Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Казанским дорожникам удалось не допустить всплеска аварийности

Казанским дорожникам удалось не допустить всплеска аварийности
Несколько дней в Казани погода испытывает жителей на прочность. МЧС разослало предупреждение о том, что на дорогах республики ожидается образование гололедицы, что, как правило, влечет за собой увеличение числа ДТП в несколько раз. Однако по данным Казанского ОГИБДД УМВД сложные погодные условия на аварийной ситуации в городе не сказались. Количество дорожно-транспортных происшествий не превысило средних значений.

«Татар-информ» попытался выяснить, каким образом удается этого добиться, в то время как другие города один за другим сообщают о «днях жестянщика». 

Эксперты связывают такую ситуацию с совершенствованием технологии зимней уборки. В первую очередь, наличие в арсенале дорожников не только пескосоляных смесей, но и современных реагентов, позволяющих обрабатывать проезжую часть превентивно, то есть не допуская образования гололеда. Это значительно снижает риск возникновения аварий.  

Песок, как и любой другой фрикционный материал, можно распределять, когда снег или гололед уже появились. Как правило, к тому моменту могут уже произойти десятки аварий. К тому же, пескосоляной смеси для достижения эффекта требуется в несколько раз больше, чем реагентов.

Согласно официальному отчету, размещенному на сайте мэрии Казани с начала сезона было использовано 2285 тонн пескосоляной смеси и 325 тонн реагента. 

«При использовании пескосоляной смеси образуется грязь, которую растаскивают машины. Но в то же время при использовании реагентов – мы не знаем, что там намешано, а растворяется эта смесь не полностью. Потом ее остатки машинами поднимаются в воздух и люди этим дышат, а песок все же экологически чистый продукт», – поделился представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. 

О том, что пескосоляная смесь опасна для людей, мало кто знает, говорит руководитель аппарата Ассоциация зимнего содержания дорог Анна Климентова: «Когда говорят о пескосоляной смеси, не учитывают, что это не тот чистый песок, что лежит на пляже. Мы брали пробы пескосоляных смесей в разных городах России, как с дорог, так и с пескосоляных полигонов. Уже на полигонах песок содержал в себе ряд тяжелых металлов и следы нефтепродуктов, порой превышающих уровень ПДК. А после того, как песок рассыпан на проезжей части, он превращается в отход 2-го класса опасности для человека. Это мелкая песчаная пыль с остатками резины, асфальта и выхлопных газов».

Кроме того, пескосоляная смесь – это не просто песок. Это как минимум 10% соли. И если в среднем на 1 кв.м рассыпают 350 граммов пескосоляной смеси, то в окружающую среду попадает до 35 граммов хлорида натрия. Современных же реагентов, которые используют в Казани, нужно всего около 70 граммов. И доля хлорида натрия в них значительно снижена.

«Крупные заводы-изготовители дорожат своей репутацией и следят за качеством и составом реагентов, – поясняет эксперт. – К тому же, в Казани используется материал, который получил положительно заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня. То есть при соблюдении технологии воздействие на окружающую среду будет минимальным».

Проблема загрязнения атмосферного воздуха действительно есть. Но она актуальна для песка, так как его частицы не растворяются и около 40% фрикционного материала остается на улицах до весны. Такой снежный смет может содержать в себе в 30 раз больше вредных веществ, чем по допустимым нормам. Однако он не «висит» в воздухе постоянно, поэтому не отражается в отчетах экологов. Тем не менее, с порывами ветра эта пыль запросто попадает в легкие пешехода и, как следствие, все вредные вещества вместе с нею.  

При использовании реагентов в снежном смете есть следы хлоридов, но их несопоставимо меньше. В первом случае на дорогах смесь, перемешиваясь с отходами дорожно-автомобильного комплекса – истертыми шинами и асфальтом, образует дорожный смет с 93% песка, а во втором в нем присутствует лишь 0,003% хлоридов. Большая часть солей растворяется и вывозится со снегом, а малая часть, что может остаться, смывается дорожным шампунем, которым очищают улицы Казани по весне.

«Насколько мне известно, в Казани используют технику, которая проводит двухфазную уборку. В распределители на этих машинах залит специальный “рассол”, а диск разбрасывает твердый реагент – и то, и то по своему составу является разного вида солями. Такой двухфазный реагент надежнее прилипает к поверхности и начинается физический процесс – соль растворяется со льдом. Это намного эффективнее, так как нужно меньше времени, чтобы начался процесс, и реагент, остается там, где нужно, в отличие от песка, который раскидывают по обочинам машины», – отметила Анна Климентова. 

В Казани масштабное замещение пескосоляных смесей на современные противогололедные материалы началось с 2014 года. Совершенствование технологии зимнего содержания на протяжении нескольких лет дало свои результаты: число аварий из-за наличия снега или обледенения в столице Татарстана за 4 года снизилось на 45%. То есть дорожным службам все лучше удается влиять на ситуацию и снижать влияние погодных условий на уровень безопасности дорожного движения.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев