Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Криминальный Татарстан: рекорды ковидного года и самые «прославленные» районы

Криминальный Татарстан: рекорды ковидного года и самые «прославленные» районы
Как выглядит преступный мир в республике в свете официальной статистики и пресс-релизам МВД? Дата-журналист «Снега» Айдар Зиннатуллин изучил открытые источники и решил ответить на этот вопрос.

Теория Пинкера и татарстанское МВД

В социальных науках сейчас пользуется популярностью теория Стивена Пинкера о глобальном снижении уровня насилия. Суть ее сводится к тезису о том, что отношения в обществе в современную эпоху характеризуются расширением «круга сочувствия» от наиболее близких родственников ко всем, кто разделяет общую гражданскую принадлежность, переходя далее в общегуманитарные ценности.

Теория Пинкера заострена на глобальных процессах, но это не мешает ее спроецировать на локальных сюжетов. Вызывает интерес, каким образом меняется масштаб преступности на уровне отдельного региона - Татарстана.

Для ответа на этот вопрос мы обратимся к официальной статистике, предоставляемой Министерством внутренних дел РФ по РТ, а также к пресс-релизам этого ведомства. Наш интерес к пресс-релизам обусловлен тем фактом, что подобные сообщения становятся основой для новостных заметок СМИ. Это, в свою очередь, формирует информационную повестку и создает общее представление о том, какие виды преступлений распространены чаще всего и какие места являются наиболее криминогенными. Согласно Пинкеру, именно такие нарративы, распространяемые посредством СМИ, выступают причиной увеличивающейся тревожности людей по поводу насилия в мире, несмотря на то, что современная эпоха является самой безопасной с точки зрения статистики.

Пресс-служба министерства, вероятно, будет публиковать новости, которые потенциально интересны для широкой публики. Но насколько пресс-релизы в целом отражают официальную статистику? Существует ли диспропорция в видах преступлений? Какие места чаще всего фигурируют в качестве наиболее криминогенных в статистике ведомства и его новостных сводках?

Ковидный год - рекордсмен по зарегистрированным преступлениям 

Для начала обратим внимание на официальные цифры по зарегистрированным преступлениям на территории Татарстана (Рисунок 1). На сайте татарстанского подразделения МВД представлена соответствующая информация в виде докладов с 2015 по 2020 год с отсылками на более ранние периоды. В целом, видно, что с 2015 по 2018 годы наблюдалось снижение уровня преступности. Между тем, в 2019 году количество зарегистрированных преступлений пошло вверх. Прошлый – «ковидный» - год и вовсе побил рекорд по зарегистрированным преступлениям за последние 7 лет.

Структура докладов МВД РФ по РТ, степень детализации приводимых в них сведений различается из года в год. Последние доступные документы (2018, 2019, 2020) содержат информацию о подростковой преступности, случаях рецидивизма, состоянии алкогольного опьянения на момент совершения преступления и так далее. При этом более старые доклады таких данных не предоставляют. В этой ситуации разбивку по видам преступлений мы даем в менее детализированном формате, чтобы сравнить динамику по ним с 2014 по 2020 годы (Рисунок 2).

В целом, устойчивый тренд на снижение демонстрируют дорожно-транспортные происшествия (“показатели аварийности”), грабежи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и квартирные кражи.

По остальным видам преступлений ситуация демонстрирует более волатильный характер.

! В 2020 году выросли показатели по тяжким и особо тяжким преступлениям и убийствам, тогда как по другим видам правонарушений наблюдалась отрицательная динамика.

Как Верхний Услон побил антирекорды

Далее взглянем на территориальный разрез данных МВД. Информация в докладах приводится неполная. Так, по 2015 году представлены сведения только по наиболее криминогенным муниципалитетам в расчете на 100 тысяч человек. В случае остальных годов добавлена также статистика по наиболее спокойным муниципальным образованиям. Но середнячки - вне внимания читателей доклада.

На Рисунках 3 - 8 представлены официальные данные по преступности на уровне муниципалитетов. Стабильно первые строчки наиболее криминогенных мест занимают Верхнеуслонский район и Казань. Если со столицей региона и одновременно одним из крупнейших российских мегаполисов все ожидаемо, то увидеть в топе предместье Казани, где к тому же расположен айтишный Иннополис, стало сюрпризом. Кроме того, на верхних строчках фигурируют другие районы, граничащие с республиканской столицей, - Лаишевский, Пестречинский и Зеленодольский. Набережные Челны и Тукаевский район периодически меняют друг друга на верхних строчках, что дает основание предполагать о наличии маятникового характера преступности в граничащих муниципалитетах. 






Как представлена преступность в официальных пресс-релизах?

Обратимся к анализу пресс-релизов МВД РФ по РТ. Всего мы собрали 15060 публикаций на сайте с января 2014 года посредством веб-скрепинга.

Для начала взглянем на виды преступлений, которые чаще всего фигурируют в заметках пресс-службы. Не вдаваясь в технические подробности использованных методов, отметим лишь, что мы использовали ключевые слова для поиска релевантной информации в полученном массиве текстовой информации, которая, в свою очередь, была приведена в начальную форму (лемматизация). В случае с крупными муниципалитетами (Казань и Набережные Челны) мы приводили названия отделов полиций к единой форме, обозначающей город, где расположено соответствующее подразделение МВД (например, отдел полиции «Азино-2» обозначен в массиве как «Казань», отдел полиции «Электротехнический» - как «Набережные Челны» и так далее).

Полученный результат представлен на Рисунках 9 и 10. Если в 2014-2017 годы акцент пресс-службой ведомства делался на кражи, то потом в лидеры выбилось мошенничество. При этом в официальной статистике (Рисунок 2) кражи продолжают быть самым регистрируемым видом преступлений. Коррупция, наркопреступления и дорожно-транспортные происшествия также фигурируют в списке наиболее упоминаемых в пресс-релизах видов правонарушений.



Самыми упоминаемыми локациями в пресс-релизах оказались Казань, Набережные Челны, Нижнекамский, Альметьевский и Зеленодольский районы, то есть наиболее густонаселенные территории республики (Рисунок 11, представлены абсолютные значения встречаемости названий муниципалитетов в текстах пресс-релизов). Ни Верхнеуслонский, ни Лаишевский или, например, Тукаевский районы в топе упоминаемости не фигурируют, что снова дает основания предполагать наличие маятникового характера преступности и/или регистрации правонарушений.


Вывод из этого описательного микроисследования двусмысленен, как и вся теория Пинкера. К счастью, доля убийств в структуре преступных деяний на уровне региона не является высокой. Но это можно проинтерпретировать не только, как расширение «круга сочувствия», но и как результат повышения медицинских услуг, ведь тяжкие преступления, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу, продолжают демонстрировать высокий уровень. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев