Владельцы магазинов, расположенных на остановках общественного транспорта, считают, что муниципалитет пытается всячески выдавить их с насиженных мест. Представители малого бизнеса заявляют, что готовы обновить свои объекты с тем, чтобы они могли вписаться в новые стандарты. Однако их слушать не хотят. Исполком настаивает только на одном — на сносе мини-маркетов. Предпринимателей возмущает такая категоричность, ведь в итоге, по их заявлению, их семьи лишаются последнего куска хлеба.
Авторы письма, которое появилось в социальных сетях, обращают внимание на то, что в их магазинах трудоустроены челнинцы, за аренду земли делаются отчисления, они исправно платят налоги. Однако это не спасает их от предвзятого отношения к себе со стороны исполкома. По утверждению коммерсантов, руководству профильных служб дано недвусмысленное указание — под любым предлогом расторгнуть с «остановочными» коммерсантами договора аренды земли. Для этого, как написали владельцы магазинов, документы изучаются под лупой. И малейшая неточность в оформлении становится поводом для аннулирования договоров. Представители исполкома отказываются признавать их магазины капитальными строениями. Хотя таковыми они являлись на протяжении 20 и более лет.
Уполномоченный по правам предпринимателей при Президенте РТ Тимур Нагуманов не стал тянуть с выяснением обстоятельств дела и тут же выслал десант в автоград с тем, чтобы разобраться — что происходит в Челнах с остановочным бизнесом. ИА «Татар-информ» выслушало мнение сторон.
«Сказали, что по проспекту Мира запустят трамвай»
Начиная разговор, заместитель уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РТ Венера Камалова попросила челнинских бизнесменов долго «не плакаться», а говорить по существу. Однако предприниматели не смогли сдержать эмоций.
Так, один из двух владельцев торговой точки на остановке «Райисполком» Ильнур Магалимов сообщил, что в 2013 году он со своим братом Эльмиром обратился в исполком с заявлением о продлении договора аренды на землю.
«Право собственности у нас давно зарегистрировано, — сообщил Ильнур. — Три года подряд нам отказывали в продлении. Под разными предлогами просто тянули время. Нам говорили, что на проспекте Мира построят трамвайные пути. Из-за этого наш магазин придется сносить. Но мы-то понимали, что это надуманный повод. Трамвай на проспекте Мира никаким генпланом не предусмотрен».
Магалимовы обратились в суд. Он обязал исполком продлить договор аренды земли.
«Через полгода, в марте 2017, нас пригласили на подписание договора сроком на 49 лет. А в августе нас проинформировали, что прошел суд и его решением наш объект признан некапитальным. Мало того, что нас не пригласили на суд, так еще и признали торговую точку „времянкой“ без проведения соответствующей экспертизы. Согласитесь, углубленность фундамента „на глазок“ не определишь. Тем не менее, именно так и делалось заключение», —утверждает бизнесмен.
Магалимов также озвучил претензии по поводу организации земельных аукционов. По его словам, на заявки, которые предприниматели направляют в исполком, приходят бредовые ответы. Например, на запрос одного из коммерсантов пришла отписка, что на данном участке индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
«Так о ИЖС никто и не вел речь, просили участки под коммерческие объекты», — недоумевает мужчина.
В другом случае бизнесмену ответили, что все наделы реализуются через аукцион. «А мы на что заявлялись? Именно на акуцион. У нас 20 предприниматлей готовы участвовать в земельных торгах. Но аукционы просто не проводятся», — отметил Мигалимов.
По его словам, земельная комиссия может снять претендента с аукциона даже на том основании, что, по его предположению, данный предприниматель «не потянет» освоение участка.
«Мой клиент умер из-за этого стресса»
Далее слово взял представитель владельца торгового объекта, расположенного в районе 7-го комплекса. Точкой владеет Айнур Сиидова, которая, по словам защитника ее интересов, не смогла явиться на встречу, поскольку находится за пределами России. Прежний собственник Шабан Ислам оглы Гасанов после того, как в 2016 году его павильон признали некапитальным объектом и начались судебные тяжбы, серьезно заболел и умер. «Его кончина в том числе связана и со стрессом, в которые его втянули», — заметил адвокат.
Владельцами магазина стали жена и дети покойного. Судебные распри продолжились. Были проведено несколько экспертиз, на основании которых торговую точку признали недвижимым имуществом.
«Представители исполкома, проводя визуальный осмотр, составляют акты и запускают судебный маховик. А предпринимателям приходится нести колоссальные затраты, чтобы отстоять свои права», — отметил юрист.
Он также подчеркнул, что владельцы торговых точек, как правило, за свой счет облагораживают прилегающую к остановкам территорию. «А теперь об этом никто не вспоминает», — выразил недовольство мужчина.
У города не было денег на остановочные павильоны. Коммерсанты приобретали и устанавливали их за свой счет. Бетонировали площадки, ставили ограждения. Это было непреложным условием договора аренды земли на таких территориях», — добавил от себя предприниматель Андрей Колеев.
«Я даже машину купить себе не могу. На суды езжу на маршрутках!»
Колеев отметил, что сам он не местный. В Челны переехал с другого города. Купил в 2014 году павильон на пересечении проспектов Дружбы народов и Чулман.
«Все документы были в порядке. Когда решил продлить действие договора аренды на землю, началась „тянучка“. А потом и вовсе приехала исполкомовская комиссия и признала объект некапитальным. Хотя там видно — магазин стоит на фундаменте, все технические характеристики, определяющие объект недвижимости, соблюдены. И вот три года подряд сужусь. Все это стоит баснословных денег. Везде езжу на общественном транспорте. Потому что даже машину себе купить не могу!», — в сердцах заметил предприниматель.
«А сейчас кризис. У моего магазина продуктовый формат. Если раньше покупатели брали печенюшки к чаю, то сейчас в основном — сигареты. Продукты предпочитают покупать в магазинах федеральных сетей. Мне надо бы переформатироваться — свою пекарню завести или кафе открыть. А как я буду вкладывать деньги, если нахожусь тут на птичьих правах?», — продолжал Колеев
Венера Камалова обратилась к чиновникам исполкома с просьбой прокомментировать сказанное.
«Коллеги, я хочу услышать от вас внятный ответ — что происходит? Люди приобрели недвижимость, зарегистрировали свои объекты, а теперь исполком в отношении них проводить непонятные действия. Для чего вы это делаете?» — задала она вопрос.
«На реконструированных проспектах невозможно нормально разместить остановки»
Ответить взялся руководитель Службы градостроительного развития исполкома Ленар Сальманов. По его словам, в городе проводится большая работа по реконструкции магистральных проспектов. Ей предшествует большая проектная работа, которая ведется на основании существующих ГОСТов и СНиПов.
«В них указано, что торговые объекты нельзя размещать в пределах посадочных площадок остановок. А эти магазинчики располагаются именно в местах общественного пользования. В итоге проектировщики не состоянии нормально разместить остановки там, где они должны быть», — подчеркнул чиновник.
По поводу визуального определения некапитальности объекта Сальманов сказал следующее: «Существует норма, согласно которой, некапитальными признаются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих углубленный фундамент. Все спорные объекты именно такими и являются».
По его словам, в случаях с торговыми павильонами на остановках в первую очередь изучаются документы.
«Если в договоре указано, что земля предоставляется для строительства сооружения, то вопрос о капитальности отпадает сам собой. Но во всех выше перечисленных договорах речь идет о размещении объекта торговли, а не его строительстве», — отметил юридический момент Сальманов.
Чиновник также заметил, что все спорные магазины пересекают так называемую красную линию. «Магазины располагаются прямо на посадочных площадках, что абсолютно неприемлемо», — заявил представитель исполкома.
«Почему бизнесмен должен страдать от изменения правил игры?»
«А как же быть с тем, что предприниматели зарегистрировали свое право собственности на торговые объекты на основании документов, которые выдал исполком? Они же не сами эти бумаги сочинили и подписали! Ясно, что разрешительные бумаги выдавались при прежней администрации. Но, так или иначе, их выдал орган власти! Более того, они зарегистрировали свои права на недвижимость. И это они сделали не в соседнем магазине, а в Росреестре. Получается, претензии предпринимателей на непоследовательность ваших действий — обоснована? — возразила Камалова. — Почему бизнесмен должны страдать от того, что правила игры меняются? И, вообще, почему они должны меняться? Тем более, суды встали на сторону предпринимателей. О чем мы сейчас вообще спорим? Люди имеют полное право пользоваться своей недвижимостью на законных основаниях. Во всяком случае, по Колееву и Сиидовой — дела обстоят именно так. Давайте считать вопрос закрытым!»
Возражая кто-то из представителей исполкома сказал, что еще не все суды пройдены. Дескать, еще не вечер...
Так вы считаете, что предприниматели должны ходить по судам? Может, они все-таки должны прибыль зарабатывать, заниматься своим делом? Во всяком случае, я так считаю!», — ответила Камалова.
По итогам встречи представитель бизнес-омбудсмена выразила свое негодование образовавшейся ситуацией. По ее мнению, ситуация, когда предпринимателей заставляют бегать по судам, вместо того, чтобы думать о своем деле, ненормальная.
«Вы завели ее в тупик, — подчеркнула Камалова, обращаясь к чиновникам, на встрече. — Я вижу здесь проблему разорванной коммуникации. Вместо того чтобы заставлять людей нервничать, бегать по судам, терять деньги, вы должны научиться разговаривать с представителями бизнеса. Это ваши люди. Это для них вы повышаете уровень комфортности городской среды. Призываю вас к тому, чтобы вы, прежде чем написать претензию или выйти с заявлением, поговорили со своими предпринимателями».
Нет комментариев-