«Могилы святых»
Казанские ученые совсем недавно обратили внимание на феномен почитания святых у мусульманского населения Татарстана. Данный феномен имеет глубокие корни, уходящие в глубину столетий татарской истории. Интересно то, что именно на территории Тетюшского района историки и археологи зафиксировали самые первые могилы «святых» и мусульманских проповедников. Такие могилы, как объекты паломничества, возникли на правом берегу Волги уже в 11-12 веках, то есть в период активного распространения ислама среди волжских булгар.
Такие захоронения были известны как «сэхэбэлэр кабэре» (в переводе с татарского: могила миссионеров), но среди татарского народа они известны также как «изгелэр кабэре» (то есть: могилы святых). Проповедничество среди булгар и родственных им племен началось практически с момента принятия ислама Волжской Булгарией в качестве государственной религии в 922 году. И, конечно, мусульманство не могло мгновенно распространиться среди языческих народов, нужна была длительная и глубокая проповедь коранического учения среди множества племен.
Так появились первые проповедники, которые главной целью своей жизни считали проповедь единобожия среди народов Поволжья. За святость их жизни и за многие труды на духовной ниве – их могилы становились почитаемыми в разных местах Булгарского государства.
Распахали трактором святыни, а затем восстановили оставшееся
Одно из таких древних священных для татар мест – это кладбище святых у села Большие Атряси. Оно было известно с самых незапамятных времен, археологи обнаружили тут надгробные камни, которые датированы 12-14 веками. Всего было найдено и исследовано девять таких камней –«кабер ташы». Однако в глубокой древности у булгар не было традиции устанавливать каменные плиты на могилах, обычно на безымянной могиле святого проповедника вкапывали его дорожный посох. Но лучше всякого камня память о праведнике жила в народных легендах и преданиях. Такая память о священных местах веками жила в народной памяти татар, однако в советское время она часто прерывалась. В 30-х годах прошлого века во время антирелигиозной компании часть кладбища была ликвидирована и распахана под колхозное поле. В итоге площадь древних захоронений сократилась с 9 до 1 гектара.
Летом 2009 года были проведены работы по обустройству кладбища. Сохранившуюся часть древних могил обнесли металлической оградой, на входе были установлены ворота. Работы по благоустройству кладбища были сделаны по инициативе известного татарского писателя и депутата Госсовета РТ - Туфана Абдулловича Миннуллина (к сожалению, писатель умер в 2012 году). Туфан Минуллин был родом из этих мест – он родился в соседнем Камско-Устьинском районе нашей республики. Писатель хорошо знал исторические и культурные места татарского народа на правом берегу Волги. И, конечно, мимо его внимания не могло остаться захоронение древних святых, которое было объектом народного почитания. Особенно с этим местом были связаны народные легенды, основанные на караматах Атряча-ходжи, который был похоронен на этом кладбище. Караматами в исламской культуре обычно называют чудеса и чудотворения, которые происходили с праведными и искренне верующими мусульманами. Татарский народ с древних времен хранил такие события в устном и письменном творчестве, а имена святых были примером для молодежи, как образец правильной и праведной жизни по канонам ислама.
Как это было
В честь благоустройства кладбища были проведены праздничные мероприятия, куда пригласили гостей с Тетюшского района и со всей республики. Много жителей собралось из села Большие Атряси и из других окрестных деревень. Поскольку захоронения святых было связано с распространением мусульманской религии, то в начале торжества строки из священного Корана прочитал Ильдус хазрат Фаизов, вёл торжественное мероприятие казый Юго-западного региона Татарстана Линур хазрат Сабирзянов.
Туфан Миннуллин начал со слов о том, что важно чтить родительские могилы. Он подчеркнул, что у каждого народа есть дорогие для его памяти места, имеющие священный статус. Он критиковал некоторых мулл, которые выступают против наличия таких мест, а ведь тут происходит исключительно поклонение Всевышнему. Туфан Миннуллин призвал определить день в году, чтобы собираться на поминальные мероприятия на этом месте.
Он считает, что именно кладбище святых в с.Б.Атряси достойно стать местом сбора мусульман этой округи. Далее выступил глава Тетюшей Рустем Замалетдинов, который благодарил Т.Миннуллина за такой труд, призвал сохранять его, а также высказал пожелание, чтобы таких людей как Туфан ага было больше, призвав следовать его примеру. Выступивший с проповедью Ильдус хазрат Фаизов в частности сказал, что без прошлого не бывает будущего, он призвал уважать своё наследие, не гнаться только за иностранными образцами. Он напомнил, что исполнилось 1420 лет прибытию сахабов на булгарскую землю. Преподаватель истории местной школы Мунир Валеев предложил проводить ежегодное поминальное собрание в первую субботу июня, с этим предложением все согласились.
«Изгеләр чишмәсе»
Во время мероприятия по периметру кладбищенской ограды и у расположенного невдалеке родника были высажены 500 саженцев деревьев, которые были привезены благодаря помощи Ирфана Халитова, руководителя Тетюшского лесничества. Свои саженцы посадили и приехавшие гости. Расположенный тут родник также славится своими чудодейственными свойствами, многие получили здесь исцеление. Родник также приведен в порядок, огорожен, у него поставлен памятный знак с полумесяцем. В завершение мероприятия открытия кладбища состоялся обед.
Интересен и другой почитаемый объект около села Большие Атряси – это Родник святых.
По-татарски, название источника: «Изгеләр чишмәсе». В настоящее время на выходе родников устроен каптаж, место около родника обустроено. В источнике чистая и прозрачная вода.
Где находится, как добраться:
Республика Татарстан, Поволжье.
Село Большие Атряси, Тетюшский район.
Примерные координаты:
55.106262 48.784872
От Казани можно добраться по трассе М-7, после моста через Волгу (Набережные Моркваши) нужно повернуть на Ульяновскую дорогу: Р-241.
Рядом с пос. Апастово нужно повернуть налево на Мазиково и Идряс-Теникеево.
У деревни Чулла повернуть на Алабердино и дальше на Большие Атряси
Фото: Альберт Бурганов