Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Когда чекист уходит в тень»: ветеран ФСБ об Аль-Каиде*, культе Сталина, санкциях США и «Евровидении»

«Когда чекист уходит в тень»: ветеран ФСБ об Аль-Каиде*, культе Сталина, санкциях США и «Евровидении»
Генерал-лейтенант полиции, генерал-майор ФСБ в отставке, руководитель исполкома общероссийской общественной организации «Офицеры России» Александр Михайлов ответил на вопросы журналистов «Татар-информ».

За плечами Александра Михайлова громадный опыт работы в закрытых государственных структурах. В 1989 году он был назначен руководителем первой в СССР пресс-службы в органах безопасности. С 1998 года возглавлял Управление информации МВД РФ. Гость «Татар-информ» является кавалером Золотого почетного знака «Общественное признание» и лауреатом премии имени Андропова за выдающийся вклад в обеспечение безопасности страны.

– Александр Георгиевич, наша встреча проходит сразу после знаменательной даты - 75-летия победы России в Сталинградской битве. Что изменилось в современном обществе с тех пор, что требуется изменить, чтобы народ стал более сплоченным?

– Мы живем в России, и нас очень долго пытаются сжать как пружину. Но когда пружина начинает распрямляться, мало у кого остаются шансы. Когда мы вспоминаем период 1941–1945 годов, то должны понимать, что между Октябрьской революцией 1917 года и 1941 годом прошло немного времени. В Советском Союзе преобладали определенные настроения, позиции и традиции, которые нужно было сломать. Великая Отечественная война решила многие задачи, связанные с объединением общества. Она показала обществу, что оно не просто жизнеспособно, а очень мощное и сильное. И этих качеств нам сейчас не хватает. 25 лет мы жили в условиях формирования потребительской психологии, отсутствии гражданственности. Только в последние годы стали задумываться о гражданстве и патриотизме. Самое главное, люди должны понимать, что они никому не нужны кроме близких, друзей и товарищей, своей страны.

За последнее время многое изменилось, окрепли вооруженные силы. Мы поняли, что можем решать задачи на международной арене. События в Сирии показали, что мы обладаем колоссальным потенциалом, которым не обладает ни одна страна мира. Мы решили задачи по борьбе с терроризмом, ликвидируя бандформирования. В условиях боя обучили огромное количество военных начальников, офицеров и солдат. И это серьезное достижение. Нам удалось обкатать новые виды вооружения. Поэтому в последнее время наша страна ощущает ярко выраженную враждебность не только со стороны США, но и со стороны стран третьего-четвертого мира. Они видят в России угрозу, хотя мы никакой угрозы не представляем.  У меня была идея после заявления министра обороны Великобритании и польского Премьера провести флешмоб и отправить им большую партию памперсов, чтобы они себя чувствовали комфортно. Нельзя жить в постоянном страхе.

События последних дней, связанные с Олимпийскими играми, показали, что против нас начали выступать «банановые» общественные организации. Мы научились бороться с террористами в Сирии, но не научились бороться с этими «моськами», которые начинают открывать рот на Россию и пытаются использовать свои ресурсы, чтобы унизить и оскорбить российских спортсменов. Недавно я разместил в своем «Фейсбуке» пост, связанный с Олимпиадой. 

Я глубоко убежден, что сегодня мы должны принимать меры не только политического, но и юридического давления. Считаю, что мы должны возбудить уголовное дело в отношении членов МОК, которые оскорбляют символы государственной власти России, запретив исполнение гимна и использование российского флага и герба на форуме спортсменов. Это преступление и за него нужно отвечать. Нельзя давать спуска и пропускать мимо внимания укусы мелких организаций.

Сейчас идут разговоры о том, что «Евровидение» требует, чтобы наш исполнитель выступал без привязки к стране и российские граждане не имели право голосования. Это что такое? Кто такие  эти «Евровидения»? Это что за образование нетрадиционной ориентации? С этими вещами тоже нужно бороться. Но для этого сначала нужно навести порядок в собственном доме, разобраться с нашим спорткомитетом. Почему Президент РФ извиняется перед олимпийцами за чиновников, которые с прошлой Олимпиады ничего не сделали для укрепления олимпийского движения и авторитета российских спортсменов? Раскассировать спорткомитет, привлечь к уголовной ответственности чиновников, а я думаю, есть за что, и тогда общество поймет и оценит потому, что каждый должен отвечать за свои дела. 

– На ваш взгляд, какова роль фигуры Сталина в истории?

– История такова, какова она есть. Если бы она была другой, то мы бы сейчас здесь с вами не сидели. Мы бы просто не родились потому, что наши предки могли не встретиться. Когда мы пытаемся крутить историю назад, у нас с вами мало что получается. Оценивать фигуру Сталина с позиции сегодняшнего времени еще рано. Если вы помните правителей российской империи – Ивана Грозного, Петра Великого, то отношение к ним в ограниченный промежуток времени было приблизительно такое же. Понятно, что Петр Первый строил Россию практически на костях своих подданных. Оценивать фигуру Сталина еще рано. Мы можем спорить до хрипоты, драться в прямом эфире, но от этого ничего не изменится. История расставляет все на свои места, когда проходит достаточно большой промежуток времени.  

Что касается Великой Отечественной войны, то я много литературы прочитал по тому периоду и я сам – сын фронтовика. Мой отец воевал на Невской Дубровке, на Ленинградском фронте. Это был самый кровопролитный пятачок при обороне Ленинграда. Отец был ранен 13 раз и каждый раз  возвращался в строй. Две страны мира, которые возвращали своих солдат на фронт после ранений – это Германия и Советский Союз. Эту войну выиграли раненые потому, что не было людей без ран, полученных в бою. Когда я изучал историю Сталинградской битвы, меня поразил тот факт, что каждые шесть секунд на Мамаевом кургане погибал человек. Зима, мороз, из тел мертвых солдат образовывался бруствер. Погибшие люди выполняли свой воинский долг, принимая пули и осколки на себя.

Меня поразил один документ, подписанный Сталиным 14 ноября 1941 года о переводе российской промышленности за Урал. В директиве было написано: 1 декабря приступить к выпуску продукции. Две недели  на перемещение завода, налаживание производства и выпуска продукции. 15 декабря уже требовалось выйти на плановые показатели по выпуску танков и самолетов. Представьте, какая воля должна быть у руководителя государства и людей, которые это выполняют. Это редкий случай, который не имеет аналога в истории.

Директива о переводе Правительства СССР в Куйбышев состояла всего из 12 строчек: «В связи с обострением обстановки на Можайском направлении приказываю перевести Правительство СССР в Куйбышев». Все было расписано: кто ответственный, в какие сроки и что должен сделать. В течение полутора месяца был создан бункер под зданием жилого дома. Жильцы этого дома не знали, что в подвале построен бункер для верховного главнокомандующего. Сегодня можно представить себе такое?

Я встречался с метростроевцами, которые строили этот бункер. Они до сих пор не рассказывают, как это сделали: куда дели грунт, как обеспечили конспирацию. Они дали подписку и молчат об этих вещах.  Мне кажется, что Россия обладает колоссальным ресурсом. Сталинградская битва свидетельствует о том, что нынешние времена не самые сложные. Они сложные для нашего поколения, но не для истории России.

– Минобороны РФ обнародовало на своем сайте архивные документы к 75-летию разгрома гитлеровских войск в Сталинградской битве. Достаточно ли хорошо мы знаем о военных событиях?  Какие еще исторические документы стоит обнародовать?  

– Когда мы говорим о секретных документах, хранящихся в архивах, то опускаем одну принципиальную вещь. Рассекречивание архивов Минобороны, ФСБ и службы внешней разведки происходит в плановом режиме. Безусловно, там находится большое количество материалов, которое представляет интерес для общественности, но они до сих пор не рассекречены. Это технический процесс, связанный с технологическими вещами. В архивах еще хранится много материалов, но значительная часть уже рассекречена. Я был начальником центра общественных связей ФСБ, знакомился с архивными материалами. Мы рассекречивали материалы, предавали их гласности. Самые ценные на сегодняшний день документы уже рассекречены.

– Александр Георгиевич, что вы думаете по поводу новых антироссийских санкций, планируемых США?

– Народ России живет в условиях очередной Сталинградской битвы. Сталинградская битва – знаменательное событие в истории советского народа. Но нам нельзя забывать, что санкции, которые вводятся в отношении нашей страны, атмосфера, которая нагнетается вокруг – это тоже Сталинградская битва, только пока бескровная. Мы должны понимать, что живем фактически в тех же фронтовых условиях, только в политических. Нам очень важно в этой ситуации не только выстоять, но и перехватить инициативу, и также как в 1943 году решить проблему.

Моя точка зрения очевидна. Последнее заявление американского Президента и Минфина США показали, что они исчерпали все аргументы, связанные с санкциями. У них уже нет ресурса, чтобы надавить на Россию. Это парадоксально, но все санкции, которые вводились, только укрепили нашу обороноспособность, способствовали развитию промышленности. Эти санкции сплотили Россию. Америка уже исчерпала свои ресурсы и поэтому мы должны вести себя так, как нам завещала Екатерина Великая. Она говорила: «Они делают то, что могут. А я делаю то, что хочу». Сегодня мы должны делать то, что хотим. И это – моя точка зрения. Санкции, которые сейчас есть, показывают всю ненависть к России, но у них уже не хватает аргументов. Такие вещи спускать нельзя. Каждый должен отвечать за свои слова и действия. Но, кончено, не так, как это у нас происходит в прямом эфире. Каждый должен понимать, что за свои действия придется отвечать.

– Как вы считаете, какое влияние окажет «кремлевский доклад» США на дальнейшее социально-экономическое развитие России, ее оборонного комплекса?

– Безусловно, угроза такая есть, но она обоюдно-острая. Она представляет такую же опасность и для американской финансовой системы. Разрыв деловых,  финансовых и экономических отношений наносит ущерб. Ущерб наносится той стране, которая вводит эти санкции и принимает в них участие. Посмотрите, что происходит в Европе. Она уже стонет от этих санкций. Она понимает, что теряет рынок сбыта и источники сырья. Разрушается система отношений, устанавливаемая десятилетиями. За короткий промежуток времени разрушается все. Все, что сейчас происходит, носит временный характер.

– Главная обсуждаема тема сегодня – выборы Президента страны. В чем, на ваш взгляд, особенности нынешней предвыборной кампании?

– Любая избирательная кампания отличается повышенной турбулентностью. Всегда возникает много споров по кандидатам и персоналиям, постоянно идут склоки и скандалы, выворачивается грязное белье. Когда я задумываюсь о современных выборах, то пытаюсь каждого из кандидатов представить на трибуне ООН. Пытаюсь представить человека, который принимает решения об операциях в Сирии, отдает приказ для решения контртеррористических или иных операций. Представьте из числа сегодняшних кандидатов человека, который отдает приказ своим войскам отразить агрессию Грузии против Абхазии. Ну, кто он? Покажите мне того кандидата, который сегодня зарегистрирован и может это сказать. Кто из кандидатов понимает, что такое вооруженные силы, международная обстановка, международные отношения? Кто из них может на равных разговаривать с президентом другой страны? Я уж не буду говорить про Трампа, хотя бы на уровне Меркель. Я всегда пытаюсь разобраться, кто может решать такие вопросы.

Мне не нравится, как проходит предвыборная кампания. Много компроматов сливается, но выборы предопределены. И это не только потому, что Владимир Путин – опытный стратег и политик. Мы понимаем, что в нынешних условиях нужен человек, который в состоянии разрулить любую ситуацию. Конечно, среди кандидатов есть умные люди, но их интеллект носит лишь локальный характер. Я не могу представить Президентом России директора совхоза. У нас же страна, а не совхоз, ведь есть еще промышленность, международные проблемы, вооруженные силы. Каждый, кто идет на выборы, должен поставить   любого кандидата на трибуну ООН.

– Казань и другие города страны  ждет еще одно грандиозное мероприятие в мире спорта – ЧМ-2018 по футболу. Как будет организована охрана безопасности людей в эти дни?

– Безопасность будет организована на исключительном уровне. Мы имеем богатый опыт проведения массовых мероприятий. С 1976 года я принимал участие в обеспечении безопасности разных крупных  спортивных мероприятий: спартакиады народов СССР, чемпионатов мира по хоккею, Олимпийских игр в Москве, игр Доброй воли. Кстати, американцы и немцы не приехали на Олимпиаду в Москву, но она осталась в истории как одно из великих событий. СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Но самое интересное, что игры Доброй воли профинансировали американские миллиардеры в Москве.

Возвращаясь к безопасности, хочу сказать, что проведена мощная работа по санированию различного рода негативных явлений в стране. На днях был ликвидирован в Нижнем Новгороде представитель террористической организации. Они сейчас расползаются по городам потому, что понимают, что Москва, Питер и Казань – места опасные, это минные поля. Специальные службы помимо традиционных форм работы по предотвращению чрезвычайных происшествий и терактов получили мощный ресурс, связанный с новыми современными технологиями. Поэтому за последнее время в нашей стране не было серьезных терактов и других экстремистских  проявлений.

Как только начинается мероприятие, в стране вводится определенный контрразведывательный режим, который позволяет задействовать все имеющиеся силы для обеспечения полной безопасности. Эта безопасность связана не только с контртеррористической деятельностью, но и с противодействием враждующим категориям болельщиков. Обычно террористы стараются в этот период прижимать уши. Очень часто при введении режима многие организованные преступные группы и террористические организации стараются, чтобы их не зачистили с общим потоком. Самое главное, чтобы нас не сняли с этого чемпионата. В международных спортивных организациях много безумцев.

– Что вы думаете по поводу проведения военной операции в Сирии, была ли она гуманной?

– На протяжении многих лет США растили террористические организации. Ни для кого не секрет, что та же самая Аль-Каида* была продуктом создания американских спецслужб. Они решали локальную задачу, но потом Аль-Каида* вышла из-под контроля и стала представлять угрозу для США, я уже не говорю про ИГ* Кто породил ИГ*? Конечно, США.  Отбомбив Ирак, они создали серьезные предпосылки для создания мощной, профессиональной армии, которая выступает под знаменами Аллаха. Чем серьезнее болезнь, тем быстрее ее нужно купировать. Единственный вариант, который мы решали в Сирии – максимально отодвинуть угрозу от нашей страны.  

Когда в 1979 году вводились войска в Афганистан, в числе проблем, которые стояли, было не только недопущение размещения американских баз на его территории, но и максимально отодвинуть фактор радикального ислама. Мы дали политическую оценку ввода войск в Афганистан, теперь нам нужно дать оценку их выводу. Мы получили развал всего нашего южного подбрюшья страны. Радикальные идеи стали проникать на территорию СССР и в мусульманские республики, граничащие с Афганистаном. Когда было принято решение о наведении порядка в Сирии и уничтожении террористической угрозы, считаю, что это было оправдано. 

Гуманизм хорош, когда мы живем в мирных условиях, и нам ничего не угрожает. А когда необходимо обеспечить безопасность своих близких и детей, безопасность всей страны, тогда принимаются радикальные решения. И это решение было принято правильно. Если вы смотрели кадры наших военно-космических сил, то, наверное, обратили внимание на количество вооружения и техники, бензовозов ИГ*. Это была колоссальная армия, которая могла взорвать весь Ближний Восток. Хорошо, что мы эту проблему решили. Теперь там осталось решить вопросы мирного урегулирования, восстановления законной власти. 

– Востребован ли опыт ветеранов ФСБ в современных силовых структурах страны?

– Обычно говорят, что бывших чекистов не бывает. Но я считаю, что это не так. Бывшие чекисты бывают. Человек, который не получает заказ от государства на решение каких-то вопросов, уходит в тень. Сегодня оказываются невостребованными не только сотрудники специальных служб, но и правоохранительных органов. Приходят молодые люди со своими амбициями. Но мы делаем все, что можем. Организация «Офицеры России», которую я сегодня представляю, является резервом для решения многих вопросов. Мы сами предлагаем необходимые меры по ряду проблем, начиная от безопасности государства и заканчивая общественной безопасностью. 

Аль-Каида*, ИГ* – запрещенные в России организации

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев