Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Кошка-наркокурьер, побег через канализацию, передачи на квадрокоптере: чем живет самая маленькая колония Татарстана

Кошка-наркокурьер, побег через канализацию, передачи на квадрокоптере: чем живет самая маленькая колония Татарстана
Колония, чьи осужденные когда-то построили несколько заводов и «Комбинат здоровья» в Казани, а сейчас шьют на заказ тюбетейки. Из этой колонии в 90-х заключенные пытались сбежать через канализацию, а сегодня она едва ли не образцовая в плане безопасности среди подобных учреждений. ИК № 18 исполнилось 60 лет. О том, почему здесь не случается перебросов запрещенных веществ и как досматривают передачи с воли, – в репортаже ИА «Татар-информ».

Исправительная колония № 18, рассчитанная на 859 мест, считается самой маленькой в Татарстане. Еще одна небольшая колония – ИК-3 – способна вместить 958 человек. Для сравнения: в самой большой колонии республики – № 5 одновременно могут отбывать наказание 1830 человек.

ИК № 18 расположена на улице Лебедева в промышленной зоне города среди заводских труб и технических помещений. Высокий забор с колючей проволокой выделяют здание колонии среди остальных.

Минувшей осенью учреждение отметило 60-летний юбилей.

«История учреждения начинается в 1958 году. Тогда оно числилось под номером семь. Здесь всегда содержали мужчин, только раньше тут был не строгий, а общий режим. Сначала колония была рассчитана всего на 300 человек, затем ее расширили до 1200 мест», – рассказал председатель совета ветеранов и экс-начальник ИК № 18 Владимир Евстигнеев.

Потребность в колонии возникла из-за того, что другие исправительные учреждения на тот момент были переполнены.

Кроме этого, заключенные считались удобной рабочей силой.

Благодаря осужденным 7-й колонии построили цеха заводов «Оргсинтез», Искож, РТИ и СК, очистные сооружения и социальные объекты, такие как «Комбинат здоровья» и большой комплекс жилых домов.

«Контингент вывозился на стройку в специально переоборудованных грузовиках в сопровождении охраны. Работали они в две смены. За день на различные объекты отправляли до 1200 осужденных, которые работали штукатурами, каменщиками и малярами. На эти профессии их обучали в ПТУ, расположенном на территории колонии», – вспоминает ветеран.

В то время работали все осужденные, а тех, кто не хотел работать, наказывали. Сейчас из 859 человек трудятся всего лишь порядка 250 – небольшая площадь учреждения не позволяет развернуть здесь производство, которое могло бы обеспечить всех рабочими местами.

В колонии есть небольшой швейный цех, налажено производство сувениров и автосервис. В основном нагрузка и занятость зависят от количества заказов. К слову, недавно заключенные сшили большую партию тюбетеек.

Побег через канализацию

Маленькая территория колонии упрощает задачу охраны. К примеру, здесь практически не случается перебросов.

«Когда злоумышленники пытаются перебросить через забор на территорию колонии наркотики или сотовые телефоны, такие факты сразу замечает охрана. Поэтому для правонарушителей эти методы здесь малоэффективны», – объяснил Владимир Евстигнеев.

Плюс ко всему это единственное учреждение, где тропа наряда проходит поверху, словно по мостику.

Несмотря на все это, в 1995 году здесь случился побег – девять осужденных умудрились сбежать через канализационную траншею.

«Еще задолго до побега здесь хотели проложить канализацию через завод СК, находящийся по соседству. В колонии уже вырыли траншею, но в самый последний момент руководство отказалось от этой затеи, а траншею закопали плохо, под землей остались пустоты», – вспоминает ветеран.

«Один из осужденных, который привлекался на рытье и закапывание этой траншеи, успел освободиться и заново сесть. Он и организовал этот побег. Осужденные копали яму по ночам в указанном месте – под лестничным пролетом в своем отряде, а землю, чтобы не быть замеченными, прятали в большом ящике, стоявшем там же для хозяйственных нужд учреждения. В колонии везде проложен асфальт, и куча земли их бы сразу выдала», – рассказывает ветеран.

Когда подземный лаз на территорию завода СК был прорыт, осужденные под покровом ночи совершили побег.

