В границах Казани — по свежим данным исполкома — 36 водных объектов: рек, озер, прудов. Многие из них расположены на территориях парков и скверов. Например, озера в парке Урицкого и Победы, Утиный пруд в сквере на Меридианной. Но если парковая «суша» поддерживается в чистоте, то остальные водоемы оказываются на положении сирот. Внимания от структур вроде «Горводзеленхоза» к ним не дождешься. И это обслуживающим организациям почему-то сходит с рук. В результате в конце лета в озерах, реках и прудах «вдруг» случаются неприятности. Бурное цветение сине-зеленых водорослей, например, к которому в прошлом году добавился массовый замор рыбы и уток. Между тем поддержание водоема в чистоте не требует больших финансовых вложений. Мероприятия требуются простые, но регулярные.
Во-первых, уборка мусора со дна и берегов. Да, это делается регулярно, но не всегда качественно. Например, жильцы домов близ сквера на Меридианной ежегодно жалуются на плохую работу «Горводзеленхоза» по очистке Утиного пруда от мусора. В августе он бурно цветет, пахнет болотом по ночам, зарастает рогозом. Можно сказать, гибнет на глазах. Потому что водоем надо чистить и от рогоза желательно зимой, а летом вносить культуру одноклеточных водорослей.
Олег Игоревич Орлов, учитель биологии гимназии №102 и руководитель Лаборатории экспериментальной экологии школьников, занимается проблемой биологической очистки водоемов с 90-х годов. Им накоплен достаточный опыт по оздоровлению водоемов города. Казалось бы: бери, исполком, и пользуйся, требуй от «Горводзеленхоза» выполнения предлагаемых экологических процедур. Но нет, дальше уборки мусора дело не двигается.
«Я не буду касаться темы губительной роли сточных вод, попадающих в Казанку, хотя, конечно, давно требуется минимизировать их поступление. Не стану говорить и о механической очистке водных объектов, так как процедура эта очень дорогая. Я скажу об элементарных способах ухода за водоемами, которые почему-то до сих пор не стали обычной практикой, не вошли в разряд природоохранных мероприятий.
Наша лаборатория ежегодно проводит мониторинг состояния пойменного озера реки Казанки в районе «русской Швейцарии». Из-за притока сточных вод эта территория катастрофически зарастает рогозом. Рогоз растет с преувеличенной, не характерной для него в естественных условиях скоростью. Отмершие листья весной отламываются от корневища и либо оседают на берегах водоема, либо течением реки перемещаются в реку Волгу, вызывая бурное «цветение» сине-зеленых водорослей. Тонны рогоза плывут в сторону реки Волги и Куйбышевского водохранилища, где вызывают цветение воды и образуют отмели. В пойменных озерах образуется сероводородный ил. Сотрудники Минэкологии, прибыв на место очередного экологического бедствия, отмечают присутствие запаха «тухлого яйца»... Это болотный газ метан дополнен запахом сероводорода... Регулярное удаление рогоза в зимний период по берегам водоемов — обязательно!», –подытоживает Олег Орлов.
—Вы — как эколог и учитель биологии — выбрали объектом борьбы рогоз и сине-зеленые водоросли. Ваше оружие, как я поняла, это культура одноклеточных водорослей, благодаря которой в водоемы возвращаются исчезнувшие обитатели первого трофического уровня.
Орлов: Да, это поликультура, характерная для озер и других водоемов Татарстана. Реликтовая «смесь» водорослей. Мы научились ее выделять и поддерживать в живом состоянии. Для того, чтобы производить постоянный «подсев» водорослей в водоемы, мы получили их из пойменных водоемов реки Казанки в 2013 году. Три года изучали разведение одноклеточных зеленых водорослей. Кроме водорослей культивируем и рачка –необходимый элемент питания рыб.
Я готов раздавать эту поликультуру всем желающим. Пока вводим ее в водоемы сами. Так, на днях в первый раз в этом году внесли водоросли и отобрали пробу на озерах в парке Урицкого и парке Победы. В Урицкого по предварительным подсчетам количество водорослей превосходит парк Победы раз в 30, а дафний раз в 100. Маркером заселения из «наших» (водорослей – прим. ред) служит монорафидиум (его не перепутать ни с чем), он есть! Почему такая разница? В парк Победы осенью вносились фильтры со спорами, они эквивалентны объему пяти литров суспензии – и это мало. Поэтому эффект осенью был, но временный. А в озеро в парке Урицкого вносилось 50 литров с апреля по июнь этого года.
Внесение одноклеточных водорослей в пруд парка Урицкого
Наша задача была — смоделировать вариант заселения водоема для отработки метода реабилитации реки Казанки. Казанка — наша главная цель. Сама работа называлась «Предварительные этапы альголизации реки Казанки поликультурой автохтонных одноклеточных зеленых водорослей», чем мы сейчас и заняты, внося водоросли в реку Казанку в районе Парка Горького.
В августе прошлого года мы брали там пробы, и кроме одного вида водорослей в воде ничего не было. На дне были только нитчатые водоросли. Поэтому мы и вносили свою культуру. Кто-то пустил туда карпа. Внесение поликультуры водорослей будет способствовать оздоровлению водоема длительное время. Кстати, во времена СССР дебаркадеры, оснащенные аппаратами Вейса по инкубации икры промысловых рыб, находились на каждом крупном водоеме и это воспринималось как должное. А не пора ли возобновить эту практику, добавив внесение водорослей и низших ракообразных?
Нет комментариев-