Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Концепция музея внутри Ту-144: уравнение с несколькими неизвестными

Концепция музея внутри Ту-144: уравнение с несколькими неизвестными
Экспертная комиссия объединила финалистов голосования по концепции музея внутри самолета Ту-144, а помощник Президента РТ Наталия Фишман предложила привлечь специалистов из Политеха. Корреспондент «Татар-информ» разбирался, почему КНИТУ-КАИ так и не выбрал одного победителя и чем помогут московские специалисты.
Узнать, каким будет интерактивный музей техники внутри сверхзвукового самолета Ту-144, общественность должна была еще в конце июля. Тогда КНИТУ-КАИ устроил презентацию, на которой было объявлено — победителя из четырех конкурсантов не выбрали, но известны два финалиста. Ими стали ПО «Зарница» и ТО «Самрух».

После презентации продюсер «Самруха» Альберт Шакиров сказал, что окончательное решение о том, каким будет музей внутри Ту-144, примут через две недели. 

«Либо работают две команды, которые пришли к какому-то консенсусу, либо одна команда станет победителем», — сообщил нам тогда представитель «Самруха».

Действительно, 11 августа в 8-м здании КНИТУ-КАИ, возле которого стоит пока еще обшарпанный и непрезентабельный Ту-144, прошло закрытое заседание экспертной комиссии. Около 2 часов коллегия из восьми человек, куда входит ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, помощник Президента РТ Наталия Фишман и глава Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов, выслушивала защиту проектов-финалистов и не смогла определить победителя.

В итоге, как выразился Гильмутдинов, было принято нелинейное решение — объединить концепции в один проект с учетом сильных сторон каждого финалиста.

«У этих двух заявителей есть разные дополняющие друг друга компетенции и каждый из них по-своему силен. Идея заключается в том, что итоги этого этапа надо как бы слить в один котел, перемешать их обоих и самим, нашей конкурсной комиссией, туда влиться», — сказал ректор КНИТУ-КАИ. 


 
«Зарница» уже зарекомендовала себя в сфере разработки и производства инновационного учебного оборудования и учебных пособий. Для Казани объединение разработало ряд стилизованных детских площадок, осуществляло поставку учебных тренажеров классы физики и химии в школах, оформляло стенды Юнармии и не только.

В послужном списке «Самруха» — интерактивная начинка открывшегося в начале 2017 года музея «Городская панорама», мультимедийная система по воссозданию 3D-моделей разрушенных памятников архитектуры «Тарих», цикл короткометражных анимационных фильмов про историю Татарстана «Книга мира».

Как отметила помощник Президента Наталия Фишман, входящая в экспертную комиссию по музею внутри Ту-144, у «Зарницы» есть понимание по стадиям работы, они лидеры по части производства. «Самрух» представил интересную концепцию, их специалисты умееют «красиво» думать. При этом у обоих финалистов, есть существенные недостатки.

«Общая лакуна в компетенциях, которая есть и у тех, и у других, — это музейное проектирование, потому что есть специфические музейные функции и законы, которые не учтены ни там, ни там. Это касается сервисных вещей, связанных с музеем, маркетинговых вещей, связанных с проектированием музея, потому что ни у тех, ни у других нет даже прописанной и сформулированной аудитории», — отметила Фишман.

Помочь в устранении этих пробелов призваны спецаиалисты из Политехнического музея в Москве, которых предложила Фишман. Как сказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, уже на следующей неделе столичные эксперты приедут в Казань. 

«Я считаю, что в области образовательных научно-технических музеев не то, что нет альтернативы, а вообще больше никого нет на поле, кроме Политеха», — сказала Наталия Фишман.

Она считает, что если уж делать этот проект таким амбициозным, каким он задуман, то не стоит пренебрегать консультациями специалистов. Удачно, что сейчас Политехнический музей Москвы работает над павильоном «Космос» на ВДНХ, то есть находятся в теме космоса и авиации. Кроме того, они знают, как работать историческим контекстом, который предлагают внедрить представители «Самруха».

Пока не ясно, каким будет финальный проект музея внутри Ту-144, но, как сказал Альберт Гильмутдинов, есть немало других задач. Например, до конца года намечены работы по покраске фюзеляжа самолета, установке освещения, проработке постамента и созданию входной группы. Приступать к внутреннему наполнению музея планируется только в начале 2018 года.

Еще ранее было сказано, что интерактивный музей техники откроется 31 декабря 2018 года к 50-летию первого полета опытного самолета Ту-144. После подведения итогов Гильмутдинов не опроверг эту информацию.

«Ясно, что 31 декабря следующего года завершенный музейный комплекс в той концепции, какой она на сегодня видится, мы точно не откроем. Это абсолютно очевидно, но какая-то существенная часть будет открыта», — сказал ректор КНИТУ-КАИ.
Таким образом, в этом году остается лишь наблюдать за внешним обликом легендарного Ту-144 — Гильмутдинов обещал, что в скором времени мы увидим реальные изменения. А по внутренней начинке самолета по прежнему остается больше вопросов, чем ответов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев