Сложной во многих отношениях оперой «Турандот» продолжили XXXIX Международный фестиваль Шаляпина.
Непростые в техническом смысле главные партии были исполнены солистами Татарского театра оперы и балета: Зоя Церерина воплотила образ своенравной принцессы Турандот, а партия молодой рабыни Лиу была доверена заслуженной артистке Татарстана Гульноре Гатиной. На ведущие партии принца Калафа и его отца Тимура были приглашены уже знакомый гостям Шаляпинского фестиваля заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ахмед Агади (Мариинский театр) и заслуженный артист Татарстана Алексей Тихомиров («Новая опера»).
«Все были просто в ударе. Великолепна была Турандот, а партия Лиу и вовсе была словно создана Пуччини специально для Гульноры Гатиной. Ахмед Агади всегда был стабильным певцом. Он органичен в любой роли», – поделился своим мнением заслуженный работник культуры РФ, музыкальный эксперт, журналист радиостанции классической музыки «Орфей» Николай Рыбинский.
Он также отметил, что сшитое к этому спектаклю новое платье для Турандот выглядит гораздо более эстетично и уместно, нежели милитаристская предыдущая версия со шлемом и доспехами.
Опера «Турандот» считается одним из лучших произведений Джакомо Пуччини, который к моменту написания своего шедевра уже стал автором невероятно мелодичной «Манон Леско», лирично-комедийной «Богемы», драматичной «Тоски», трагической «Мадам Баттерфляй».
Однако закончить свою монументальную работу Пуччини не дала неподдающаяся уговорам смерть. В середине написания третьего действия она бесцеремонно «вырвала перо из руки маэстро». Сам композитор задумывал драматический спектакль со светлым финалом: торжеством всепреодолевающей любви. Однако его творческая деятельность прерывается фактически на драматической смерти Лиу.
Зачастую принято ставить законченную его учеником Франко Альфано версию постановки. Она, конечно, отвечает первоначальной идее Пуччини, однако музыка дописанных дуэта и финала считается далеко несовершенной. Есть и еще один вариант, которой появился много позже – вариант Лучано Берио.
На старый вопрос, какая же из версий ближе к истине (при написании Берио основывался на 22 эскизах композитора, в то время как Альфано – всего на двух), режиссер Михаил Панжавидзе в казанской постановке еще в 2012 году ответил радикально: никакая. Заканчивая оперу на драматическом моменте, Панжавидзе как бы сместил смысловой акцент оперы. По мнению Ахмеда Агади, вместо того, чтобы забрать с собой со спектакля светлые эмоции, зритель уходит из зала с тяжелым сердцем.
«Мне ближе законченный вариант. В неоконченной версии получается странно: я добавился Турандот, отгадал три загадки, должен был получить обещанные мне ее руку и сердце, а в итоге? Что я получаю? Что дальше? Люди не понимают: поженимся мы в конце концов или нет? У нас в Мариинке идет полная версия. После спектакля зрители уходят домой счастливые. А здесь, говорят, что плачут в конце», – поделился Агади.
Рыбинский же высказал мнение, что не имеет значение, чем заканчивается опера.
«Мне кажется, это несущественно. У Альфано пафосный финал, ну и что? В конце концов, это же не Пуччини. Есть спектакли, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить. Мне кажется, эта постановка из этой серии, когда нет ничего лишнего, все на своем месте. Вообще, казанцы – счастливые люди. Они имеют возможность за сравнительно небольшие деньги получить спектакль европейского уровня », – рассказал он.
Полюбившиеся слушателям приглашенные солисты еще появятся на сцене Театра оперы и балета в этом месяце. Агади ждет партия Грозного в опере «Сююмбике», а также выступление на заключительных гала-концертах, а Тихомиров выступит чуть раньше – в опере «Борис Годунов», где воплотит образ Пимена.
Нет комментариев-