«Композиторы мировой величины тоже получают копейки»
«Получил письмо с гонораром из «Российского авторского общества». Цена за песню, звучавшую на телевидении 84 раза, – 79 рублей 18 копеек! Получается, за один раз – 94 копейки. Как они считали – для меня, наверно, останется вечной загадкой», – бил тревогу в своем аккаунте Эльмир Низамов.
Под записью композитора оставлено множество комментариев. Многие, узнав о гонораре, были шокированы.
Журналист «Татар-информа» связался с самим композитором. По словам Эльмира Низамова, такая система «мизерной» оплаты распространена по всей России: «Я никогда не отправлял свои песни на телевидение. Обычно исполнители подписывают договор с ТВ или радио, и после этого музыка начинает там звучать. Один раз в квартал составляется отчет. Если набирается достаточная сумма денег, они выплачиваются автору, если нет, гонорар может и не выплачиваться. Каждая песня оценивается по-разному, если честно, я не вмешиваюсь в эти дела. Я удивился, узнав, что мое произведение, прозвучавшее 84 раза, стоит всего 79 рублей. Я был поражен этим фактом! В связи с этим написал отдельный пост в соцсетях.
Такое положение по всей России. Даже композиторам мировой величины выплачиваются приблизительно такие гонорары. В сравнении с Европой – разница большая. Думаю, что композиторы с огромным опытом, имеющие звание «Заслуженный артист», тоже получают не так много, здесь нет различия», – сказал Эльмир Низамов.
Система выплаты авторских гонораров
Юрист (имя не указываем по его просьбе) «Российского авторского общества» (РАО) разъяснил причину низких гонораров. Автор (поэт, композитор) составляет договор с РАО и предоставляет право на получение гонорара за свои произведения. Юридические представители телевидения, радио, кинотеатров, выставочных залов, а также парков, скверов сдают в РАО отчет о звучавших произведениях. Предоставляется информация о количестве прозвучавших песен каждого автора. По этим данным телевидение, радио и прочие организации выплачивают гонорары. Часть суммы РАО оставляет себе, остальное перечисляет авторам.
Сумма гонорара зависит от продолжительности произведения и полученной за него прибыли теле- или радиоканала на время подсчета. Показывается минимальная сумма прибыли, связанная с размером города. Она меняется в зависимости от количества мест в залах, где звучала музыка, а также количества людей, проживающих в данном населенном пункте. Со ставками гонораров можно ознакомиться на сайте РАО.
Зуфар Хайрутдинов считает нормальным гонорар, выплаченный Эльмиру Низамову
Директор Татарстанского филиала «Российского авторского общества», народный артист РТ Татарстан Зуфар Хайрутдинов доказал обоснованность гонорара Эльмира Низамова.
«Я понимаю состояние Эльмира Низамова, связанное с желанием получить больше прибыли. Это понятно. Но «Российское авторское общество» имеет определенные ставки. Какие-то телеканалы, к примеру, платят определенную сумму в месяц. Если это 50 тысяч, то это не значит, что автор получит всю сумму, ведь есть проценты. Самый высокооплачиваемый телеканал – «Татарстан – Новый Век» (ТНВ). За один квартал он платит 350 000 рублей. Такие каналы, как «ТМТV», «Майдан», платят меньше. Подумайте, там ведь в течение трех месяцев звучат песни тысяч авторов! Эта сумма предназначена не только для Эльмира Низамова, она делится на всех.
«Российское авторское общество» составляет договор с каналом, есть специальные ставки. Например, если на концерт выделяется 100 000 рублей, то автору достается 5000. Канал сам подсчитывает количество звучания и продолжительность попавших в ротацию песен за определенный период, делает вывод о полученной доле на каждую песню и после этого умножает сумму, предназначенную для выплаты каждому композитору, поэту, на коэффициент. С одной стороны – несложная задача, с другой – хлопотливая математическая работа.
Эльмир Низамов – подающий надежды молодой композитор. Он чаще работает над созданием произведений большого объема, пишет симфонии, рок-оперы.
«Я считаю нормальным гонорар, выплаченный Эльмиру Низамову. Это же за одну песню. Если бы было 100 песен, ему заплатили бы не 80, а 80 000 рублей. Мне кажется, 79 рублей за одну песню – это нормально, обычное дело».
