Казань - в ТОП-е научного антирейтинга
«В Москве и Санкт-Петербурге плагиата в диссертациях, конечно, намного больше. Но по совокупности списанных диссертаций и фальшивых научных статей среди городов-миллионников - Казань, безусловно, лидирует», - объяснил «Снегу» свое громкое высказывание доктор физико-математических наук, один из основателей сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев.
Наш собеседник добавил, что в ТОП-5 научного антирейтинга также можно внести Махачкалу, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тамбов и Орел.
Кто пользуется фальшивками?
В Советском Союзе заказные диссертации в основном писались для партийных функционеров и крупных руководителей. При этом, масштабы фальсификаций тех времен не сопоставимы с тем, что творится в новейшей истории России. Тем не менее, у современных министров, чиновников и депутатов имеются серьезные «конкуренты» - более 70% плагиата в научных работах «диссернетовцы» находят у преподавателей вузов.
«Им это необходимо для карьеры, а за публикации научных статей в престижных изданиях в некоторых университетах неплохо доплачивают. Поэтому это не единичная проблема, а огромный снежный ком из плагиата, подлога данных, фальшивых публикаций и покупного соавторства», - объясняет сооснователь «Диссернета» Андрей Ростовцев.
КФУ - в центре внимания
Если говорить о татарстанских вузах, то особо пристальное внимание «Диссернет» уделяет Казанскому федеральному университету, что, пожалуй, легко объясняется его масштабами. Напомним, в 2016 году КФУ был объявлен лидером по фальшивым диссертациям среди местных вузов. В 2018-м Казанский университет попал в десятку российских вузов по защите диссертаций с плагиатом.
В официальном ответе университета, полученном «Снегом», говорится, что качество научных трудов и публикаций, высокие стандарты научной этики и нетерпимость к плагиату – важные направления повышения эффективности деятельности КФУ.
Также пресс-служба добавляет: «Все, без исключения, работы сотрудников, будь то статьи или диссертации, проверяются в системе «Антиплагиат» на наличие заимствований. Без положительного заключения дальнейшее продвижение работы невозможно. При этом минимальное количество самостоятельного текста для диссертации составляет 80%».
Жертва спланированной акции
В 2020 году вскрылась другая проблема: КФУ отличился и по количеству фальшивых публикаций в западных журналах - их было почти 5 тысяч.
«КФУ на своем сайте официально объявил тендер на написание и публикацию научных статей его сотрудников в западных журналах. Этот конкурс выиграл некий «сапожник» из Белгорода, который сумел договориться с зарубежными изданиями, которые печатают все что угодно за деньги. Схема была элементарно проста - он брал тексты, загонял их в гугл-переводчик, полученный материал позже размещался на страницах «мусорных журналов» за рубежом», - рассказывает Ростовцев.
На это обратила внимание комиссия РАН и лавочку прикрыли. Вот небольшая выдержка из доклада комиссии Российской академии наук: «На Казанский федеральный университет приходится более 1/5 всех публикаций в иностранных журналах-хищниках. КФУ подошел к требованию повысить публикационную активность максимально формально и механистически, начав официально размещать на сайте госзакупок тендеры на публикацию статей в платных хищнических журналах и соответствующие посреднические услуги (суммы исчислялись десятками миллионов рублей)».
Комментируя «Снегу» этот эпизод, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ, член Академии наук РТ Марат Сафиуллин сообщил, что «университет стал жертвой спланированной акции по дискредитации от конкурентов по научному сотрудничеству».
Факт тендера наш собеседник не отрицает, но утверждает, что он был проведен с благими намерениями: «Этот тендер проводился для содействия аспирантам и магистрам по научному академическому письму и возможности публикаций их работ в западных журналах. Ну, а кто выиграл – тот выиграл. И никакой мошеннической схемы не было».
Согласны ли с обвинениями другие казанские вузы?
«В целом по количеству защищаемых диссертаций Казань, конечно, среди лидеров - ведь это крупный научно-образовательный центр, но надо же смотреть в процентном отношении. Цифр в приведенной цитате [Ростовцева] нет, как интерпретировать эти утверждения - большой вопрос», - считает заведующий кафедрой физической и коллоидной химии КНИТУ (КХТИ) Юрий Галяметдинов.
В свою очередь, проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов соглашается с тем, что в прошлом в его университете были неоднозначные инциденты, но в современных реалиях их больше нет: «На сегодня тот совет расформирован, руководитель совета уволена, ее даже сейчас в Казани нет и больше таких явлений не предвидится».
Представитель КАИ добавляет, что «университеты загнали в публикационные показатели, а когда создают условия и требования - вуз должен их выполнять». Если же он не выполнит показатели, то потеряет еще больше, чем на публикации.
Заслушав обе стороны, создается впечатление, что «косяки», конечно были, но на лидеров мы сейчас явно не тянем.
Сколько стоит звание доктора наук?
В среднем кандидатская диссертация в России стоит $10 000. Происходит это так – соискатель платит деньги, ему находят уже написанный научный труд и за ночь меняют титульный лист. И таких случаев огромное количество сетует Андрей Ростовцев: «Человек отдал десять тысяч долларов, ему всучили полный треш, который изготавливался пять минут. К сожалению, эта система, как любая другая коррупционная схема не любит чужаков».
Виной тому, считает Ростовцев - высокая атмосфера лжи и толерантность к фальсификациям в России: «Так принято, такая атмосфера, так люди живут».
Чем опасны диссероделы?
Отвечая на этот вопрос, известный российский популяризатор науки Михаил Гельфанд приводит в пример исследование экономиста Анны Абалкиной.
«В тех регионах, где диссертации у глав диссертации были списаны – экономика развивалась хуже, чем там, где защита прошла по-честному. Конечно, прямой связи в этом нет, но косвенная имеется. То есть, человек мало того, что нечестный, он еще и глупый, раз он не в состоянии найти правильных исполнителей и потом проконтролировать качество их работы», - объясняет свою позицию ученый.
Другой опасностью он считает списанные медицинские диссертации. Там не просто присутствует плагиат, но и подлог.
«Был случай, когда лишали докторской степени женщину, которая была главным ревматологом в одной из российских областей. Ее диссертация была списана с подлогом – она поменяла болезнь и лекарства, а все дозировки оставила из прежней научной работы. И этот человек делал медицинскую карьеру», - рассказывает Гельфанд.
Еще одна проблема – разрушение института репутации высших учебных заведений. Например, в Российском государственном социальном университете в Москве, звание и премию «Профессор года» получил сотрудник, который опубликовал почти сто липовых научных статей в липовых научных журналах.
СПРАВКА
«Диссернет» - вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов. Участники сообщества противодействуют незаконным махинациям и подлогам в области научной и образовательной деятельности, в особенности в процессе защиты диссертаций и присвоения ученых степеней в России.