим-хан, ему предписывают объединение семи башкирских племен и, возможно, он первым создал курултай. Однажды караван, с которым в казахские степи отправились сыновья и дочери хана, разметал какой-то дикий зверь. Масим пообещал, что отдаст полцарства и свою младшую дочь тому, кто поймает и убьет это животное. Глава кипчаков Бабсак-бей нашел дикого зверя, это был лев. Он отрезал хищнику ухо. Предводитель другого неведомого племени Каракулумбек наткнулся на уже мертвого льва и отрезал ему другое ухо. Опередив соперника, Каракулумбек рассказал о хищнике хану. Запоздавший Бабсак-бей стал доказывать, что это его добыча, но главу кипчаков смертельно ранила стрела Каракулумбека. Он запретил кипчакам выдавать землю, чтобы похоронить с почестями Бабсак-бея на высоком кургане. Тогда народ навозил земли за 100 километров от этого места.

Каракулумбек поработил кипчаков и взял в жены молодую вдову Бабсак-бея. Через 9 месяцев у них родился сын Кусак-бей. Однажды развитый не по годам мальчик узнал, что его отец – Бабсак-бей. Возмужавшего юношу приняли кипчаки. Он собрал из них войско и вырезал все племя Каракулубмека, а самого отчима посадил задом-наперед на черную корову и провез по деревне, что было большим позором. На высокой горе Кусак-бей зажарил врага в большом казане. Гору с тех пор называют Жареной. Кусак-бей все-таки пощадил в племени Каракулумбека одного маленького ребенка. «Пусть останется хоть одна живая душа», - сказал юноша. «Живая душа» звучит по-башкирски примерно, как «бурзян». От этого мальчика и пошел род бурзян.

Салават Камалетдинов

Организатор нашей поездки, замдиректора Центра развития туризма РБ Артур Идельбаев сообщил, что курган Бабсак-бея раскопал в 1960-х годах его научный руководитель, академик Академии наук Башкортостана и профессор БашГУ Нияз Мажитов. В захоронении нашли останки крупного мужчины в доспехах. Один из потомков бурзян, современный предприниматель оградил курган и установил там мраморный мемориал, рядом построил мечеть и гостиницу для туристов неподалеку. 

Жертвоприношения и знаки матриархата

Местные скалы карстового происхождения: кальцитовые, доломитовые породы сложились из останков мелких ракушек. Трехкилометровая пещера Шульган-Таш (Капова пещера), как и многие ее родственницы, образовалась из-за вымывания этих отложений водой 4 – 5 млн лет назад. Здесь протекают подземные реки, которые образуют озера. Пещера была названа в честь скрывавшегося в ней Шульгена, брата одного из главных героев башкирского эпоса Урал-батыра. В переводе с древнего башкирского диалекта «шульган-таш» - означает «камень, где умерла вода». Название «Капова» пещера получила в трудах ученого Ивана Лепехина в 1770 году, по одной из версий, из-за капели с потолка. Другие утверждают, что наименование произошло от слова «капище» - «языческое святилище».

Салават Камалетдинов

В 1959 году старший научный сотрудник местного заповедника Александр Рюмин нашел в Шульган-Таше наскальную живопись эпохи позднего палеолита. Рисунки, которым насчитывается 14 – 17 тысяч лет, стали настоящей сенсацией на Урале. Они были сделаны минеральной краской охрой на основе бурого железняка, нагретого на костре, смешанного с красной глиной. Древние изображали на стенах людей, лошадей, мамонтов (мамонт стал логотипом заповедника Шульган-Таш), носорогов. Ученые нашли и определенные знаки, например, трапецию с ушками. Возможно, она означала перерождение от верхнего мира к потустороннему. Попадается в пещере и полихромный двойной треугольник, направленный острием вниз – это общеевропейский знак, который олицетворял женское начало и обозначал матриархат, существовавший в эпоху палеолита. В галереях круглый год высокая влажность и температура 5 – 7 градусов. Этот особый микроклимат разрушают многочисленные посетители. Поэтому большинство залов закрыли от туристов, а точные копии рисунков в 2003 году перенесли из глубины Шульган-Таша на стены у входа в пещеру.

Первобытные люди не жили в огромных холодных пространствах. Для этого они выбирали небольшие пещеры либо сами строили жилища. В Каповой пещере древние проводили жертвоприношения. Помимо обломков бивней мамонтов, там нашли три женских черепа, это могли быть представители финно-угров (например, мордвы). В первом зале установили памятник в виде треноги погибшему в 1964 году в пещерной реке 19-летнему спелеотуристу Валерию Насонову.

Сегодня обитатели пещеры – летучие мыши. Также обращают на себя внимание сталактиты, сталагмиты и сросшиеся экземпляры – сталагнаты. А зимой галерея светится и переливается от их ледяных родственников, которые вырастают до 7 метров. В прошлом году пещеру посетили более 50 тысяч туристов. Скоро часть этого потока возьмет на себя большой музейный комплекс, его построили рядом с заповедником. Шульган-Таш – не самая большая пещера. Самая глубокая и протяженная спелеосистема Урала – Киндерлинская – она тянется 13 километров и пока еще мало изучена.

Салават Камалетдинов

Лежачего в берлоге не бьют

Иностранные СМИ не обманывают, когда пугают своих читателей медведями, расхаживающими по улицам в России. Как-то туристам «Капова Тур» удалось увидеть прогуливавшуюся на краю Миндигулово медвежью семейку. А однажды – как в сказке - три медведя выходили на водопой на одной из стоянок реки Белой – там заметили их следы. Заядлый охотник Артур Идельбаев поделился несколькими способами выслеживания медведя. Один из них – «на задиру». Когда косолапый заваливает, например, корову – задиру, то перекапывает ее с землей и ждет, когда мясо заферментируется. Те, кто едут на сенокос, сообщают охотникам про находку.

А еще медведей отслеживают по берлогам. Дом на зиму хозяин местных лесов устраивает себе по первому снегу, который потом тает. Медведи, как люди, есть основательные, а есть ленивые. Ленивые корытце себе выкопают и туда ложатся. Хозяйственные тщательно подходят к выбору жилья: иногда селятся в расщелине скал. Однажды попалась берлога под упавшим деревом, и даже с двумя выходами, рассказывает Артур Мирасович. Как только пошел первый снежок, егеря высматривают медвежьи следы. В месте спячки они делают зарубки. А когда начинается охотничий сезон, егеря приглашают городских товарищей за добычей.

«В сонного медведя стрелять нельзя – охотники соблюдают этикет. Да это и невозможно, его надо выманить собаками. Бог миловал, медведицы с детенышами не попадались – жалко же – только медведи, - травит охотничьи байки Идельбаев. – В фильме «Выживший» герой Ди Каприо накидывает на плечо шкуру медведя. Так смешно было смотреть на это. Необработанную шкуру медведя человек не может поднять – настолько она тяжелая. Мех у медведей бывает от почти черного до желтого цвета. После обработки шкуры получается крутой подарок».

Салават Камалетдинов

Правильный бурзянский мед

Тот знаменитый башкирский мед, который получал медали еще в советское время, – бурзянский липовый. По словам Артура Идельбаева, на территории Башкирии находится 70 % липовых лесов России, и большая их часть сконцентрирована в Бурзянском районе, где на протяжении многих километров в округе нет засеваемых полей с удобрениями и заводов. Поэтому местный мед по своим свойствам очень высокого качества. Чтобы уберечь пчел от болезней и гибели, особенно при большой скученности на пасеке, их прикармливают химическими препаратами – есть даже допустимые международные стандарты содержания в меде антибиотиков. Однако у бурзянских пчеловодов свои методы: в ульях они оставляют 5 – 6 рамок именно липового меда, хотя он дороже. Его пчелы усваивают полностью, не засоряя ульи отходами жизнедеятельности, а поэтому и меньший процент их погибает.

Но еще более уникальный – бортевой мед – от диких пчел. В Шульган-Таше охраняют аборигенную лесную пчелу. Она темнее и меньше обычной, которая живет в ульях. По словам наших сопровождающих, Бурзянский район – единственное место в мире, где сохранилось бортевое пчеловодство. Ремесло здесь передавали из поколения в поколение на протяжении веков. Урал Халиуллин – сам как раз из такой династии, правда, возродить давнее семейное занятие в полную силу не получается. Дело это непростое.

Салават Камалетдинов

Борти строят высоко на деревьях, иногда до 12 метров над землей. Любопытно, что медведям высота не помеха: случается, сладкоежки разоряют пчелиные жилища. Чем выше дом пчел, тем дольше они трудятся в течение светового дня и больше меда производят. Борти вырезают внутри лип, сосен или лиственниц, на это уходит по 5 – 6 часов – столько времени бортевики висят на деревьях. Одно дерево может служить для сбора меда до 400 лет. Иногда на стволы вешают готовые бортевые колоды. Затем бортевик наносит на дерево тамгу – родовой знак, как правило, это – буква, обозначающая племя. И дерево, по негласному закону, становится собственностью бортевика. А позже его сыновья и внуки к основному знаку добавляют свои элементы.

Нас ведут по заповедному лугу с пряно-медуничными ароматами к дому лесных пчел. Бортевику Альхаму Исянаманову за 60, он в прекрасной физической форме. При помощи нехитрых приспособлений ловко забирается высоко на дерево, недолго там колдует и спускается вниз с деревянным туеском. Оттуда достает соты, с которых медленно тянется янтарно-солнечное лакомство. Мы подставляем руки, отламываем по кусочку, и во рту тает медово-сотовая сладость. Бортничество дает неплохой доход: один литр меда стоит от 5 тысяч рублей и выше. Однако занятие это хлопотное, требует времени и затрат при большом количестве бортей. Поэтому занимаются во всей Башкирии бортничеством не больше 200 человек.

Салават Камалетдинов

Самое надежное оружие XIX века

Туристов развлекают не только экскурсиями по заповедным бурзянским местам, великолепным в любое время года. Лишь один человек из нашей группы заметил, что на турбазе нет телевизора, остальные про него и не вспомнили. После ужина всех нарядили в национальную одежду, мохнатые кочевничьи шапки, и бывший военный Азамат повел нас во двор, чтобы научить стрелять из лука.

Башкирский лук вошел в Британскую энциклопедию, как один из лучших луков мира, который участвовал в европейских сражениях Отечественной войны 1812 года. Семь башкиро-мещерякских конных полков из 28 дошли до Парижа, провел экскурс в историю Артур Идельбаев. Огнестрельное оружие того времени по своим тактико-техническим характеристикам уступало луку. Прицельная дальность у мушкета – 50-70 метров, а у лука – 300 метров. Мушкет производил 2 выстрела в минуту, а из лука за это время можно было выпустить больше 10 стрел. Башкирских конников использовали во фронтальных баталиях в партизанских полках Дениса Давыдова, генерала Николая Кудашева, казачьего атамана Матвея Платова. Рассказывают, что и в годы Великой Отечественной отряды лучников бесшумно снимали фашистских часовых.

Салават Камалетдинов

Стрельба из лука требует особой сноровки. Но все же некоторым гостям, стрелявшим впервые, удалось зарядить «в девятку» и даже «в яблочко».

«Птичий» танец, игра на стебле и распахнутое хайло

За вечерним чаем приезжих развлекали артисты Башкирской государственной филармонии. Удивительно гибкие руки Регины Бараковой летали в танце под перезвон монисто, как нам казалось, изображая птицу. Девушка, показав основные движения, пояснила, что в танце она рассказала о занятиях по дому башкирской женщины. Так что мы почти не ошиблись: любая образцовая хозяйка – ранняя пташка, и весь день в делах она неутомимо кружится по дому. Регина двигалась под прекрасные народные мелодии, которые исполнял кураист Венер Сайфутдинов. Он еще подключал и горловое пение.

Салават Камалетдинов

Уже знакомый нам Азамат рассказал, как он выбирает сухие прошлогодние стебли курая для изготовления одноименного инструмента: те, которые пропускают воздух, не годятся – будет плохой звук. Прямо при нас мужчина вырезал отверстия в стебле и сыграл под наши аплодисменты.

На обратном пути в Уфу в соседнем Белорецком районе нас завезли в село Кага, в интерактивный дом-музей заводского крестьянина. В конце XVII - начале XVIII веков в деревнях на Южном Урале стали селиться русские рабочие, после указа Петра I о строительстве медеплавильных и горнорудных заводов. Их возводили вдоль рек, по Белой сплавляли баржи с сырьем и продукцией. В русской избе все гости примеряют старинную одежду, прогуливаются в ней по двору с ведрами на коромысле. Было забавно распахнуть хайло – отверстие в печи, заглянув туда, перемазаться в саже и приподняв ухватом тяжелый чугунок с водой, поставить его в печь.

Салават Камалетдинов

К сожалению, в один репортаж не умещаются все истории, традиции, легенды, о которых мы услышали в этих краях. И уезжали мы из Бурзянского района с ощущением, что еще не обо всем узнали и не все успели увидеть своими глазами. Поэтому с удовольствием приедем сюда снова. 

Салават Камалетдинов

Об экскурсии по Уфе узнаете из первой части репортажа.

О горной Башкирии и сплаве по реке Белой читайте здесь.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.