Космодром «Восточный» — новый космопорт за 300 млрд рублей
Указ о создании космодрома на Дальнем Востоке Владимир Путин подписал еще в 2007 году. Но непосредственное создание стартового комплекса началось в 2012 году и продолжалось до 2016 года. При этом вторичные работы на комплексе продолжаются до сих пор. «Восточный» должен снизить финансовые затраты на содержание «Байконура» (расположен в Казахстане, за него выплачивается аренда — прим. Т-и), а также повысить независимость космической инфраструктуры России.
Строительство космодрома стало известно из-за череды коррупционных скандалов, связанных со срывами сроков строительства. Изначальное отставание сроков составляло 26 месяцев. Однако затем проект стал курировать вице-премьер Дмитрий Рогозин, которому удалось сократить этот промежуток до 4 месяцев.
Ситуация с задержками зарплат рабочих и срывы сроков строительства привели к ликвидации структуры «Спецстрой» (занималась строительными работами — прим. Т-и), подведомственной Минобороны РФ. После этого Владимир Путин поручил главе ведомства Сергею Шойгу лично контролировать завершение проекта.
Стоимость уже построенных объектов составляет 84 млрд рублей, а всего в создание комплекса федеральные власти намерены вложить около 300 млрд рублей. На строительство второй очереди «Восточного» в течение 2017—2019 годов из казны будут выделять до 30 млрд рублей.
В апреле 2016 года с космодрома провели первый успешный запуск ракеты для вывода на орбиту Земли трех спутников. В феврале этого года успешно прошли запуски коммерческих спутников для американских и немецких компаний. А в 2021 году со специальной стартовой площадки «Восточного» должна стартовать тяжелая отечественная ракета-носитель «Ангара-А5М».
Первая за 63 года посадка действующего министра
Алексей Улюкаев занимал пост министра экономического развития страны с 2013 по 2016 год. На период его работы в правительстве пришлись самые большие экономические трудности с конца 1990-х годов — двухкратная девальвация рубля, падение доходов населения и спад в российского ВВП.
В ноябре 2016 года Улюкаева задержали у головного офиса «Роснефти» в Москве. Позднее выяснилось, что министра обвиняют в коррупции. Следствие утверждало, что чиновник попался на вымогательстве взятки у Игоря Сечина за положительное заключение по сделке о приватизации «Башнефти». Во время задержания у министра обнаружили 2 млн долларов наличными, на руках и купюрах оперативники нашли следы спецкраски — вещества для поимки взяточников.
В декабре 2017 года экс-министра приговорили к 8 годам заключения в колонии строго режима и штрафу в 130 млн рублей. В апреле 2018 года адвокат Улюкаева обжаловал решение суда и добился отмены запрета занимать госдолжности после освобождения. Арест и суд над бывшим главой Минэкономразвития являлся первым в истории современной России коррупционным процессом подобного уровня. В последний раз такие жесткие судебные разбирательства с лишением свободы применялись к членам советского правительства (тогда оно называлось Советом министров СССР — прим. Т-и). Один из самых известных случаев — арест и расстрел главы МВД СССР Лаврентия Берии в декабре 1953 года.
Место Улюкаева в правительстве занял Максим Орешкин, работавший до этого заместителем министра финансов Антона Силуанова.
Мост на остров Русский — рекордсмен по длине пролетов
Знаменитый мост, изображенный на новых 2000-рублевых банкнотах, стал символом возрождения российского Дальнего Востока. Работы над сооружением стартовали еще в 2008 году в рамках подготовки региона к саммиту Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который прошел во Владивостоке в 2012 году.
Проект занимает вторую строчку в мировом рейтинге самых высоких мостов с высотой конструкции в 324 метра, а также первое место в мире среди вантовых (подвесных) мостов по длине пролета — он составляет рекордные 1104 метра.
Сдача моста состоялась в начале июля 2012 года. Первым его протестировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Сейчас мост используется для проезда к зданию Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и других объектов, расположенных на острове Русском.
Зимой 2013 года в СМИ появилась информация о хищениях при строительстве моста, которые приближались к отметке 100 млн рублей. Фигурантами уголовного дела стали работник службы безопасности объекта и часть персонала. Они вывозили и продавали металлические конструкции, предназначенные для строительства моста. Для сравнения — общая сумма проекта моста составила более 32 млрд рублей.
Крымский мост
Один из самых грандиозных проектов последних лет — строительство моста, соединяющего Крымский полуостров и материковую Россию через Керченский пролив. По сути, проект представляет собой целых два моста — один железнодорожный (длина 18,1 км) и второй для автомобилей (длина 16,8 км).
Автомобильную часть моста 15 мая торжественно открыл Президент РФ Владимир Путин. Железнодорожная часть транспортной артерии должна заработать в 2019 году.
Создание Крымского моста стало острой потребностью после присоединения полуострова к России весной 2014 года. После вхождения Крыма в состав РФ украинские власти попытались организовать транспортную блокаду полуострова, перекрыв автомобильные железные дороги на своей территории. После этого единственным регулярным сообщением крымчан и остальной страны стала паромная переправа.
Поэтому уже 19 марта 2014 года Владимир Путин поручил российскому Минтрансу под руководством Максима Соколова создать железнодорожно-автомобильный мост, соединяющий Крым с остальной территорией страны в обход Украины.
Общая смета проекта составляет 225 млрд рублей. При этом половина суммы в течение нескольких лет должна вернуться в местные и федеральный бюджеты в виде налогов. Кроме того, после присоединения полуострова у России отпала необходимость платить Украине ежегодную аренду в 100 млн долларов (примерно 6 млрд рублей по курсу ЦБ) за базу ВМФ в Севастополе. А охлаждение отношений с Украиной привело к отказу от скидок на покупку российского газа. Эти факторы компенсируют большую часть бюджетных затрат на создание Крымского моста.
Для жителей полуострова открытие прямой дороги к материковой части страны несет одни плюсы. В первую очередь это касается цен на продукты — из них пропадет наценка за сложную транспортную доставку. Вместе с постоянным автомобильным сообщением (а затем и железнодорожным) на полуострове ждут активизации туризма.
При строительстве Крымского моста применяются наиболее современные инженерные решения. Они позволяют выдерживать стихийные бедствия и катаклизмы, в том числе землетрясения мощностью до 9 баллов.
Защищают мост и от диверсантов-террористов. Акваторию вокруг объекта патрулируют катера Росгвардии, а в толще воды расположены гидрофоны — устройства обнаружения аквалангистов-диверсантов. После завершения работ опоры моста будут защищены и от таранов морских судов с помощью специальных железобетонных сооружений.
Нет комментариев-