Однако всех беглецов почти сразу удалось задержать – на воле они пробыли несколько часов. Только один из них скрывался пять дней.

Последний побег из учреждений татарстанского УФСИНа произошел 15 лет назад. С тех пор методы обеспечения охраны, режима и безопасности шагнули далеко вперед. Впрочем, вместе с техническим прогрессом совершенствуют свои преступные навыки и осужденные, так что держать ухо востро приходится постоянно. 

«Запрещенка»

Но обеспечение безопасности и порядка в колонии заключается не только в недопущении побегов. Борьба с доставкой запрещенных предметов в учреждение – один из самых злободневных вопросов сотрудников ФСИН. Сотовые телефоны, сим-карты, зарядные устройства и, конечно же, алкоголь и наркотики – это то, чему не положено находиться на закрытой территории. В основном все перечисленное пытаются доставить родственники и друзья заключенных.

«Ухищрения остались практически те же, поменялось мало. Но было проще, хотя бы потому, что раньше не было сотовых телефонов. Да и наркотики было достать сложнее, а сейчас плюс ко всему появилось большое количество синтетики», ­– делится Владимир Евстигнеев.

Нам продемонстрировали экспонаты музея учреждения. Здесь можно увидеть машинку для нанесения наколок, самодельный самогонный аппарат, муляж пистолета, заточки – все это в разные годы изымалось у осужденных или в момент передачи.

«Осужденные делали так называемый кирпич – вырезали страницы из книги и внутри получался тайник. Или выпиливали середину из какого-нибудь деревянного полена. Но все равно тогда все это пресекалось, а сейчас тем более», ­– объяснил ветеран.

Стоит вспомнить случай, когда наркотики на зону пытались доставить с кошкой.

В 2010 году сотрудники менделеевской ИК-10 поймали кошку, когда она собиралась пробраться через заграждение колонии. На животном был ошейник, в котором обнаружили более 15 граммов героина. Идея использовать кошку в качестве транспорта для переправки наркотиков принадлежала одному из осужденных колонии. Он приручил животное, которое позже было переправлено за пределы зоны. На воле подельники осужденного несколько дней морили несчастную кошку голодом, а потом надели на нее ошейник с наркотическим веществом и выпустили неподалеку от учреждения.

Кошка попыталась вернуться «домой», однако когда она перебиралась через основное ограждение, на нее напала служебная собака. Подоспевшие сотрудники исправительного учреждения попытались спасти кошку, но, к сожалению, через несколько часов она умерла от полученных ран. 

Теперь запрещенное пытаются доставить в колонию при помощи квадрокоптеров. Правда, не очень эффективно – жужжащий над головами охранников аппарат замечают сразу. Его сбивают и, как правило, выслеживают дистанционного «пилота».

Передачи


С определенной периодичностью родственники осужденных имеют право передавать продукты на зону – так называемые передачи. Чтобы вместе с колбасой и пряниками к заключенным не попали наркотики и алкоголь, все это тщательно досматривается. Понаблюдать за процессом нам удалось лично в комнате досмотра продуктов.

Продукты для осужденных начинают принимать с самого утра. Сначала родные заполняют специальное заявление, где указывают название продуктов и их вес, а затем подписывают его у начальника колонии.

«Все поступающие продукты режутся и вскрываются. Сыпучие предметы, такие как чай и кофе, тоже пересыпаются из одного пакета в другой, чтобы проверить на наличие посторонних предметов. Жидкости переливаются, например шампуни и подсолнечное масло. Сигареты ломаются, прощупываются. По закону мы можем сломать до 70 процентов», – рассказала младший инспектор группы надзора отдела безопасности ИК-18 Гульфия Павлова.

В комнате приема идеальная чистота – все должно быть стерильно, как и в любых других предприятиях общепита. Для каждого вида продуктов свой нож и своя разделочная доска, а досматривают в одноразовых перчатках.

На наших глазах под нож пошли несколько пачек масла и халва. На вкусовых качествах процедура проверки не сказывается, да и большинство родственников, по словам сотрудников колонии, к проверке относятся с пониманием.

Все полученное складывается в большие белые мешки. К моменту нашего визита их накопилось с десяток. На каждом прикреплена записка с данными осужденного и описью содержимого. Общий вес не должен превышать 20 килограммов.

«У нас был случай, когда пытались передать телефон в консервах. Злоумышленники специально приобрели аппарат, который закатывает консервы, купили банки и засунули туда телефоны. Они даже залили туда горошек, чтобы по звуку не было понятно, что там. Одна из банок вызвала подозрение, ее вскрыли. Таким образом было изъято 15 телефонов. На моей памяти это была одна из самых крупных партий», – рассказывает начальник отдела безопасности ИК-18 Айрат Курбангалеев.

Родственников заключенных опрашивают, сами ли они формировали передачи и не принимали ли продукты от посторонних, ведь может случиться, что, не зная того, они могут пронести в чужой посылке что-нибудь запрещенное. А это повлечет уголовную либо административную ответственность.

Склонные к побегу

На стене в комнате приема висит стенд с фотографиями осужденных, состоящих на профилактическом учете. Выяснилось, что при получении продуктов для этих арестантов нужно проявлять особую бдительность.

«Это осужденные, стоящие на особом учете. На эту доску автоматически попадают те, кто осужден за посягательство на половую свободу, наркотики или склонные к побегу», – объясняет начальник отдела безопасности ИК-18 Айрат Курбангалеев.

Запоминать всех обязательно! Сотрудники, которые непосредственно принимают продукты, должны знать каждого склонного к употреблению психотропных веществ и склонных к побегу. У последних на личной карточке ставится красная полоса. Такая же отметка у них имеется на нагрудной карточке и над спальным местом.

Помимо досмотра на наличие «запрещенки» сотрудники колонии проводят проверку продуктов по ряду других требований – например, не принимаются продукты с истекшим сроком годности.

«Кроме этого, запрещено передавать домашние продукты, так что отведать маминых пирогов за решеткой не получится», – объясняет сотрудник отдела безопасности ИК-18 Гульфия Павлова. 

Посылка с воли может весить не более 20 килограммов, а периодичность их получения зависит от условий содержания осужденного: при общем режиме осужденные имеют право получать продукты раз в три месяца, а при строгом – раз в полгода.

Комната длительных свиданий

Продукты, которые приносят родственники на длительные свидания, проходят такой же осмотр. Правда, тут ограничений меньше – можно, к примеру, проносить сырые продукты. В те три дня, которые отведены на свидание, заключенные и их близкие могут готовить самостоятельно.

Досмотр проходят и сами визитеры.

«Женщин досматривают женщины, мужчин – мужчины. В случае необходимости они могут быть досмотрены с использованием специальных средств, чтобы исключить вероятность проноса чего-нибудь запрещенного», – рассказывает Гульфия Павлова.

Такие меры совсем не лишние. Недавно в ИК-3 отец попытался пронести наркотики для сына в прямой кишке. Мужчину задержали, и свидание было сорвано.

Похожий случай произошел в альметьевской колонии № 8. 41-летняя жительница Елабуги приехала в исправительное учреждение к своему осужденному супругу на длительное свидание. Во время обыска на контрольно-пропускном пункте сотрудники УФСИН попросили женщину выдать запрещенные в учреждении предметы, в том числе наркотические средства. Тогда женщина и сообщила, что внутри нее находится наркотик.

Задержанная была отправлена в медицинское учреждение Альметьевска, где из нее извлекли сверток с порошком белого цвета и одноразовый шприц. По данным экспертизы, внутри женщины находились 10 граммов сильнодействующего синтетического наркотика PVP.

Еще одна мера безопасности – сканирование отпечатков пальцев осужденных, проходящих в КДС.

«Это делается для того, чтобы избежать подмены. Например, у осужденного может быть брат-близнец, который решится отбыть срок за родственника. Подобный случай, кстати, не так давно был в другом регионе страны», – приводит пример начальник отдела безопасности ИК-18.

Случаев, когда в колонию пытаются пронести запрещенные предметы, предостаточно, и каждый раз нарушители идут на невероятные ухищрения: то прячут наркотики в шве полотенца, то пытаются незаметно пронести сотовые телефоны в коробке из-под сахара.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев