Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Когда Яндекс.Лицеи появятся в российской провинции, а роботы заменят врачей? Советник вице-президента Яндекса рассказал о новых проектах компании

Когда Яндекс.Лицеи появятся в российской провинции, а роботы заменят врачей? Советник вице-президента Яндекса рассказал о новых проектах компании
Яндекс сегодня активно развивает новые сервисы — Яндекс.Карты, Яндекс.Здоровье, Яндекс.Навигатор и т.д. В Татарстане в 2017 году заработал Яндекс.Лицей — проект, который позволяет школьникам углубленно изучать программирование, получать новые компетенции. О том, сколько таких лицеев появятся в Татарстане, как врачи на «удаленке» помогают пациентам и где брать кадры для IT ИА «Татар-информ» рассказал советник вице-президента Яндекса Антон Петраков.

Чтобы играть в мировой высшей лиге, Яндексу ежегодно нужно нанимать не менее ста топовых программистов и IT-специалистов

Рады приветствовать вас в Татарстане. Для того чтобы сразу определиться в понятиях, что такое «цифровая экономика» и какие перспективы ее развития вы видите в регионе?

— На мой взгляд, неправильно делить экономику на цифровую и какую-либо другую — аналоговую или старую. Также как нельзя говорить, что есть цифровое здравоохранение, а есть обычное. В первую очередь, в основе цифровой экономики лежат алгоритмы, большие данные, машинное обучение. Сегодня ее механизмы внедряются во все сферы нашей жизни. Это связано с оптимизацией ресурсов: финансовых, временных. Глобальная задача цифровой экономики как раз-таки заключается в том, чтобы сделать любые процессы более эффективными. И это касается абсолютно всего: городской среды, сельского хозяйства, здравоохранения, образования. И чем интенсивнее в нашу жизнь внедряются информационные технологии, тем активнее развивается общество и, как следствие, наша экономика.

В масштабах большой страны цифровизация на местах идет разными темпами. Знакомы ли вы с программой развития цифровой экономики Татарстана?

— Работа по развитию цифровой экономики в Татарстане, безусловно, идет очень эффективно. Мы очень тесно работаем по различным направлениям с республиканским Министерством информатизации и связи. И должен сказать, что команда министерства очень эффективна и оперативно реагирует на тенденции и вызовы рынка. Кроме того, здесь грамотно решается кадровый вопрос.

Люди — это основа цифровой экономики, именно они создают продукты или алгоритмы, в связи с чем важно создавать условия для поддержки специалистов разного уровня и подготовки новых кадров. Есть Университет Иннополис, есть отдельные образовательные программы, реализуются инициативы по углубленному преподаванию информатики и программирования в школах. В этой части программа Яндекс.Лицея также играет значимую роль.

Вы завели разговор о кадрах, какая потребность сейчас у компании Яндекс? Как вы ее покрываете в Татарстане и в других регионах?

— Яндекс — крупнейшая IT-компания. Это давно не только поиск, который остается для нас ключевым направлением бизнеса, но и целый ряд других сервисов со своей спецификой — транспорт, карты, навигация, электронная торговля... Но всей этой экосистеме всегда требуются специалисты абсолютно разных уровней и разной направленности. Конечно, нам нужны программисты, нужны люди, которые умеют работать с данными, в том числе с большими данными. Но кроме разработчиков нам нужны и другие специалисты: менеджеры проектов, продуктовые менеджеры, дизайнеры.

Кадровый дефицит ощущается достаточно остро, и мы готовим будущие кадры в рамках своих образовательных программ, привлекаем их из разных вузов. В этом смысле постоянно идет динамичное пополнение команды Яндекса. В прошлом году мы набрали порядка тысячи человек. 

В целом, чтобы играть в мировой высшей лиге, Яндексу ежегодно нужно нанимать не менее ста топовых программистов и IT-специалистов. При этом за таланты мы конкурируем не только с российскими компаниями, но и с международными. Конкуренция происходит не только за счет материальной составляющей, но во многом за счет тех задач, которые компания может предложить своим сотрудникам. 

Считаю, что проекты Яндекса крайне привлекательны. У нас, например, есть беспилотный автомобиль, который умеет ездить по дорогам без разметки. Есть направления, связанные с анализом больших данных, есть Алиса и другие амбициозные проекты. Поэтому работать в Яндекс приезжают люди не только из других городов России, но и из-за рубежа.

Не менее 20 Яндекс.Лицеев появится в Татарстане в 2018 году

Что касается кадров, то судя по вашим проектам, вы начинаете готовить специалистов уже с раннего возраста. Почему Татарстан стал регионом, в котором вы развиваете проект Яндекс.Лицей?

— Яндекс с момента своего основания начал заниматься подготовкой кадров для себя. Так, сначала появилась Школа Анализа Данных (ШАД), которая работает со студентами, выпускниками, аспирантами. Проходя нашу программу, они в дальнейшем трудоустраиваются если не к нам, то в крупнейшие компании мира. Позже с Высшей школой экономики мы создали факультет компьютерных наук, в программе этого факультета можно встретить многое из образовательных программ наших школ.

После этого мы поняли, что у нас достаточно опыта и компетенции для того, чтобы начать работать со школьниками. Так в 2016 году мы запустили пилотный проект Яндекс.Лицея в четырех городах — Калуга, Пенза, Саратов и Тамбов. Мы с самого начала решили, что не пойдем в крупные города или города-миллионники, потому что важно было все базовые задачи проработать в незнакомых нам условиях.

После первого года работы мы поняли, что Яндекс.Лицей серьезно востребован. И самое главное, мы встретили понимание у региональных органов власти, которые поддержали эту инициативу. В 2017 году мы решили расширять проект. У нас появилось около двадцати новых городов, в том числе три в Татарстане — это Иннополис, Набережные Челны и Казань. Успешно стартовав, мы совместно с Министерством связи задумались над дальнейшими перспективами проекта в республике. И поняли, что для Татарстана трех городов и пяти площадок недостаточно.

Осенью этого года на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым мы договорились о том, что увеличим набор детей. 

Если в прошлом году в Яндекс.Лицей поступило больше ста человек, то в ближайшем учебном году (2018-2019) планируем набор порядка 1000 школьников, то есть в 10 раз больше. В Татарстане мы существенно расширим и количество площадок, и количество городов. В общей сложности мы планируем охватить не менее 20 населенных пунктов.

Это и большие города, и поселки?

— Может быть, даже поселки. Если мы увидим, что в конкретном образовательном учреждении есть школьники необходимого уровня подготовки, есть преподаватели, которые могут с этими школьниками работать. Здесь достаточно много факторов должно совпасть. 

Мы будем расширять эту программу по всей стране. Я надеюсь, что порядка 50-ти процентов регионов страны будут покрыты проектом Яндекс.Лицеем уже с нового учебного года.

Сколько компания вложила в проект в Татарстане?

— Яндекс.Лицей — это на 100 процентов партнерский проект Яндекса и региона. Яндекс, как разработчик и как куратор этой программы, в первую очередь, несет расходы, связанные с методологическим сопровождением, обучением преподавателей, поддержкой и развитием образовательной платформы. Регион берет на себя оплату труда преподавателей. Работу учителей, которые будут работать в программе Яндекс.Лицей, будет оплачивать Республика Татарстан. Ключевой момент здесь заключается не в сумме инвестиций, а в очень эффективной системе коммуникаций с органами власти, которую нам удалось выстроить. Это проект, в котором заинтересованы все стороны.

Почему в качестве языка программирования в лицее выбран Python?

Во-первых, язык Python достаточно простой для того, чтобы начать довольно быстро уже через несколько занятий что-то делать самостоятельно. Для подростков в возрасте 14-15 лет, которых мы принимаем в лицей, это очень важно. Этот возраст считается оптимальным для погружения в мир технологий. Им скучно изучать теорию без возможности попробовать сделать что-то на практике. Python предоставляет такую возможность. Кроме того, на этом языке разрабатывается большое количество приложений и сервисов как в нашей компании, так и во многих других. Он достаточно универсальный и позволяет решить задачу профориентации школьников, которых мы принимаем в Яндекс.Лицей.

Таким образом, на выходе из программы мы получаем специалиста, который через два года сможет программировать на базовом уровне, самостоятельно создавая несложные приложения, чат-боты и тому подобное. 

В одном из городов, где Яндекс.Лицей работает уже два года, нам сказали, что уровень владения Python наших выпускников сопоставим с выпускниками 2-3 курса профильного вуза. То есть ребята уже по окончанию программы, поступая в университет, могут параллельно работать на фрилансе или создавать свои стартапы. 

 Обучение в Яндекс.Лицее дает им четкое понимание, каким образом они могут зарабатывать свои первые деньги. Они начинают пробовать себя в сфере IT и развиваться дальше.

«Надеемся, что при помощи программы Яндекс.Лицея у нас здесь появится хороший кадровый резерв для наших офисов в Татарстане»

Вы уже сказали о том, что у Яндекса выстроена система сотрудничества с вузами, в частности с ВШЭ. Есть ли планы по запуску подобных программ в казанских университетах?

— У нас достаточно тесные отношения с вузами в Казани. Однако говорить, что мы откроем в Татарстане что-то еще, кроме Яндекса.Лицея, пока преждевременно. Мы с большим интересом наблюдаем за проектами Университета Иннополис, там работают специалисты высокого уровня. Не исключено, что мы что-то вместе сделаем, мы открыты к сотрудничеству и всегда готовы обсуждать разные варианты.

Какие перспективы развития Иннополиса вы видите? Планирует ли Яндекс расширять свое присутствие в наукограде?

— Идея Иннополиса очень интересная. Потому что создать город с нуля, город для IT-специалистов, город, в котором сразу же заработал университет и создается экосистема для жителей — это очень амбициозная задача. То, как она реализуется, вызывает большое уважение. В Иннополис всегда очень комфортно приезжать, и те мероприятия, которые мы посещаем — яркий показатель высокого уровня экспертного и профессионального сообщества. Я считаю, что Иннополис — достаточно серьезная точка работы специалистов не только из Татарстана, но и других регионов.

Какой штат офисе Яндекса в Иннополисе?

— На данный момент в офисе постоянно работает 8 человек. Это разработчики, они занимаются поисковыми задачами и рядом других наших сервисов. 

Мы постоянно анализируем и рассматриваем возможности расширения штата в Иннополисе. В первую очередь, это зависит от наличия специалистов необходимой квалификации. Надеемся, что в том числе при помощи программы Яндекс.Лицея у нас здесь появится хороший кадровый резерв для наших офисов в Татарстане.

«Почувствовав недомогание, в половине случаев люди так или иначе занимаются самолечением и ищут в интернете, что им необходимо принять»

Хотелось бы поговорить о новой сфере — области телемедицины. Какую работу Яндекс проводит по этому направлению?

— Телемедициной и в целом темой здравоохранения мы стали заниматься не так давно. На данный момент у нас работает мобильный сервис Яндекс.Здоровье, который позволяет пользователям получать консультации по околомедицинским вопросам.

Какой основной принцип этой системы? Врач будет консультировать пользователей через скайп или в каком-то другом формате?

— Нет, конечно же, это не скайп. У нас собственное приложение, с помощью которого можно консультироваться с помощью чата, аудио и видеосвязи.

С первого января нынешнего года вступил в силу так называемый закон о телемедицине. Он связан с более широким внедрением информационных технологий в здравоохранение. Вопрос создания сервисов, подобных Яндекс.Здоровью, стоял уже достаточно давно. Наши аналитики изучали запросы пользователей Яндекса, касающиеся здоровья. Опираясь на эту статистику можно сделать вывод, что, почувствовав недомогание, в половине случаев люди так или иначе занимаются самолечением и ищут в интернете, что им необходимо принять.

Наша базовая задача — дать человеку возможность оперативно обратиться к квалифицированным специалистам, которые зададут правильные вопросы и сориентируют пациента. У нас есть десятки случаев по всей стране, когда мы настоятельно рекомендовали человеку вызвать скорую помощь, просто потому что было подозрение, например, на аппендицит в острой форме, и тем самым спасали человеку жизнь.

То есть у вас в штате есть терапевты и узкие специалисты? Сколько их?

— Количество врачей постоянно растет. Начинали только с терапевтов и педиатров, но сейчас уже есть целый ряд других специальностей — это гинекологи, неврологи и другие врачи. Мы работаем с клиниками-партнерами, в штате которых проверенные врачи с большим стажем и высокой квалификацией. Все они проходят дополнительную подготовку для работы онлайн.

Когда могут появиться медицинские роботы?

— Смотря что понимать под медицинскими роботами. Мы все прекрасно понимаем, что даже самый высококлассный специалист не может обладать всем объемом накопленных в мире знаний и, столкнувшись со сложным случаем, не всегда сможет поставить правильный диагноз. В этом смысле машины с искусственным интеллектом могут помогать врачам. Подобные системы поддержки принятия врачебных решений успешно внедряются в других странах. Есть примеры, когда те заболевания или те симптомы, которые врач не распознал, распознаются системой и пациенту оказывается необходимая помощь. Это очень перспективное направление.

В этом году в России пройдет Чемпионат мира по футболу. Готовит ли к этому событию Яндекс какие-либо нововведения в работе с городами-участниками?

— Мы, в первую очередь, хотим, чтобы наши сервисы были полезны участникам и гостям Чемпионата. В этом смысле основным каналом коммуникации с пользователями мы видим сервис Яндекс.Карты. Так, в начале горнолыжного сезона мы запустили внутри приложения путеводитель по Сочи, в котором в режиме онлайн можно получить информацию о том, какие есть достопримечательности, рестораны и другие интересные места. Еще одно направление — это панорамы. Мы уделяем большое внимание актуальности панорам на Яндекс.Картах и совсем недавно сделали проект в Москве, сравнив текущие панорамы с панорамами прошлых лет. Теперь можно наглядно посмотреть, где и что меняется к лучшему или наоборот. Обновление панорам — это серьезное направление и нам интересно сделать панорамы стадионов, на которых пройдут матчи чемпионата.

Удается ли в Казани своевременно обновлять данные?

— Мы в Татарстане очень тесно общаемся со всеми, кто занимается сферой IT. Местные власти заинтересованы в том, чтобы делиться открытыми данными не только с Яндексом, но и с другими создателями приложений и сервисов. Плюс ко всему такой сервис, как Яндекс.Такси заставляет нас постоянно актуализировать карты. Это важно для того, чтобы машина приезжала точно туда, куда нужно, по конкретному адресу, даже если он появился совсем недавно. Более того, мы также наладили взаимодействие с точки зрения обмена информации о ремонтных работах на дорогах и различного рода перекрытиях. Эта информация у нас также вовремя будет отображаться в сервисах Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев