Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Казанец в Антарктиде: влажные салфетки вместо душа, холодная депрессия и охота за метеоритами

Казанец в Антарктиде: влажные салфетки вместо душа, холодная депрессия и охота за метеоритами
Кажется, у элиты появилась новая забава – покорение полюсов. Моду еще в 2015 году задал Татарстан с его потерявшимся (а потом нашедшимся) в Антарктиде депутатом Сидякиным. В Арктику не раз отправляли депутатов Госдумы РФ. А теперь о планах отправиться на землю Франца-Иосифа, расположенную в Северном Ледовитом океане, заговорил глава Башкирии Радий Хабиров. «Снег» рассказывает о том, с какими условиями придется столкнуться «покорителям полюсов» - устами казанского ученого, совершившего путешествие на «шестой континент».

По кличке «Профессор»

«Я с детства мечтал попасть в Антарктиду. Иногда мне казалось это невозможным, но со временем пришло понимание, что надо приложить усилия и все получится. И это произошло - в прошлом году я провел 16 дней на шестом континенте, попав в метеоритную экспедицию», - делится со «Снегом» директор Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Данис Нургалиев. 


В 1820 году континент обнаружила экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, участником которой, в том числе, был Иван Симонов - казанский астроном, ректор Императорского Казанского университета. С момента открытия Антарктиды прошло больше 200 лет, однако она все еще мало изучена.

О том, что очередная современная антарктическая экспедиция все-таки состоится, ученому из КФУ стало известно в начале прошлой осени. И в конце сентября Нургалиев и остальная команда отправились на Эльбрус, где тренировались передвигаться по льду в кошках, а еще доставать людей из трещин (им предстояло провести исследования на леднике, где риск провалиться в почти невидимые трещины - крайне высокий).

«Моя кличка была «Профессор». Я там был самый старый и самый не приспособленный к этим вещам человек. Но меня все поддерживали и во всем помогали. Я всегда и в любой ситуации мог рассчитывать на помощь», - рассказывает наш герой.

Как добраться до Антарктиды?

Потренировавшись, команда сначала отправилась в ЮАР, где провела 10 дней карантина. Это необходимая процедура: если на одной из антарктических станций кто-нибудь заболеет, вся работа может встать на год.

После этого группа вылетела в Антарктиду - до аэродрома станции Новолазаревская. Кстати, местная снежно-ледовая взлетно-посадочная полоса была построена еще в 1979 году.

А уже на следующий день исследователи отправились на небольшом самолете на свое «рабочее место» - на землю Королевы Мод, что находится около 2 тыс метров над уровнем моря.

Невыносимые условия бытия 

Исследования проходили в конце антарктической весны (лето там начинается в декабре). Заметим, что весна в Антарктиде – это минус 35°С.

«Чем дальше вглубь континента, тем суровее условия. Центр Анатарктиды – это постоянный холод, от которого никуда не скрыться, сильные ветра, которые могут сбить с ног, низкое атмосферное давление и низкое содержание кислорода, а также очень сухой воздух. Нам приходилось постоянно пить воду, так как влага быстро испарялась. Солнце почти не скрывалось - там стоял полярный день», - рассказывает Данис Нургалиев.

По словам ученого, в прошлом году, когда проходила его экспедиция, был зафиксирован самый низкий уровень озона за последние 20 лет. Чтобы обгореть, было достаточно провести под солнцем 15-20 минут, поэтому исследователям приходилось постоянно мазаться солнцезащитными кремами и ходить в очках.

«Даже летом в центре континента - просто кошмар. Вы все время находитесь в этой минусовой температуре. Вы не можете согреться, все время мерзнете. Мы жили в палатке и не имели возможности зайти в дом или баню, чтобы согреться. Если долго находиться в Антарктиде, может начаться «холодная депрессия», - вспоминает наш собеседник.

Еда у участников экспедиции была сублимированной, но разнообразной. Ночевали в специальных спальниках, но все равно было холодно, поэтому наш ученый спал в комбинезоне и варежках. У команды была специальная одежда и двухслойные высокогорные сапоги. Передвигаться по леднику они могли только в кошках.

«Я знал, что условия там тяжелые, но не думал, что настолько. Жить там невозможно, надо к этому готовиться. Антарктида не терпит ошибок», - говорит Данис Нургалиев.

Мокрые вещи можно было высушить только на себе. Сильно промокшую одежду промораживали, стряхивали лед и потом досушивали теплом своего тела. Но сложнее всего было с гигиеной: вместо душа были влажные салфетки, которые приходилось брать с собой в спальник, чтобы они не превратились в лед.

Все отходы (включая отходы жизнедеятельности) вывозились на материк. По экологическим соглашениям на Антарктиде нельзя оставлять никакого мусора. А одежду туристов перед высадкой даже специально чистят, чтобы они случайно не принесли с собой семена чужеродной флоры.

Члены экспедиции должны были провести в автономном палаточном лагере 12 дней, но на восьмой день в их планы вмешалась стихия.

«Началась буря. У нас сломалась палатка, мы дважды ее чинили, но было объявлено, что наступает ураган. В течение трех часов нас сняли обратно в аэропорт. Мы не доработали до нашего плана четыре дня. Но все задачи выполнили», - вспоминает казанский ученый.

Зачем ученые отправились в Антарктиду?

Цель экспедиции - собрать метеориты, изучение которых поможет лучше понять, как устроена наша Солнечная система и планета Земля. Дело в том, что большая часть Антарктиды покрыта ледником, который постоянно движется от куполов к краю континента, и как транспортер (очень удобно) сдвигает метеориты в точки скопления.

«Мы такое место нашли - там голубой лед и на нем валяются одни метеориты. Но, к сожалению, наш самолет не смог там сесть - из-за обилия трещин. В итоге мы приземлились немного в другом месте», - рассказывает Данис Нургалиев.

Также ученые собирали пробы льда для изучения древней атмосферы, а еще - озерные осадки и горные породы: «Во льду есть пузырьки газа, которые содержат в себе древнюю атмосферу того периода, когда этот лед только образовывался. Нам сейчас очень важно узнать, каким был состав атмосферы в то время». 

В будущем ученым необходимо изучить антарктические озера, находящиеся глубоко подо льдом. Они уже сотни тысяч лет изолированы от земной атмосферы.

«Россия теряет свои позиции. В 50-ые, когда началось освоение Антарктиды, и 200 лет назад, когда Антарктида была открыта, наша страна была в передовиках. Сегодня мы отстаем. Станции работают, но объем научных исследований не такой большой. Очень много исследований проводят другие страны. Американцы, японцы, китайцы очень напористо осваивают Антарктиду. Россия должна восстановить свои позиции на этом континенте по научным исследованиям», - завершает свой рассказ ученый.

Йолдыз Халиуллина

Фото предоставлены героем материала

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям