Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Казачество как социальный лифт: чем жили татары в Оренгбургском казачьем войске

Казачество как социальный лифт: чем жили татары в Оренгбургском казачьем войске
Вышла в свет книга, наиболее полно рассказывающая о жизни татар-казаков в составе Оренбургского казачьего войска.

Казанский историк, кандидат исторических наук Рустем Аминов выпустил книгу «Татары-казаки в составе Оренбургского казачьего войска», исследовав эту малоизученную сословную группу. Это первый обстоятельный труд о нагайбаках и татарах-мусульманах Оренбуржья, содержащий много новых сведений о социальной жизни казачьих общин, их экономике и укладе. Корреспондент «Татар-информ» встретился с историком, чтобы узнать подробности о жизни казаков из татар.  

– Кем ощущали себя татары-казаки?

– Казаками. В революцию они выступили на страже государства, хотя были и отдельные случаи недовольства атаманом Дутовым. Сейчас я изучаю этот вопрос – поведение в революцию – более предметно. 

– Каким было процентное соотношение русских и татар-казаков в их поселениях в первой половине XIX века? 

– Рекордная численность татар среди казаков Оренбургского казачьего войска зафиксирована в 1902 году и составляла 9,54%, это 11900 человек нагайбаков и 27300 казаков-мусульман (всего 39200 чел.). В более ранний период в поселениях татар-мусульман по материалам VII ревизии (1816 год) проживало 5131 человек, из них русских 1738 (33,9%), оставшиеся 3393 человек (66,1%) татары-мусульмане. Интересно, что среди татар-мусульман усматривались полигамные семьи. В частности, в Зубочистенской-1 станице в 1816 г. насчитывалось 7 таких семей, в Каргалинской станице в это же время зафиксировано – 9.

– Назовите наиболее известных татар-казаков.

– В изученный мною период – с 1748 года по 1917 год сформировались офицерские династии татар-мусульман Кочуровых, Дашкиных, нагайбаков Бектеевых, Альметевых. 

– Каким образом вы определяли и выявляли новые поселки татар-казаков? 

– Путем скрупулезного изучения архивных источников, справочных изданий. Основным маркером определения татар-казаков из мусульман являлось наличие мечетей и прихода. В то же время, исследуя историю татар, приходилось искать подтверждения нахождения татар в поселениях на протяжении исследуемого периода (с 1748 по 1917 гг.). Бывали случаи, что татары фиксировались в них по источникам в XVIII в., а в XIX в. их там уже не было, они могли переселиться в другие поселения. Если в 1754 г. насчитывалось 18 поселений татар-казаков, из которых в 12 проживали нагайбаки, а в 6 татары-мусульмане, в 1860 г.  в среднем в каждом восьмом поселении Оренбургского казачьего войска проживали татары-казаки. К 1914 г. количество населенных пунктов татар-казаков достигло 68. 


http://www.shtahanov.ru

– Какие промыслы были характерны для татар-казаков и почему?

– В некоторых поселках крестьяне арендовали у казаков рыбные участки на один-три года. Нагайбаки тоже арендовали водные участки на реке Урал для занятий рыбным промыслом. Татары-казаки занимались пчеловодством, изготовлением пуховых платков, добычей камня и золота. В поселке Ново-Аминево делали бурдюки для хранения кумыса. 

– Как оценивалась роль татар-казаков авторами дореволюционного периода? 

– В основном ими тема татар-казаков рассматривалась в контексте общей истории ОКВ и состояла из информации об образовании их поселений и местоположения, что, конечно же, является недостаточными и весьма скудными данными. 

– А что писали о татарах-казаках в советский период?

– Оценка казачества была негативной. Позитивные моменты стали замечать с началом оттепели. В частности, участие оренбургских казаков в Отечественной войне 1812 года были рассмотрены в работе П.Е. Матвиевского. Сегодня тема татар-казаков представляет большой интерес не только для историков, но и для этнографов, антропологов, филологов. Иреком Атнагуловым изучены этнографические особенности нагайбаков, этнодемографические процессы нагайбаков исследовались Дамиром Исхаковым, а вот этнография татар-казаков из мусульман разработана менее детально. Никак не изучены метрические книги татар-мусульман и нагайбаков. Данный вид источников позволяет воссоздать родословные известных нагайбаков –Бектеевых, Альметьевых, Досаевых, Нусхаевых, аналогично и с казаками-мусульманами. Я сейчас как раз этим и занимаюсь.

– Осталось ли у нынешних потомков татар-казаков казачье самосознание?

– Я лично знаком с предком татар-казаков из поселка Чесноковский Рашидом Кушмухаметовым, он и его односельчане считают себя казаками.

– Была ли развита торговля у татар-казаков?

– Первая ярмарка у нагайбаков была открыта довольно поздно, лишь в 1827 году в Нагайбакской станице, с тех пор до 1842 года проводилась ежегодная ярмарка с 15 декабря, длившаяся одну неделю. Базары в поселениях Оренбургской губернии проводились, чаще – два раза в неделю, в них окрестные жители торговали предметами первой необходимости, а именно: маслом, мукой и дегтем. Известен факт, что в конце XIX века нагайбаки приезжали на базар в Верхнеуральск, где торговали хлебом, яйцами, курами. Что до казаков-мусульман, то они так же торговали хлебом, сеном и огородными овощами.

– Чем отличались условия жизни татар Казанской губернии и татар-казаков?

– Казаки несли линейную службу, различные повинности. Площадью земельных наделов различались.  Рядовым казакам выделялось 30 десятин, тогда как на одного татарина-хлебопашца в Казанской губернии приходилось в среднем около 6-9 десятин (десятина – примерно 1 гектар). Схожесть заключалась в соблюдении праздников, проведении мусульманских обрядов. Положение татар-казаков в социально-правовом плане было более выгодным, чем у татар-крестьян. Особенностью оренбургских казаков было то, что они занимались пуховым промыслом. Любопытно, что в станице Гирьяльской проводили скачки каждый раз, когда в семье рождался ребенок. 



– За счет чего происходил прирост татар-казаков в Оренбургском казачьем войске?

– Начиная со второй половины XIX века в основном за счет естественного прироста, а до этого путем причисления новых поселений, когда в состав войска входили новые населенные пункты. Поселенческая сеть татар-казаков же во второй половине XIX в. расширялась в основном, из-за нехватки земельных угодий, тогда на дополнительных наделах татар-казаков возникали новые поселения.

Татары-казаки, как и все остальные казаки, несли различные денежные и натуральные повинности. К источникам доходов войска относились, прежде всего, сбор с казаков, состоящих в пятисотенном торговом обществе (татар в нем не было), внос табунщиков, доходы с общинных угодий и войсковых земель, сумма за право пользования месторождениями благородных металлов и минералов. В 1838 году учредили линейный капитал, основу которого составлял сбор с киргиз-кайсаков за пропуск их скота для зимней «тебеневки» на правом берегу реки Урал.

После введения «Положения» 1840 года войсковой капитал делился на три категории: общий войсковой, военный и пенсионный капиталы. Общий войсковой капитал использовали на потребности внутреннего устройства, прежде всего, он расходовался на содержание штата, постройку различных сооружений для войсковых управлений, содержание училищ войска, на пособия пострадавшим от наводнений, набегов кочевников, пожаров, падежа скота, на строительство церквей.    

Сумма военного капитала направлялась на содержание кордонной стражи, обеспечение довольствием отрядов, находившихся при киргиз-кайсакских султанах, выдачу пособий бедным казакам, снаряжения урядникам и т.п. Пенсии раненым, вдовам, сиротам умерших от ран или убитых в войне выплачивали из пенсионного капитала, который был учрежден в 1832 году из денег, выделяемых войску из казны в размере 3000 рублей ежегодно. 

В ОКВ часто происходили пожары, поэтому в 1867 году каждый казак-хозяин обязан был страховать свои строения, за исключением бань и кузниц на сумму от 10 до 300 рублей. Страхование проводили каждые три года, определялась годовая сумма страховых взносов. В 1860-е она составляла от 1 до 1,5 копеек с каждого рубля страховой суммы в год. 

Казаки снаряжались на службу за свой счет, терпя существенные убытки. Ситуация несколько улучшилась в 1903 году, когда оренбургским казакам стали выделять государственное пособие (100 рублей). Сумма снаряжения тогда составляла 145 рублей 43 копейки. По другим данным – около 165 рублей.

Военный капитал был учрежден в 1892 году для обеспечения выхода на службу казаков во время мобилизации. Он формировался за счет 20 процентов от сумм, поступавших от станичных обществ за разрешение к винной торговле на общественных землях. В 1911 году военный капитал составлял 215487 рублей. Были и другие капиталы. Кроме того, существовали и станичные капиталы. 

– Сколько лет составлял срок службы казаков ОКВ?

– До 1798 г. срок службы оренбургских казаков был бессрочным (в отставку уходили только по болезни или увечьям) служили с 17 лет. Воинская повинность согласно «Положению» 1840 года отбывалась казаками в течение 30 лет, из которых 25 лет они служили на полевой службе и 5 – на внутренней. Полевая служба казаков разделялась на линейную и на службу внутри империи и ее границах. Поэтому, в полках велось две очереди, первая – для линейной службы, в ней полки сменялись ежегодно, вторая – для внешней службы, тут полки менялись каждые три года. В 1866 году срок службы казачьих войск сократили, и для полевой службы он составлял 15 лет, а для внутренней 7 лет. Казак в возрасте от 17 до 20 лет считался «малолетком», после окончания срока службы казак числился 5 лет в статусе домоседного, а после приписывался в отставные казаки. 