Лично у меня сейчас на радио и ТВ активно звучит около 500 песен. «Российское авторское общество» при выплате гонорара отправляет мне список, в котором указано, какая песня где звучала, как часто мои песни звучали на радио и телевидении. У меня есть гонорары в 40 рублей! Это нормальная сумма. А написать одну песню и требовать за нее больше денег – немыслимо.
Есть много возможностей и помимо радио и телевидения. Возьмем, к примеру, концерты. Капля за каплей – образуется озеро. Если в ротацию попала только одна твоя песня, это не значит, что ты получишь за нее много денег.
«Мизерную выплату композитору я считаю унижением»
Заслуженный деятель искусств Ирнис Рахимуллин говорит о неуважении к авторам в России: «Такое положение у нас было и до Эльмира Низамова. Скорее всего, он написал, не выдержав подобного отношения к авторам. Такую мизерную выплату композитору я считаю унижением.
Вот в советское время все было по-другому. У каждого была своя ставка в нужном объеме, выплачивались авторские гонорары. Такая ситуация возникла со времен руководства М. С. Горбачева, то есть после перестройки. Все разрушить ничего не стоит. Невозможно прожить на эти копейки.
В последнее время профессиональным коллективам стали выдаваться гранты государства. Такое же отношение должно быть и к авторам! К сожалению, в нашей стране авторов не уважают».
Айдар Гайнуллин сравнивает отношение к авторам в Германии и в России
Известный баянист, заслуженный артист РТ Айдар Гайнуллин сравнил оплату труда авторов в России и Германии на собственном примере для журналиста «Татар-информа»: «Мне пришло 37 рублей от Первого канала и 195 рублей от канала «Россия-24». Я живу в Германии. Для сравнения: «На одном канале «Второго немецкого телевидения» (Zweites Deutsches Fernsehen) за звучание твоего произведения в течение одной минуты в фильме платят 180 евро (13 000 рублей – Т-и), то есть одним произведением для фильма можно достаточно много заработать».
За использование песни Бейонсе в сериале «Кухня» канал заплатил 1 миллион долларов
Сценарист, звукорежиссер Дан Дамаскин объяснил принцип оплаты труда авторов «Российским авторским обществом»: «Я обращался в РАО. Они разъяснили наличие различных категорий песен при оплате труда.
Я являюсь членом «Российского авторского общества» в Москве. К его татарстанскому филиалу не имею никакого отношения. Я поражен тем, что за использование одной песни американской певицы Бейонсе в сериале «Кухня» канал СТС заплатил 1 миллион долларов, а наши песни так не тарифицируются!
У нас нет опыта наема личных агентов или работы по некоему лейблу. А в мире именно они предоставляют право на музыку. Когда я приобрел музыку в компании “Warner Music Group” США, только лишь получение разрешения на 1 год обошлось мне в 7000 рублей. В то же время канал в соответствии с тарифом “Warner Music Group” выплатил «Российскому авторскому обществу» дополнительную сумму.
Будь я на месте Эльмира, я бы позвонил на горячую линию РАО и выяснил более подробную информацию. Возможно, я не совсем прав, но могу сказать одно:«Российское авторское общество» само занимается распределением денег, переведенных каналом, авторам.
Бари Алибасов: Как расти музыке в таких условиях?!
Продюсер, музыкант, композитор, певец Бари Алибасов считает данную ситуацию с выплатой денег певцами телеканалам за ротацию песен неправильной. «Музыку и слова пишешь сам, сам поешь, платишь за студию, приходишь со своей фонограммой и после платишь за выход в эфир. А эфир зарабатывает деньги с помощью рекламы и продаж контента. Как расти музыке в таких условиях?!
В советское время было так: делаешь запись на студии «Мелодия», она продает 10 миллионов пластинок, а певец за работу в студии получает 40 рублей. А за пластинки Мадонны получает 1,5 миллиарда долларов.
Мы не принимаем международных законов музыкальной индустрии. Недавно были осуждены руководители «Российского авторского общества» в связи с присвоением себе всех денег. (В прошлом году бывший руководитель РАО Сергей Федотов был обвинен в присвоении 297 миллионов рублей и осужден на 1,5 года – Т-и). Даже в советское время это стояло на жестком контроле, и мы получали какие-то деньги. Я работал музыкантом в Усть-Каменогорске и получал зарплату размером в две месячные зарплаты инженера, и это за авторство. Заполняли документ об авторских правах, а сейчас такого нет.
В национальной музыкальной индустрии царит самодеятельность и безысходность. А музыкальная индустрия в первую очередь – основа национального соответствия народа. Во-вторых, это сильнейшая отрасль экономики. В любой стране так. В 1999 году оборот американской музыкальной индустрии составил 1 триллион долларов, то есть был даже выше общего экономического оборота Америки. Вот что такое музыка. Люди ее любят, слушают, готовы платить за концерты, за прослушивание музыки в лифте, на радио и ТВ. Можете представить любую свадьбу, встречу друзей без музыки? А мы не понимаем, что музыка – это деньги. На самом-то деле ее кто-то написал, у нее есть хозяин».
Рамиль Гали: Творческие деятели – люди самой нищей категории
Известный фотограф Рамиль Гали сообщил о недостаточном внимании к российской культуре: «Наша культура отстала. Надо поднимать наших писателей, поэтов, художников. Эта категория – самая нищая.
Наши гении на сегодняшний момент живут очень плохо, гонорары низкие. Надо поднимать этот вопрос. В Голливуде или за границей, например, если актер один раз снялся в фильме, ему выплачивается гонорар, которого хватит на всю жизнь. Почему же наши композиторы, создавая прекрасную музыку, получают смешные гонорары? По-моему, в этом виновато плохое отношение к творческим людям в нашей стране. Сейчас надо больше задумываться об этом и прокладывать дорогу для молодых талантов, дать им возможность расти.
Айваз Садыров: Радио не платит напрямую автору
Главный редактор «Татарского радио», популярный ведущий Айваз Садыров объяснил низкие гонорары авторов малым оборотом продаж в Татарстане.
"За рубежом, как известно, авторские гонорары выше наших. Помню, как одна песня группы «Руки вверх», спетая группой «АТС» на английском, распространившись в Европе, принесла Сергею Жукову денег за авторство больше, чем за год работы в гастролях по России.
И все-таки откуда взялся этот факт –180 евро за минуту? Кажется, это не совсем реально. За минуту ротации? Если так, получается сумма в 540 евро за 3 минуты звучания одной песни на радио! А популярная песня может звучать в день и 3, и 5 раз. А в Германии сколько радиостанций? Артисту даже не нужно было бы ставить концерты, он был бы самым богатым человеком. К тому же это не прямые деньги, они поступают через авторское общество. Выходит, радио платит обществу еще больше. Где возьмет деньги радио, передавая по 400 песен в день?
У нас радио, ТВ, концертные организации, рестораны платят регулирующим авторские права «Российскому авторскому обществу» и «ВОИС», они устанавливают цены. Мы на радио работаем по закону. А сколько денег полагается автору, вычисляют они. Радио не расплачивается с автором напрямую. Песни на концертах, на ТВ, на радио находятся на контроле. Даже предоставляются отчеты о песнях, звучавших на сельских концертах. Не считая сельские концерты самодеятельности.
В ресторанах это не совсем отрегулировано. По закону каждая песня, звучавшая в ресторанах и кафе, должна подлежать отчетности, а деньги – переводиться в РАО.
Но у нас малые обороты продаж – я говорю только о татарах, поэтому автор получает небольшие деньги. О ценах мне не известно. К тому же, не имея возможности зарабатывать на этом, сейчас авторы перешли на систему купли-продажи, продавая песни исполнителям напрямую.
Дамир Давлетшин: телевидение только делает популярным поэта, композитора
Генеральный директор телеканала «Майдан» Дамир Давлетшин советует авторам продавать песни подороже:
«Мы отправляем всю сумму «Российскому авторскому обществу». Телевидение никак не может заплатить ни поэту, ни композитору, оно только делает их популярными! РАО само вычисляет сумму гонорара композиторам и поэтам.
Нет комментариев-