«Композиторы мировой величины тоже получают копейки»
«Получил письмо с гонораром из «Российского авторского общества». Цена за песню, звучавшую на телевидении 84 раза, – 79 рублей 18 копеек! Получается, за один раз – 94 копейки. Как они считали – для меня, наверно, останется вечной загадкой», – бил тревогу в своем аккаунте Эльмир Низамов.
Под записью композитора оставлено множество комментариев. Многие, узнав о гонораре, были шокированы.
Журналист «Татар-информа» связался с самим композитором. По словам Эльмира Низамова, такая система «мизерной» оплаты распространена по всей России: «Я никогда не отправлял свои песни на телевидение. Обычно исполнители подписывают договор с ТВ или радио, и после этого музыка начинает там звучать. Один раз в квартал составляется отчет. Если набирается достаточная сумма денег, они выплачиваются автору, если нет, гонорар может и не выплачиваться. Каждая песня оценивается по-разному, если честно, я не вмешиваюсь в эти дела. Я удивился, узнав, что мое произведение, прозвучавшее 84 раза, стоит всего 79 рублей. Я был поражен этим фактом! В связи с этим написал отдельный пост в соцсетях.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d0052d364b704e896f2cb81a686e7a7b2c29eacf263a818786c9200ebbc6.jpg)
Такое положение по всей России. Даже композиторам мировой величины выплачиваются приблизительно такие гонорары. В сравнении с Европой – разница большая. Думаю, что композиторы с огромным опытом, имеющие звание «Заслуженный артист», тоже получают не так много, здесь нет различия», – сказал Эльмир Низамов.
Система выплаты авторских гонораров
Юрист (имя не указываем по его просьбе) «Российского авторского общества» (РАО) разъяснил причину низких гонораров. Автор (поэт, композитор) составляет договор с РАО и предоставляет право на получение гонорара за свои произведения. Юридические представители телевидения, радио, кинотеатров, выставочных залов, а также парков, скверов сдают в РАО отчет о звучавших произведениях. Предоставляется информация о количестве прозвучавших песен каждого автора. По этим данным телевидение, радио и прочие организации выплачивают гонорары. Часть суммы РАО оставляет себе, остальное перечисляет авторам.
Сумма гонорара зависит от продолжительности произведения и полученной за него прибыли теле- или радиоканала на время подсчета. Показывается минимальная сумма прибыли, связанная с размером города. Она меняется в зависимости от количества мест в залах, где звучала музыка, а также количества людей, проживающих в данном населенном пункте. Со ставками гонораров можно ознакомиться на сайте РАО.
Зуфар Хайрутдинов считает нормальным гонорар, выплаченный Эльмиру Низамову
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/cda93fbdac4f1827488e45eb6aab61a53a5b2106fc3f0a971b47ae906ca6.jpg)
Директор Татарстанского филиала «Российского авторского общества», народный артист РТ Татарстан Зуфар Хайрутдинов доказал обоснованность гонорара Эльмира Низамова.
«Я понимаю состояние Эльмира Низамова, связанное с желанием получить больше прибыли. Это понятно. Но «Российское авторское общество» имеет определенные ставки. Какие-то телеканалы, к примеру, платят определенную сумму в месяц. Если это 50 тысяч, то это не значит, что автор получит всю сумму, ведь есть проценты. Самый высокооплачиваемый телеканал – «Татарстан – Новый Век» (ТНВ). За один квартал он платит 350 000 рублей. Такие каналы, как «ТМТV», «Майдан», платят меньше. Подумайте, там ведь в течение трех месяцев звучат песни тысяч авторов! Эта сумма предназначена не только для Эльмира Низамова, она делится на всех.
«Российское авторское общество» составляет договор с каналом, есть специальные ставки. Например, если на концерт выделяется 100 000 рублей, то автору достается 5000. Канал сам подсчитывает количество звучания и продолжительность попавших в ротацию песен за определенный период, делает вывод о полученной доле на каждую песню и после этого умножает сумму, предназначенную для выплаты каждому композитору, поэту, на коэффициент. С одной стороны – несложная задача, с другой – хлопотливая математическая работа.
Эльмир Низамов – подающий надежды молодой композитор. Он чаще работает над созданием произведений большого объема, пишет симфонии, рок-оперы.
«Я считаю нормальным гонорар, выплаченный Эльмиру Низамову. Это же за одну песню. Если бы было 100 песен, ему заплатили бы не 80, а 80 000 рублей. Мне кажется, 79 рублей за одну песню – это нормально, обычное дело».
Лично у меня сейчас на радио и ТВ активно звучит около 500 песен. «Российское авторское общество» при выплате гонорара отправляет мне список, в котором указано, какая песня где звучала, как часто мои песни звучали на радио и телевидении. У меня есть гонорары в 40 рублей! Это нормальная сумма. А написать одну песню и требовать за нее больше денег – немыслимо.
Есть много возможностей и помимо радио и телевидения. Возьмем, к примеру, концерты. Капля за каплей – образуется озеро. Если в ротацию попала только одна твоя песня, это не значит, что ты получишь за нее много денег.
«Мизерную выплату композитору я считаю унижением»
Заслуженный деятель искусств Ирнис Рахимуллин говорит о неуважении к авторам в России: «Такое положение у нас было и до Эльмира Низамова. Скорее всего, он написал, не выдержав подобного отношения к авторам. Такую мизерную выплату композитору я считаю унижением.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2de59d4b7d8ad4e9feb821fd3774035fc9290b6f25af811eec40a38d6c3d.jpg)
Вот в советское время все было по-другому. У каждого была своя ставка в нужном объеме, выплачивались авторские гонорары. Такая ситуация возникла со времен руководства М. С. Горбачева, то есть после перестройки. Все разрушить ничего не стоит. Невозможно прожить на эти копейки.
В последнее время профессиональным коллективам стали выдаваться гранты государства. Такое же отношение должно быть и к авторам! К сожалению, в нашей стране авторов не уважают».
Айдар Гайнуллин сравнивает отношение к авторам в Германии и в России
Известный баянист, заслуженный артист РТ Айдар Гайнуллин сравнил оплату труда авторов в России и Германии на собственном примере для журналиста «Татар-информа»: «Мне пришло 37 рублей от Первого канала и 195 рублей от канала «Россия-24». Я живу в Германии. Для сравнения: «На одном канале «Второго немецкого телевидения» (Zweites Deutsches Fernsehen) за звучание твоего произведения в течение одной минуты в фильме платят 180 евро (13 000 рублей – Т-и), то есть одним произведением для фильма можно достаточно много заработать».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/5bcf09dc894dc5bc3494fb8433d24ade92a9656a2f6aa6d716b71bdf7a29.jpg)
За использование песни Бейонсе в сериале «Кухня» канал заплатил 1 миллион долларов
Сценарист, звукорежиссер Дан Дамаскин объяснил принцип оплаты труда авторов «Российским авторским обществом»: «Я обращался в РАО. Они разъяснили наличие различных категорий песен при оплате труда.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/51a6acfba8e14048fa561f6fe094905805dc84eda85c00179a445337a79b.jpg)
Я являюсь членом «Российского авторского общества» в Москве. К его татарстанскому филиалу не имею никакого отношения. Я поражен тем, что за использование одной песни американской певицы Бейонсе в сериале «Кухня» канал СТС заплатил 1 миллион долларов, а наши песни так не тарифицируются!
У нас нет опыта наема личных агентов или работы по некоему лейблу. А в мире именно они предоставляют право на музыку. Когда я приобрел музыку в компании “Warner Music Group” США, только лишь получение разрешения на 1 год обошлось мне в 7000 рублей. В то же время канал в соответствии с тарифом “Warner Music Group” выплатил «Российскому авторскому обществу» дополнительную сумму.
Будь я на месте Эльмира, я бы позвонил на горячую линию РАО и выяснил более подробную информацию. Возможно, я не совсем прав, но могу сказать одно:«Российское авторское общество» само занимается распределением денег, переведенных каналом, авторам.
Бари Алибасов: Как расти музыке в таких условиях?!
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/21a8785a22c62419cab3aeadffdc1fcc7a9cbb873ae56487d1f63b8ad308.jpg)
Продюсер, музыкант, композитор, певец Бари Алибасов считает данную ситуацию с выплатой денег певцами телеканалам за ротацию песен неправильной. «Музыку и слова пишешь сам, сам поешь, платишь за студию, приходишь со своей фонограммой и после платишь за выход в эфир. А эфир зарабатывает деньги с помощью рекламы и продаж контента. Как расти музыке в таких условиях?!
В советское время было так: делаешь запись на студии «Мелодия», она продает 10 миллионов пластинок, а певец за работу в студии получает 40 рублей. А за пластинки Мадонны получает 1,5 миллиарда долларов.
Мы не принимаем международных законов музыкальной индустрии. Недавно были осуждены руководители «Российского авторского общества» в связи с присвоением себе всех денег. (В прошлом году бывший руководитель РАО Сергей Федотов был обвинен в присвоении 297 миллионов рублей и осужден на 1,5 года – Т-и). Даже в советское время это стояло на жестком контроле, и мы получали какие-то деньги. Я работал музыкантом в Усть-Каменогорске и получал зарплату размером в две месячные зарплаты инженера, и это за авторство. Заполняли документ об авторских правах, а сейчас такого нет.
В национальной музыкальной индустрии царит самодеятельность и безысходность. А музыкальная индустрия в первую очередь – основа национального соответствия народа. Во-вторых, это сильнейшая отрасль экономики. В любой стране так. В 1999 году оборот американской музыкальной индустрии составил 1 триллион долларов, то есть был даже выше общего экономического оборота Америки. Вот что такое музыка. Люди ее любят, слушают, готовы платить за концерты, за прослушивание музыки в лифте, на радио и ТВ. Можете представить любую свадьбу, встречу друзей без музыки? А мы не понимаем, что музыка – это деньги. На самом-то деле ее кто-то написал, у нее есть хозяин».
Рамиль Гали: Творческие деятели – люди самой нищей категории
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/4185cb72a6e5ec9eb7afb925b3270da7aa584ffab550c70e53d9da7e7c23.jpg)
Известный фотограф Рамиль Гали сообщил о недостаточном внимании к российской культуре: «Наша культура отстала. Надо поднимать наших писателей, поэтов, художников. Эта категория – самая нищая.
Наши гении на сегодняшний момент живут очень плохо, гонорары низкие. Надо поднимать этот вопрос. В Голливуде или за границей, например, если актер один раз снялся в фильме, ему выплачивается гонорар, которого хватит на всю жизнь. Почему же наши композиторы, создавая прекрасную музыку, получают смешные гонорары? По-моему, в этом виновато плохое отношение к творческим людям в нашей стране. Сейчас надо больше задумываться об этом и прокладывать дорогу для молодых талантов, дать им возможность расти.
Айваз Садыров: Радио не платит напрямую автору
Главный редактор «Татарского радио», популярный ведущий Айваз Садыров объяснил низкие гонорары авторов малым оборотом продаж в Татарстане.
"За рубежом, как известно, авторские гонорары выше наших. Помню, как одна песня группы «Руки вверх», спетая группой «АТС» на английском, распространившись в Европе, принесла Сергею Жукову денег за авторство больше, чем за год работы в гастролях по России.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d5c43ea5ba8e6b3e7f97593a2ca31a921427accb37c39c5955c2d79a686a.jpg)
И все-таки откуда взялся этот факт –180 евро за минуту? Кажется, это не совсем реально. За минуту ротации? Если так, получается сумма в 540 евро за 3 минуты звучания одной песни на радио! А популярная песня может звучать в день и 3, и 5 раз. А в Германии сколько радиостанций? Артисту даже не нужно было бы ставить концерты, он был бы самым богатым человеком. К тому же это не прямые деньги, они поступают через авторское общество. Выходит, радио платит обществу еще больше. Где возьмет деньги радио, передавая по 400 песен в день?
У нас радио, ТВ, концертные организации, рестораны платят регулирующим авторские права «Российскому авторскому обществу» и «ВОИС», они устанавливают цены. Мы на радио работаем по закону. А сколько денег полагается автору, вычисляют они. Радио не расплачивается с автором напрямую. Песни на концертах, на ТВ, на радио находятся на контроле. Даже предоставляются отчеты о песнях, звучавших на сельских концертах. Не считая сельские концерты самодеятельности.
В ресторанах это не совсем отрегулировано. По закону каждая песня, звучавшая в ресторанах и кафе, должна подлежать отчетности, а деньги – переводиться в РАО.
Но у нас малые обороты продаж – я говорю только о татарах, поэтому автор получает небольшие деньги. О ценах мне не известно. К тому же, не имея возможности зарабатывать на этом, сейчас авторы перешли на систему купли-продажи, продавая песни исполнителям напрямую.
Дамир Давлетшин: телевидение только делает популярным поэта, композитора
Генеральный директор телеканала «Майдан» Дамир Давлетшин советует авторам продавать песни подороже:
«Мы отправляем всю сумму «Российскому авторскому обществу». Телевидение никак не может заплатить ни поэту, ни композитору, оно только делает их популярными! РАО само вычисляет сумму гонорара композиторам и поэтам.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e14bdd6d6d0c03afd7f9a0736f8fb3e9fc7d96fd82ba4f19e76d0892c47e.jpg)
Нет комментариев-