В 1876 срок службы еще более сократился. Состав войска разделялся на три разряда: приготовительный (три года), строевой (12 лет) и запасный (5). В 1909 году срок службы оренбургских казаков уменьшился до 18 лет (сократилось время пребывания в приготовительном разряде до 1 года). 

– Почему появилось Оренбургское казачье войско?

С образованием Российской империи власти активно занимались расширением территории империи. Именно поэтому, в 1734 г. создали специальную Оренбургскую экспедицию (с 1737 г. – комиссию) для освоения юго-восточных земель, так как государство было заинтересовано в создании мощного, крепкого казачьего войска, которое бы обороняло новые границы. Так было создано Оренбургское казачье войско (указом от 24 мая 1748 г.). Была построена Оренбургская пограничная линия протяженностью более тысячи верст с 40 крепостями опять-таки для защиты окраинных земель империи. Появление татар-мусульман было обусловлено этим, а еще быть казаком было выгодно. Запись в казаки для сельского податного сословия служила своеобразным социальным лифтом, и, несомненно, повышала их правовой статус, позволяла иметь земельные наделы, что благоприятно сказывалось на их социально-экономическом положении.

Во время Башкирского восстания крещеные татары, которые жили тогда на современной территории Республики Башкортостан, встали на сторону властей, приняли активное участие в борьбе с повстанцами. За этот поступок с них (будущих нагайбаков) в 1736 г. сняли ясак, и они были определены в казаки. Расселение нагайбаков во внутреннем районе (кантоне) ОКВ способствовало их обособлению в социально-правовом отношении от татар-мусульман, проживавших в поселениях, расположенных вблизи Оренбургской линии. 

С введением «Положения» в 1840 году и образованием Новой линии, произошли существенные изменения в расселении татар-казаков. Нагайбаки, расселявшиеся до 1842 года в Белебеевском и Оренбургском уездах, были переселены во вновь созданный Новолинейный район в Верхнеуральском уезде и в поселения Троицкого уезда, что привело к формированию так называемых трех территориальных групп: Оренбургско-Орской, Верхнеуральской, Троицкой. Большая часть нагайбаков оказалась в новой для себя среде, состоящей из русских. Это способствовало усвоению русского языка и более глубокой адаптации к службе в иррегулярном войске, при этом этноконфессиональные традиции и особенности в целом сохранялись. К началу XX века большая часть нагайбаков Оренбургско-Орской группы отпала в ислам. 

С 1853 года начинается постоянная служба оренбуржцев в Туркестанском крае. В 1870-е власти начинают использовать казаков из татар для внешнеполитической деятельности в Средней Азии. 

Вплоть до присоединения к России Средней Азии мусульмане-казаки как лица, хорошо знающие язык и менталитет тюркских народов, активно привлекались для охраны меновых дворов для сопровождения и охраны дипмиссий, командировались в киргиз-кайсакские кочевья с разведывательными целями, грамотные мусульмане-казаки служили письмоводителями у киргиз-кайсакских султанов. В дореформенный период татары-казаки Оренбуржья исполняли полицейские функции на территории соседних Вятской, Казанской и Пермской губерний. В отдельные годы командировались для поддержания общественного порядка на Макарьевскую (Нижегородскую) и Бугульминскую ярмарки. 


http://tatar-congress.org

В составе карательных частей их тоже использовали. К примеру, в 1830 г. в составе 11-го (сводного) казачьего полка отправленного для подавления Польского восстания наблюдались и нагайбаки, а в 1916 г. казаки 7-го Оренбургского казачьего полка, в котором наблюдались татары-мусульмане, участвовали в подавлении в Семиречье восстания киргиз-кайсаков (казахов), а позднее их же отправили в Персию усмирять бунт иомудов.

С 1860-го года, после того как Оренбургская линия потеряла военное значение, а с упразднением кордонной службы в 1876 году необходимость в приграничной службе и вовсе отпала, казаки начали с тех пор лучше вести крестьянское хозяйство. 

– Были ли какие-то особенности в обрядах татар-казаков? 

– У нагайбаков бытовали практически все действия и обряды, относящиеся к Сабантую, но проводились они не в едином комплексе особого праздника, а приурочивались в основном к  весенним праздникам христианского календаря – Вербному воскресенью и Пасхе.  Нахождение в составе ОКВ не повлияло на исламские традиции и верования казаков-мусульман. Необходимо отметить, что мусульманское духовенство получало значительные доходы в результате добровольных пожертвований во время праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам.  

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев