На фоне царившего в мире культа здорового образа жизни и всеобщей велосипедизации Казань стоит несколько особняком. Несмотря на грандиозные планы и существующие проекты по строительству велодорожной сети, говорить о развитой велосипедной инфраструктуре пока не приходится, уверены городские велоактивисты.
«Есть много велосипедов, но нет соответствующей инфраструктуры»
Первый веломаршрут «Удивительная Казань» построили в татарстанской столице три года назад, в 2015 году. Он имеет протяженность в 4,7 км и проходит по следующим казанским улицам: Кремлевская, Дзержинского, Театральная, Батурина, а также по Кремлевской набережной. Около 3,3 км веломаршрута лежит по автомобильной дороге общего пользования, остальная часть — по набережной Кремля, отметили в исполкоме города.
Однако этой велодорожки для всех велолюбителей Казани катастрофически не хватает. Так, представитель городского велоклуба «Негонки» Аля Халикова рассказывает, что они сотрудничают с магазинами и ежегодно берут данные о количестве проданных велосипедов. Оказалось, что за последние пять лет казанцы купили 200 тыс. велосипедов.
«У нас 400 тыс. владельцев автомобилей и 200 тыс. владельцев велосипедов — разница всего в два раза, но для автомобилей у нас созданы все условия, а для велосипедов есть только 4,7 км велосипедной дорожки в центре города. Больше ничего нет», — отметила Аля Халикова.
«Это все равно, что организовать большой фестиваль и поставить всего один туалет, а потом удивляться, что вокруг грязно. Если есть такое большое количество велосипедов, необходима соответствующая инфраструктура».
«В соседней Уфе есть уже около 80 км велодорожек, в Ижевске и Чебоксарах — 20 км, в Альметьевске — 40, в Челнах — около 15 или 20 км. На их фоне Казань с ее четырьмя километрами велодорожек выглядит несколько несостоятельной», — заявил велоактивист, эксперт по велоинфраструктуре и судья по велоспорту Фарид Ахметов.
Судьба детской ДЮСШ по велоспорту и новых велодорожек
Прошлой весной казанская мэрия анонсировала появление крупной велодорожной сети. От Деревни Универсиады до центра города обещали проложить обособленную велосипедную трассу длиной 15 км. В маршрут вошли зоопарк, Центр гребных видов спорта, парк Тысячелетия и Казанский федеральный университет. Ориентировочно стоимость проекта оценили в 643 млн рублей. Тендер на разработку велодорожек по программе развития ООН выиграла проектная артель Анжелики Мелентьевой.
Однако этим планам не суждено было сбыться — проект приостановили в связи с дефицитом финансовых средств, как отметили в Комитете внешнего благоустройства Казани.
При выделении целевого финансирования Комитет внешнего благоустройства исполкома Казани планирует продолжить внедрять в городе велосипедную инфраструктуру и увеличить протяженность существующего маршрута в последующие годы, отметили в исполкоме.
«Я профессионально занимаюсь велоспортом и являюсь организатором соревнований по экстремальному велоспорту. То количество травм, которое я получил, будучи велоспортсменом, в разы меньше, чем те, которые я получил в городе. Это происходит из-за отсутствия велодорожек».
Еще одним нереализованным проектом оказалась детская школа по велосипедному спорту. По словам Халиковой, поручение Президента РТ об открытии ДЮСШ существует уже с 2015 года. Но, несмотря на то, что переговоры о создании учебного заведения бесконечно ведутся, вопрос все также остается открытым, подчеркнула велоактивистка.
Уже семь лет в Казани проходит мероприятие «Обгоняй-ка» — это самая большая в России детская велосипедная гонка. На нее приезжает 500 детей. «Каждый год мы выявляем около 50 талантливых детей, которые могли бы быть спортсменами и составить спортивный резерв Республики Татарстан. Но, к сожалению, им негде профессионально учиться велоспорту. Дети вырастают, и им уже неинтересно кататься на велосипедах. Они уходят в другие виды спорта. А мы могли бы быть потенциально суперкрутыми в велоспорте! Наши дети очень талантливые, а их забирают в Самару или Уфу», — поделилась Халикова.
«В городе нет ни одной велосвязи, которая была бы нужна не туристам, а казанцам»
К Универсиаде 2013-го в Казани появился велопрокат Veli-K. В центре города открылось семь станций самообслуживания, где можно было взять велосипеды совсем не дорого — абонемент на 1 день стоил всего 30 рублей, 3 дня — 50 рублей, а первые полчаса аренды были и вовсе бесплатными. В перспективе прокатный сервис обещали расширить, увеличив численность стоянок и количество велосипедов, но к 2018-му так ничего и не поменялось.
Несмотря на то, что погода уже давно позволяла кататься, в этом году Veli-K открыл велосезон только 8 июня. Кроме того, количество станций проката уменьшилось. Теперь для горожан и гостей Казани доступны только шесть велостоянок в центре города.
По мнению Ахметова, в Казани есть только одна категория, которой более менее созданы условия для катания на велосипедах — это туристы. Только они пользуются теми несколькими километрами велодорожек и велопрокатом в центре города. Однако даже здесь очень редко встретишь велосипедистов. Нужны веломаршруты вдоль Кабана, в сторону «Ривьеры» и «Чаши», необходимо показать гостям города Волгу и Казанку, отметил велоактивист.
«На данный момент у нас нет ни одной велосипедной связи, которая была бы нужна жителям города Казань. Для велосипедистов не создано никаких условий. Не реализовали даже те велодорожки, которые были учтены в проекте планировок к чемпионату мира 2018 года. Вместо них были смонтированы заборы. Мы не дороги строим, мы строим заборы!»
Перехватывающие парковки
Перехватывающие парковки в Казани — это места, где можно оставить автомобиль, чтобы потом передвигаться по городу общественным транспортом, пешком или на велосипеде. Такими парковками удобно пользоваться приезжим, которые боятся передвигаться в незнакомом городе, или горожанам в дни проведения массовых мероприятий.
Первая перехватывающая муниципальная парковка на 150 парковочных мест появилась по улице Мулланура Вахитова возле станции метро «Козья слобода» еще в ноябре 2016 года. Она вмещает 150 машин и построена в рамках программы развития ООН по сокращению выброса парниковых газов от автомобильного транспорта. Особенностью новой парковки стало наличие велосипедной инфраструктуры. Здесь предусмотрено специальное место для парковки 50 велосипедов.
«Организация муниципальных парковок позволила снизить потоки личных транспортных средств через центральную часть города, увеличить пропускную способность улиц, повысить скорость движения на основных магистральных улицах, а также уменьшить отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду».
Автовладелец, оставивший свою машину на парковке, может бесплатно взять напрокат один велосипед. Для этого необходимо предъявить инспектору парковки парковочную карту и заключить договор о прокате велосипеда.
С октября 2016 года по май 2018 года данной территорией воспользовались 26 тыс. 366 раз. В прошлом году жители брали велосипеды на этой парковке 276 раз, сообщает Комитет по транспорту исполкома Казани.
Во всех городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу, власти настоятельно просят местных жителей не пользоваться личным транспортом во время матчей. Проезд к стадионам и на прилегающую к ним территорию в дни игр будет закрыт, машину в любом случае придется оставить на перехватывающей парковке. В Казани, по словам зампредседателя городского комитета по транспорту Марата Хисамутдинова, планируется организовать восемь таких парковок более чем на 11 тыс. машиномест.
Если болельщики приедут на футбол на личном транспорте, его можно будет бесплатно оставить на стоянках ближайших торговых центров, таких как ТЦ «XL», ТРЦ «Парк Хаус», ТЦ «Тандем». Во время мундиаля именно они будут выполнять роль перехватывающих парковок.
Что касается новых муниципальных перехватывающих парковок, то в этом году организовывать их не планируется, отметили в Комитете по транспорту исполкома Казани.
Нет комментариев-