Команда казанского «ужастика» «Вирион» в обновленном составе приступила к созданию нового фильма. Уже подсчитан бюджет, подготовлен синопсис, сценарий находится в финальной стадии готовности и скоро начнется подбор актеров.
По сюжету фильма молодой ученый, изучающий голод в Поволжье в 1921-1923 годах, решает провести эксперимент, который бы показал влияние голода на человека. Для воплощения своего замысла он привлекает студентов, которым обещает «автомат» на экзамене. Исследователь запирает добровольцев в помещении и наблюдает за всем происходящим через камеры. Энтузиасты договариваются на конкретное количество времени, чтобы отследить только начальную стадию, но в назначенный срок двери не открываются и за студентами никто не приходит.
«Изначально мы хотели снять историческую драму о голоде в Казани, но потом решили, что это никто не будет смотреть. Это важная тема, но как художественный фильм это не очень интересно. В ходе мозгового штурма мы пришли к миксу жанров. Это будет психологический триллер и историческая драма», – рассказывает режиссер Алина Галимуллина.
В сюжете будут присутствовать исторические сцены, воссоздающие события 1920-х годов. Каким образом эти сцены будут связаны с основной историей – пока секрет. В фильме также будут использованы реальные документальные кадры.
По образованию Алина и Лилия – историки: окончили истфак КФУ, поэтому историческая тема им оказалась очень близка.
Изучая эту тему, мы наткнулись на жуткий исторический источник, где описывались события голода в Татарстане. Они был сопряжены с многими ужасными трагедиями, такими как трупоедство и каннибализм, когда родители убивали слабых или больных детей, чтобы прокормить остальных», – делится ассистент режиссера Лилия Калимуллина.
Для точного воспроизведения исторической части картины Алина и Лилия изучали архивы.
«Я работаю в архиве уже два месяца. Это кропотливый труд. Сначала мне попадались только отчеты по организациям, которые поставляли продовольствие для Казани, среди них есть даже американские компании. А вот недавно я нашла отчет по голоду страниц на двадцать, и я его планирую досконально изучить», – рассказывает Лилия.
О фильме
Говоря о локации, в фильме будет использовано в основном две площадки – закрытое помещение и сельская местность.
«Мы ищем деревню с домиками начала XX века, чтобы реконструировать 1920 год. Там мы планируем снимать исторические сцены. Пока составляем техническое задание», – рассказывает Лилия Калимуллина.
Основная локация – закрытое помещение без солнечного света, команда еще думает, что это будет – подвал, гараж или бункер. Как вариант рассматривают заброшенные цеха фабрики Алафузова.
На главные роли потребуется шесть человек и небольшая массовка. «У нас будет не так много актеров, как в «Вирионе», и массовка не такая внушительная. Но пока рано говорить по актерам, потому что мы сейчас ждем, когда ребята закончат сценарий, и уже будем ориентироваться на то, какие типажи нам нужны. Кастинг планируем открыть к апрелю», – рассказывает ассистент режиссера.
Работы над фильмом ведутся с декабря, к маю уже планируется приступить к самим съемкам.
Для создания наибольшей точности поведения героев во время голодания сценаристы обратились за помощью к психологам и медикам. Помощь специалистов также пригодилась и для гримера. Например, для голода характерен огромный надутый живот, ведь и фраза «пухнуть от голода» имеет вполне реальный подтекст.
Технологию нанесения грима, который был использован в «Вирионе», полностью придумала Элина Юрасова. Методом проб и ошибок у нее получилось создать настоящих зомби.
«Грим для нового фильма еще в разработке, он будет более затратным. Использоваться будут уже специальные профессиональные материалы, а не желатин и кисель. И вообще в «Кахексии» стоит совсем другая, более сложная задача по гриму. Тут мало залить кровью, здесь нужно учесть особенности анатомии, исторические данные», – делится Элина.
Всего на съемки понадобится чуть больше 500 тысяч рублей, без учета зарплаты актеров. Ребят никто не финансирует, и они надеются на помощь партнеров.
Мы будем ходить по партнерам, и, как было с «Вирионом», будем запускаться на boomstarter (сайт для привлечение финансирования в креативные проекты в различных областях. – Ред.). И думаю, в этот раз сумма будет побольше. Плюс у нас остались деньги с проката «Вириона». Мы тоже их задействуем», – объясняет режиссер.
Минкульт всячески поддерживает ребят, но только морально. «Они очень рады задействовать нас в каких-то мероприятиях, но что касается денег, тут они помочь нам ничем не могут. Финансы выделяются только на темы, утвержденные списком. Среди них «Становление молодой Татарской республики» и «Фильм о выдающемся деятеле татарской культуры»», – делится Алина Галимуллина.
Отсутствие средств никак не останавливает энтузиастов. «В Минкульте нас считают феноменом – людям не дают денег, а они постоянно что-то снимают и снимают. Они не против, потому что благодаря нам в Казани развивается инициативное кино», – отмечает Алина Галимуллина.
Ребята также планируют принять участие в фестивале «Время кино» на конкурсе сценариев и кинопроектов.
Итоги «Вириона»
Первый казанский зомби-фильм «Вирион» посмотрели 1400 зрителей в кино и почти 400 тысяч раз на YouTube.
«Мы решили выложить фильм в интернет в начале этого года. Мы не стали как- то его раскручивать и делать рекламу – у нас уже просто не было сил. Несмотря на это, он набрал, как нам кажется, неплохое количество просмотров. Кто-то стал добавлять его в соцсети, он попал в различные обзоры. И мы заметили, что по запросам в Youtube люди ищут «Вирион-2», – делится Алина.
В кинопрокате фильм пробыл две недели, а затем его показали в других городах республики. Создатели фильма отмечают, что в районах люди охотно шли на сеансы.
Отзывы о фильме были самые разные, что вполне ожидаемо. Кто-то был в полном восторге, а кто-то ссылался на плохую игру актеров и недоработанный сценарий.
«Есть те, кто осознает условность этого фильма, и их оценка мне больше всех близка. Потому что все-таки картина снималась без бюджета. Деньги, которые мы собрали на boomstarter, практически все использовали на постпродакшн и на прокатное удостоверение, то есть в самих съемках эти деньги вообще никак не были задействованы», – рассказывает режиссер.
Для справки: голод в Поволжье в 1921-1922 годах
Голод охватил порядка 35 регионов, среди которых Поволжье, Южная Украина, Крым, Башкирия, Казахстан, частично Приуралье и Западная Сибирь. Это около 90 миллионов человек, из них голодало не менее 40 миллионов и погибло 5 миллионов человек.
«Было несколько причин, по которым это все началось, – это засушливое лето 1921 года, Гражданская война и продразверстка, когда у крестьян забирали все зерно в пользу государства, не оставляя ничего на посев. Первое время верхушка власти не признавала беду, но когда стало понятно, что справиться своими силами страна не может, власти стали просить о помощи у мирового сообщества», – рассказывает Лилия Калимуллина.
«В то время особенно тяжело было в сельской местности. Люди оставляли землю, дома и все свое худое хозяйство», – рассказывает историк.
Во время голода в Татарстане без родителей осталось много детей. Судя по всему, взрослые умирали от голода или, того хуже, оставляли детей, уезжая из Поволжья в более благополучные районы. Оставшись одни, дети перебирались в город и бродили там в поисках пропитания. Милиция находила их и отправляла в детские дома, которые стремительно исчерпывали свой лимит.
На документальных кадрах можно увидеть полуголых детей, похудевших настолько, что их кости торчали сквозь кожу. У большинства из них большие вздутые животы. Некоторые фотографии пугают до дрожи – на них изображены каннибалы со своими жертвами, расчлененными на части.
«Когда голод достиг своего пика и все, что можно было, уже съели, люди начали поедать трупы. Такие случаи были задокументированы в Спасском, Мензелинском и Чистопольском районах», – рассказывает Калимуллина.
Для борьбы с голодом и спасения населения Советской России государство мобилизовало все учреждения, предприятия, кооперативные, профсоюзные, молодежные организации, Красную Армию. Декретом ВЦИК Советов от 18 июня 1921 года была образована Центральная комиссия помощи голодающим. Советское правительство и иностранные посредники импортировали продовольствие в размере 2 млн тонн. В результате этого уже к началу лета 1922 г. «сообщения о голодных смертях практически перестали поступать», делится Лилия Калимуллина.
Нет комментариев-