Скала, ждущая барса
Пост в соцсети, в котором фонтан в зеленодольском микрорайоне Мирный назвали «коровьей лепешкой», вновь поднял вопрос, что же на самом деле хотел изобразить автор композиции, которая не по душе многим жителям города.
Корреспондент агентства связалась с муниципалитетом города, в администрации Зеленодольска объяснили замысел фонтана. Оказалось, что строение изображает скалу, на которой, если бы не нехватка денег, расположилась бы фигура барса.
«По легенде, которую я слышал, на скале должен был сидеть барс, но на него не хватило денег. Поэтому осталась только скала», — рассказал главный архитектор Зеленодольска Михаил Сафонов ИА «Татар-информ».
Так, жительница города Галина Герасимова вспомнила, что давно читала об этом в газете, но пока, пожаловалась она, ничего с фонтаном не делают и потерянная кошка так и не нашлась.
«Если будет барс, мне очень понравится. Честно, место здесь замечательное для отдыха: здесь и дети всегда с родителями сидят, и молодежь. Здесь бы, конечно, ещё все привести в порядок, чтобы красиво было, и будет просто рай для отдыха», — отметила она.
Зеленодолец Александр впервые услышал историю про барса, однако поспешных выводов, исправит ли впечатление от фонтана размещение дикого зверя на подобие скалы, делать не рискует.
«Это надо в целом смотреть — всю композицию», — отметил он.
В пресс-службе Зеленодольска смогли вспомнить год постройки фонтана — его открыл мэр города Геннадий Емельянов на День города в далеком 2008 году. Именно с того времени «лепешка» ждет своего барса для завершения композиции и наполнения ее смыслом. Ни архитектора, ни скульптора сооружения пресс-служба вспомнить не смогла.
Поиски блудного зверя
Продолжение городской легенды о фонтане повествует, что тот самый барс, который должен был стоять на скале, сейчас находится где-то в другом месте. Жители говорят, что барса продали в Казань.
По слухам, кошка украшает фонтан рядом с главным офисом «Ак Барс Банка». Он, между прочим, полностью соответствует задумке зеленодольских архитекторов: скала и на ней белый барс.
И даты сказочным образом совпадают: в Казани барса установили 15 июня 2008 года, а в Зеленодольске дикая кошка не появилась к открытию фонтана — 30 августа 2008-го.
Корреспондент «Татар-информ» обратилась с запросом в банк, с просьбой уточнить, кто же был архитектором композиции и верна ли легенда зеленодольцев.
Сотрудники пресс-службы «Ак Барс Банка» долго искали данные об архитекторе скульптуры. Ведь именно автор смог бы дать ответ, действительно ли барса перекупили. Но его имя в банке так и не нашли, зато отыскали название подрядной организации.
«Проводил работы ООО „Димель“. В акте выполненных работ значатся: разработка эскиза, подготовка и отливка формы и скульптуры, установка на месте. Все работы выполнены по заказу Ак Барс Банка в лице Миннегалиева Роберта Хамитовича (с 2003 по 2015 год — Председатель Правления ПАО „АК БАРС“ БАНК). Архитектор монумента и фонтана был нанят подрядчиком», — говорится в ответе банка.
Единственной оставшейся ниткой к разгадке тайны зеленодольского фонтана стала компания «Димель».
Профессиональный взгляд
Самым простым решением было бы позвонить в компанию «Димель» и узнать, кто же автор барса. Однако ООО было ликвидировано еще в 2012 году. А номера телефонов компании, которые можно найти на просторах интернета, — удалены.
Однако корреспонденту удалось найти идентификационный номер налогоплательщика «Димеля». А зная ИНН компании, можно раздобыть и другую информацию.
При проверке судебных разбирательств по десятизначному коду, неожиданно открылось интересное дело. Компания подрядчика подала в Арбитражный суд Татарстана иск к тому самому акционерному обществу АКБ «Ак Барс». Сумма спора немаленькая — 13 млн рублей.
«Димель» настаивал на том, что акционерное общество выплатило за работу меньше, чем того заслуживал тот самый фонтан, пьедестал и, конечно, барс. Поводом для такого вмешательства было замечание «Ак Барса» по определению стоимости выполненных работ, банк сообщил об утверждении работ на 769 тыс. рублей и просил вернуть излишне уплаченные денежные 1 млн. 114 тыс. рублей.
«Со ссылкой на отсутствие письменного договора истец [прим. ООО «Димель»] в одностороннем порядке осуществил оценку рыночной стоимости объекта недвижимости, представляющего собой архитектурно-художественную композицию «Фонтан — Ак барс (снежный барс), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, 1. Стоимость определена истцом на основании отчета № 26/П-09 от 21.07.09г. в размере 14 966 600 руб», — говорится в иске.
Разницу оценочной стоимости и выплаченных средств компания хотела добиться через суд.
Но дело закончилось в пользу банка «Ак Барс», и свои миллионы компания «Димель» не получила.
Казалось бы, что такого важного в этом судебном разбирательстве, которое закончилось ничем. Но третьей стороной в нем выступил скульптор барса. Так агентство узнало имя автора работы.
Корреспондент «Татар-информ» встретился со скульптором Махмутом Гасимовым в его творческой мастерской. Об этом барсе автор фонтана помнит не так много, однако некоторые детали все-таки рассказал.
«Это был заказ „Ак Барс Банка“. Заказчиком был Роберт Миннегалиев», — поделился он.
Так, по его воспоминаниям, глава банка принял и утвердил эскиз сидящего Ак Барса.
«Там целая история: эскиз утверждали, потом слепили в мастерской в размер сооружения, затем она была отформована в гипсе, и потом высекается в камень», — рассказал скульптор.
Скульптура была высечена автором из мрамора зимой, а заканчивали работу весной уже около здания банка, когда построили гору, на которой должен был восседать барс, поделился Гасимов.
Автор барса отметил, что с Зеленодольском и его предприятиями дела не имел, а поэтому связывать городские легенды именно с его скульптурой не стоит.
Корреспондент показал фотографии зеленодольского фонтана, который недолюбливают жители города, прославленному художнику России.
«Это вообще не понятно, то ли скала, то ли что. Люди правы, это куча навоза», — поделился своим мнением он.
На вопрос, спасет ли барс фонтан, Гасимов эмоционально ответил: «Не раньте мою душу!»
Фонтан «Великан раздавил унитаз»
Житель Мирного Владимир часто прогуливается в сквере, ведь живет он буквально в двух шагах. Он вспомнил день открытия фонтана. По его словам, это было лет 10-15 назад, на торжественную церемонию собрались администрация города и делегация одного из градообразующих предприятий Зеленодольска.
Он вспоминает, что на открытии было много народа, перед запуском фонтана долго читали речи, а он так же, как всегда, спустился в сквер в домашних тапочках.
«Иду по этой тропинке, и впереди лет восьмидесяти, наверное, древние старушки. Друг друга держат, идут и тихонько говорят, а я за ними — мне всё слышно. И вот они говорят: „Шел великан, захотел в туалет, на унитаз сел, унитаз раздавился, но он свое дело сделал и ушел“. И я оглянулся — точно: куча такая же и течет. Как разбитый унитаз», — рассказал собеседник агентства.
По мнению Владимира, в «нормальном» фонтане струи бьют, а не текут. Он рад, что «этот позор» скрыт деревьями.
Жительница Зеленодольска Галина Герасимова уверена, что микрорайон Мирный всегда отодвигают на задний план, это касается и устройства фонтанов.
«Не нравится, конечно, лежит — не поймешь, что там. Какую-нибудь бы придумали красивую декорацию, обратили внимание. Честно, не нравится вообще», — отметила горожанка.
Александр, выбравший сквер около «Алых парусов» для встречи с коллегой, сказал, что даже видел пост в социальной сети, где фонтан назвали «коровьей лепешкой». Он считает, что пришло время освежить строение.
Шанс на ремонт
Наталья работает недалеко от сквера, часто проводит там рабочие перерывы. По ее словам, фонтан вандалы сломали совсем недавно, в начале мая или в конце апреля. Ее архитектура сооружения полностью устраивает.
«Надо, чтобы починили, чтобы было красиво — вот этой дыры чтобы не было. В хорошем состоянии он радовал глаз», — рассказала она.
С ней солидарна еще одна жительница Зеленодольска.
«Ну, конечно, нравится, как не нравиться. И нам нравится, и птичкам нравится. Вечером очень много народу здесь бывает: и с детьми гуляют, и пожилые люди сидят», — рассказала она.
«Нормальный фонтан — только раздолбленный. Сломали какие-то фашисты. Ну, скала и скала, лишь бы залепили. Фонтан как фонтан — хороший, красивый. Дырка только всё портит», — говорит еще один зеленодолец Александр Гущин.
Главный архитектор Зеленодольска пояснил, что сейчас город участвует в федеральном конкурсе на ремонт по улице Комарова, которая также находится в микрорайоне Мирный.
«Если получится выиграть 100 млн рублей, мы начнем с Комарова, а потом дойдем до этого фонтана. Можно было бы демонтировать верхнюю часть, которая в не очень хорошем состоянии. Не сносить целиком, а сделать капитальный ремонт», — добавил Сафонов.
Однако местные жители в благополучный для фонтана исход истории не верят. Пока они считают, что раз за много лет не нашли деньги на его реконструкцию, то и сейчас надеяться не на что. Исправили бы поврежденное вандалами, и то хорошо. О барсе на скале никто и не мечтает.
Нет комментариев-