Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Казанская инди-фолк группа Juna: «Татарский язык входит в новую сферу, сейчас уже начинаешь понимать, что это красиво»

Казанская инди-фолк группа Juna: «Татарский язык входит в новую сферу, сейчас уже начинаешь понимать, что это красиво»
Музыканты о том, почему поют на татарском, тенденциях в искусстве, отношениях с традиционной эстрадой и о том, зачем детям учить язык.
12 ноября в КРК «Пирамида» состоится Арт-вечеринка, которая пройдет в рамках поддержки дебютного альбома казанской инди-фолк группы Juna. «Татар-информ» публикует отрывок из ранее не презентованной песни нового альбома с репетиции группы. Участниками группы Ирина Лакота и Александра Мустафина накануне концерта рассказали о своем видении актуального музыкального искусства на татарском языке.

«Я не знал, что можно по-татарски сделать так красиво»

Инди-фолк группа, ставшая известной благодаря своеобразному исполнению песен на стихи татарских поэтов, состоит из шести человек: Александры Мустафиной, Ирины Лакота, Ании Файзрахмановой, Екатерины Ростовой, Сергея Прокофьева и Тимура Милюкова. Уроженцами Республики Татарстан являются лишь три участника. Среди них Александра Мустафина, которая отмечает, что все одинаково заинтересованы развитии татарского музыкального проекта. 


«Ирина родилась в Самаре, Сергей из Кирова, перкуссионистка Катя из Данкова, только три человека выросли в Казани, получается. Но нам всем интересно участвовать в таком проекте. Мы надеемся, что наше творчество как-то пробудит в людях интерес к татарскому языку, но мы не хотим этого навязывать», — рассказывает участница группы.

Басистка Ирина Лакота, не имеющая татарских корней, заявляет, что интерес к татарскому языку у нее появился после того, когда она попала в группу Juna. 

«Думаю, что своих детей тоже буду побуждать учить татарский язык, потому что через язык открывается красота культуры. По крайней мере они почувствуют, зачем это нужно, потому что самая главная проблема сейчас - это то, что люди не понимают, зачем им нужен татарский язык», — отмечает участница группы.


По ее словам, на концертах к группе подходят русскоговорящие люди и спрашивают переводы песен, а потом пишут, что им понравился текст. «В социальных сетях видели такой комментарий: „Я не знал, что можно по-татарски сделать так красиво, что это может звучать так мелодично“. Просто у людей за пределами республики есть ассоциация, что в Татарстане круглый год ходят в тюбетейках», — считает Ирина Лакота. 

«Моя бабушка из Самары до сих пор говорит: „Ты осторожнее там в Татарстане, украдут ведь“. А когда люди слушают нас или другие группы в современном направлении, они даже не могут и подумать, что татарский может быть таким. Так что можно сказать, что мы работаем в сторону смены общей ассоциации с татарским языком», — рассказывает участница группы.


Об «Арт-вечеринке», «Карте инициатив» и «Битве креативных менеджеров»

В 2017 году молодая группа Juna решила, что пора записать свой дебютный альбом. Первым шагом стал сбор средств на реализацию задумки в июле посредством краудфандинга. В тестовом режиме ребята одними из первых запустились на платформе «Карты инициатив». Это электронная площадка, где размещена информация о группе, о том, на что пойдут собранные средства, смета (которая на данный момент составляет около 215 тыс. рублей) и сумма уже собранных средств. По словам Александры Мустафиной, на сегодняшний день собрано около 30 тыс., так что сама кампания все еще продолжается.



«Именно сейчас мы прикладываем максимум усилий для ее реализации: подключаем СМИ, общаемся с большим количеством людей, выступаем в каких-то необычных местах. Последние три месяца мы больше тестировали, смотрели, как лучше получается, куда податься, а сейчас уже более-менее выработалась стратегия и уже можно действовать конкретно», — сообщает Александра Мустафина. 


В рамках этой кампании 12 ноября в КРК «Пирамида» пройдет концерт группы Juna, где также выступят их «коллеги по цеху». Цель так называемой «Арт-вечеринки» в том, чтобы собрать необходимые средства для записи дебютного альбома. Каждый желающий попасть на концерт может заплатить за вход ту сумму, которую ему не жалко. 

Организацией концерта занимаются ребята из проекта «Битва креативных менеджеров». Участники казанского проекта берут на себя организацию мероприятий в качестве кейса. Для одной из команд-участников «битвы» кейсом как раз стало проведение «Арт-вечеринки». Вместе с группой и организаторами подготовкой к концерту сейчас занимаются около 20 человек. 

Одним из условий кейса для организаторов стал поиск большого зала. До «Пирамиды» в качестве места проведения «Арт-вечеринки» рассматривался малый зал театра Камала, однако на 12 ноября он оказался занят. Как сообщают участники группы, площадка для проведения концерта была найдена буквально за неделю до самого мероприятия. Однако, по их словам, они довольны таким выбором организаторов. «Все-таки это должно было быть пространство, где есть возможность не только сидеть, но и ходить, стоять, общаться», — отмечает Александра Мустафина.


На концерте будет презентована часть нового материала группы Juna. Во время их выступления художница Гузель Галимова нарисует картину в стиле «мандала». Кроме того, посетителей мероприятия ждет немало интересного и от других представителей новой татарской музыки. Во время сбора гостей Ильяс Гафаров и Радиф Кашапов будут ставить татарские треки на виниле. А после сета Juna, который продлится около часа, выступит диджей Albertik и перкуссионист Вильдан с танцевальным экспериментальным сетом. Кроме того, некоторые номера будут сопровождаться танцами. 

«Мы пригласили поэтессу Луизу Янсуар, которая будет читать стихи под нашу музыку. Это будет такой поэтически-танцевально-музыкальный формат. Помимо этого, во всем зале будут расставлены танцоры, которые во время всего мероприятия будут изображать инсталляции», — сообщает Александра Мустафина.

По ожиданиям участников группы, на концерте будут присутствовать около 100 человек при вместимости в 200. Сейчас идет активный процесс приглашения на мероприятие как через социальные сети, так и через медиа, через знакомых группе знаменитостей.

Что такое «татарский инди-фолк»?

Параллельно с подготовкой к концерту Juna сейчас ведет большую работу по набору материала для грядущего альбома, запись которого начнется уже после сбора средств. «Пока записана одна песня, вообще сейчас мы по большей части сочиняем аранжировки на самих репетициях. Обычно мы репетируем дома, собираемся у нашего флейтиста, а сейчас мы передислоцировались на репетиционные базы, чтобы на более качественном уровне слушать звук и прорабатывать аранжировки. Это такой очередной этап подготовки к альбому», — рассказывает Ирина Лакота.



В новом альбоме группа представит песни под стихотворения татарских поэтов, как современников, так и классиков. Среди выбранных стихотворений в основном те, которые ранее не исполнялись на эстраде. По мнению участников группы, особую атмосферность песням придает то, что они перерабатываются в уникальном стиле группы Juna. 

Сами участники группы не относят себя ни к какому отдельному музыкальному жанру. Однако чаще всего их все же причисляют к татарскому инди-фолку, это фолк-музыка в более европейском звучании. 


«На самом деле этим термином нас называют журналисты, мы себя особо ни к какому жанру не относим. Мы просто делаем, что нам нравится, используем все ресурсы, которые имеем. У нас интересный состав инструментов. Например, наш флейтист Сергей Прокофьев, который сам делает флейты, увлечен всей этой этнической темой, у него много всяких „звенелок“ и „жужжалок“. Он постоянно докупает что-то новенькое, и мы это сразу используем на концертах», — рассказывает Александра Мустафина.


Сама она играет на укулеле и учится играть на банджо. «Эти инструменты, создающие такое фолковое звучание, для нашей среды довольно необычны. Инди означает, что все-таки мы поем не народные песни, а авторские, берем стихи поэтов, поэтому это не фольклор, а именно инди-фолк», — отмечает она.

Стихи Хади Такташа под музыку Syd Matters

Группа Juna стала известна благодаря своим кавер-версиям к различным песням. Например, у них есть песня «Урман кызы», в которой стихотворение Хади Такташа исполнено под музыку известной в Европе французской группы Syd Matters. 


«Просто она нам так понравилась, и мы нашли это стихотворение, которое идеально легло. Сейчас она стала настоящим хитом, нашей визитной карточкой. Более того, мы сняли на нее клип и отправили группе Syd Matters. Они нас похвалили, и это было наше небольшое достижение, потому что вначале было страшно, что они не одобрят», — рассказывает Александра Мустафина.

По словам Ирины Лакота, как-то раз ей написал знакомый, который спросил, почему группа сделала такой странный кавер на Файзи, что даже стало невозможно узнать музыку. «Только потом мы ему объяснили, что это кавер совсем на другую вещь», — смеется она.

«Насчет кавера по Metronomy: наша фронтвумен просто очень любит британскую музыку. Так случилось, что сам лидер группы Metronomy Джозеф Маунт увидел наш кавер и тоже его оценил. Это такой удачный случай, после которого мы поняли, что мы делаем что-то хорошее, потому что такие случайности происходят не просто так», — отмечает Александра Мустафина.

Мы не скрываем и не стыдимся того, что поем с акцентом

Группа Juna рассказала, что многие ругаются на их акцент, а кто-то даже говорит, что они поют на татарском языке с английским акцентом. Группу не раз сравнивали с другой группой «Super Tatar», вокалистом которой является финский татарин со своеобразным акцентом. 


«Не думаем, что кто-то ему говорит, что он портит татарскую речь. На самом деле, некоторым это даже нравится. Мы не скрываем и не стыдимся того, что поем с акцентом. Сами татары часто пишут, что так звучит интереснее, как будто по-французски. Это уже воспринимается как наша фишка», — заявляет одна из участниц группы.

Juna о втором дыхании татарской музыки и коллегах по лейблу

По мнению Ирины Лакота, сейчас у татарской музыки появляется новое дыхание, а сама Juna находится в этом общем потоке с очень многими людьми.

«Можно даже начать с Tаtаrки: она не то что бы дала новое дыхание, но все увидели, что есть татарский язык и пошли вслед за ней.


АИГЕЛ, например, то же самое. Есть целый лейбл под названием Yummy Music, который занимается продвижением именно актуальной татарской музыки», — отмечает она.


Помимо группы Juna в лейбле есть рок-музыканты, исполняющие песни на татарском языке, OSCAR (они сейчас называются Gauga). Есть Зарина Вильданова, она в своей манере перепевает как народные, так и авторские песни. Также есть рэперы Рустем Нурисламов, Ильяс Гафаров, а еще Радиф Кашапов с более тяжелой музыкой. Часть этих музыкантов также будут присутствовать на воскресной «Арт-вечеринке». По словам участниц группы Juna, участники лейбла постоянно помогают и поддерживают друг друга.

Ирина Лакота считает, что для татарской музыки сейчас настают новые времена. 

«Долгое время до этого был какой-то непонятный застой и вдруг сейчас с каждым днем происходит что-то новое, и это все так интересно и разнообразно. Татарский язык входит в новую сферу, сейчас уже начинаешь понимать, что это красиво. Тот же OSCAR пишет какие-то невероятные тексты на татарском языке, который буквально начинает жить новой жизнью», — заявляет она.



Однако поклонниками группы являются не только татары, но и русскоговорящие люди. Летом этого года Juna выступила в Тюмени, где мало кто знает татарский язык, но, по мнению самих участников группы, людям было интересно увидеть татарский колорит.

Александра Мустафина отмечает, что группа Juna делает то, что им самим нравится, никак не относясь к традиционной татарской эстраде. «Татарская эстрада — это то, что имеет право на существование, потому что у людей все-таки есть на это запрос. Было бы очень примитивно сказать, что мы ненавидим татарскую эстраду. Ведь старшее поколение слушает татарское радио и у них наворачиваются слезы, а значит, их что-то там цепляет и это им нужно», — считает она.

Ирина Лакота добавляет, что если в 50-60-ые годы на татарской эстраде акцент делался на само исполнение, а народ тянулся к живому звуку, то сейчас стало много клишированных песен со стандартной аранжировкой и структурой. По ее мнению, это является проблемой не только татарской музыки.

Творческие планы: от «Мин татарча сойлэшэм» до европейских площадок

Весной следующего года Juna планирует выступить в Казани на ежегодной весенней акции «Мин татарча сойлэшэм», а уже летом «захватить фестивали и расширить географию выступлений». В этом году ребята выступали в Омске и Тюмени, и даже были приглашены в Казахстан, но приглашение принять не удалось. Также группа намерена открыть для себя европейские фестивали. Однако на сегодняшний день все силы и ресурсы казанской группы направлены на реализацию дебютного альбома. 

«В планах, конечно, добить альбом, потому что если у группы нет нормального альбома, то это очень ограничивает. Нас, например, звали на одно радио в Москве, там были нужны именно уже записанные песни, а у нас их нет», — говорит Александра Мустафина. 

По ее словам, если кампания по сбору средств на запись альбома пройдет успешно, то сам альбом будет презентован не менее чем через полгода. В настоящее время прошла запись только одной песни из нового альбома, однако часть незаписанного материала сейчас активно прорабатывается на репетициях группы. 

  «Татар-информ» публикует отрывок из ранее не презентованной песни нового альбома, композицию «Тәхетле көнем» («Тронный день») на стихи татарской поэтессы Эльмиры Шарифуллиной можно будет услышать на воскресной «Арт-вечеринке».



Тәхетле көне (тронный день)

Бәхетле, тәхетле көнем 

Тормышымның иң бәхетле көне,

Иң тәхетле көне — бүгенем.

Йолдызларны узып, тузып-тузып,

Әллә кая оча күңелем.

Борчулар да, тавыш-гауга да юк,

Юк кимсетү, әләк-чәләк тә.

Күзләремнән шатлык яше ага,

Тыяр өчен юк бер сәбәп тә.

Самый счастливый день в моей жизни,

Тронный день – сегодня.

Дальше звезд,

Взлетает душа.

Нет беспокойства и криков,

Нет унижений и пересудов.

Из глаз льются слезы счастья,

И нет причин, чтобы их прекратить.

Стихи Эльмиры Шарифуллиной

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев