Интенсив под названием «Актеры и акторы» прошел в стенах Дома актера, куда послушать спикеров Дирекции «Время кино» пришло около ста студентов Казанского театрального училища. На мероприятии выступили директор организации «Время кино» Альбина Нафигова, экс-директор кинотеатра «Мир» Александр Ишимов, кинокритик Адиля Хайбуллина, координатор фильма «Зулейха открывает глаза» Екатерина Игнатьева и юрисконсульт Рамиль Галеев.
«В этом году мы делаем акцент на правовой аспект и решили „прокачать“ актеров с точки зрения грамотности. Все специалисты должны понимать, что они часть большого процесса. Поэтому актерам, как и остальным участникам кинопроцесса, нужно быть готовыми в части права уже на первичном этапе», — сказала директор «Время кино» Альбина Нафигова.
Лекция началась с просмотра фильма «Симона» про цифровую актрису, созданную с помощью компьютерных технологий, где главную роль сыграл Аль Пачино. Нафигова выбрала этот фильм, чтобы продемонстрировать, что всех людей на планете, в том числе актеров, скоро оцифруют для того, чтобы кастинг-директорам и продюсерам было легче с подбором действующих лиц в фильме. Однако пока живой специалист имеет для индустрии гораздо большее значение.
Актер как один из винтиков общего кинопроцесса
Актер — профессия зависимая, и доля в кинопроцессе его не так велика, поэтому весь кинопроцесс им следует представлять как командную работу.
«Актеры находятся в титрах в самом начале, снимают все сливки и занимают большое место в сердцах зрителей»Альбина Нафигова
Есть несколько стадий производства: препродакшн (процесс создания идей, сценария и раскадровок, аниматики, поиска локаций, реквизита, костюмов), продакшн (съемки) и постпродакшн (монтаж), и далее дистрибуция и продвижение фильма. Актер участвует в большей части этих процессов, на препродакшне прежде всего в кастингах и читках. И здесь главное от артиста — проявлять инициативу и пользоваться таким инструментом, как самостоятельная запись пробы, или самопроба.
На продакшне, или на съемках, актер принимает уже непосредственное участие и выключается лишь на момент постпродакшна, включаясь в процесс на стадии продвижения фильма в прокате или на фестивалях.
При этом актеры могут работать в различных видах съемок: как суперстар, в роли второго плана, в эпизодах, групповках, массовках и быть актерами озвучания. Ни одним из этих видов работ нельзя пренебрегать по одной простой причине — он может стать тем счастливым билетом в мир большого кино, отметил экс-директор кинотеатра «Мир» Александр Ишимов.
Также актер может стать со временем режиссером или продюсером и раскрыться для зрителей совершенно в другом амплуа. В пример на интенсиве привели работы создателя фильма «Дурак» Юрия Быкова, актера сериала «Диверсанты» и режиссера картины «Без меня» Кирилла Плетнева и других. Каждый из этих постановщиков совмещает в работе актерскую и режиссерскую деятельность.
Спикеры привели в пример актеров Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана, которые, будучи продюсерами и исполнителями главных ролей, вложили в производство фильма «Тайна печати дракона» по несколько миллионов долларов. Картина провалилась в прокате, однако благодаря Джеки Чану российским производителям удалось впервые войти на труднодоступный для иностранцев китайский кинорынок.
«У кого-то могут проснуться организаторские качества, позже могут складываться творческие тандемы, и такие возможности упускать нельзя, это такое же движение вперед», — подчеркнула Нафигова.
Правовая грамотность актера в кинобизнесе
Юрисконсульт Рамиль Галеев рассказал молодым слушателям, как составить договор актеру, чтобы он не потерял деньги и возможность получить гонорар со съемок в картине.
Есть два типа регулирования взаимоотношений между работодателем и актером — через трудовые и гражданско-правовые отношения. Согласно первому, актер должен приходить на работу к определенному времени и выполнять работу в установленные часы, а согласно второму, исполнитель должен сделать результат и уложиться в дедлайн вне зависимости от того, за сколько он это сделает в пределах заявленного дедлайна и какими средствами.
Плюс трудового договора, что работодатель обязан вас всем обеспечить, в том числе страховыми и пенсионными отчислениями. Положительной стороной гражданско-правового договора является возможность делегирования своих обязанностей другим людям.
Есть также возможность для актеров оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых. ИП отвечает своим личным имуществом, вне зависимости от деятельности он должен заплатить в год в сумме порядка 40 тыс. рублей отчислений в Пенсионный фонд и ОМС. Самозанятым же платить ничего не нужно, кроме процента с прибыли, которая поступила ему на зарегистрированный счет. Единственный минус быть самозанятым — это ограничение по выручку в размере 2 млн 400 тыс. рублей в год и отсутствие пенсионных баллов и накопления стажа.
«Если вас кто-то просит в ходе процесса производства отойти от условий договора, то это необходимо прописывать на бумажном носителе, чтобы в дальнейшем не возникало нюансов», — сказал Рамиль Галеев.
На мероприятии обсудили также визитки и самопрезентации актеров и прошел кинообзор и анализ актерских работ на примере произведений участников кинопремии «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»).
Месяц форума «Время кино» с онлайн- и офлайн-мероприятиями
Форум «Время кино» проходит дважды в год: весной — питчинг, ближе к декабрю — подведение итогов.
«Форум будет проходить в течение месяца из-за эпидемиологической ситуации, сочетая онлайн- и офлайн-мероприятия», — отметила Нафигова.
Далее участников ждет мероприятие по теме «Фестивальная дистрибуция», интенсив для продюсеров и режиссеров, зрительские кинопоказы с обсуждениями и заключительное мероприятие в конце декабря, где будут представлены итоги зрительского голосования кинопремии «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»).
Нет комментариев-