Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Какой котон, какие лейблы»: советский шик в Казани

«Какой котон, какие лейблы»: советский шик в Казани
Спроси любую даму или же джентльмена, которые жили в CCCР, с чем у них ассоциируется то время, и они скажут, что с дефицитом. И действительно, о какой моде может идти речь, если легкая промышленность опиралась исключительно на ГОСТы? Но, если у вас есть фантазия, то возможно все! Те, кто хотел выглядеть стильно, находили ткани и шили, то, что вздумается. А еще, когда речь заходит о советских модницах, сразу же вспоминается фильм «Сама обаятельная и привлекательная» и фраза оттуда: «Мои подружки, слава Богу, разбираются в моде, журнал «Бурда» смотрим ежемесячно!». В целом, моду времен СССР мы себе как раз и представляем в двух вариантах: журнальном и народном. Специально для «Снега» автор телеграм-канала «МатурShik» изучила самые популярные вещи казанских модников тех времен и даже примерила на себя несколько образов.

Меха

Среди модниц в 50-е годы были популярными и особенно дорогими шубы из морского котика - «котиковые шубы», а еще - меховые шапки. Из воспоминаний одной советской модницы:

«При железном занавесе цены на мех были известны, но даже о норке мечтали немногие. Мерлушка (мех из шкурки ягненка, похожа на каракуль) была самая ходовая, мутон – уже более престижно, а самое заветное – каракуль. А норку, соболь, ондатру, нутрию, песец и лисицу могли себе позволить только в виде шапок. Об экзотике типа енота или рыси не слышали вовсе. Были еще белки, но они непрактичные».

Проще говоря, если бы на вас в советское время были надеты ондатровая шапка, шуба и мохеровый шарф – вы были бы как Ким Кардашьян в Balenciaga по нынешним меркам.

Кожа

Кожаный плащ для женщин был сшит только в 1956 году. Сконструировал его Кристиан Диор, буквально за год до своей смерти. А в СССР их завезли лишь в конце 80-х из Турции. Они пользовались огромным успехом и купить их было не так просто. Но стиляги доставили их у спекулянтов и щеголяли по улицам Казани.

Кожаная куртка была популярна среди подъездных модников 90-х в Казани. Кожанки были не менее ходовыми, чем джинса. Косухи, кожаные жилеты, брюки — все это было на пике моды. Особенно ценились черные косухи со множеством замков и клепок.

Шарф

Мохеровые шарфы до сих пор можно найти дома почти у каждого. У них очень жесткая и даже суровая текстура, но, видимо, нашим бабушкам и дедушкам так не казалось. Оказывается, за мохеровым клетчатым шарфом с биркой Made in Scotland шла охота. Такой шарф был настолько дефицитным и желанным всеми, что его меняли на чеки в валютном магазине, покупали с рук за сумасшедшие деньги — от 50 рублей (столько стоил билет на концерт Высоцкого) и дороже. За ту же цену можно было купить, например, пылесос «Вихрь».

Шапка и свитер

Эту шапку «вальтовку» или «фернандельку» казанская молодежь 80-х вспоминает с ностальгией и содроганием. Оказывается, ее носили девушки реальных пацанов с района, в сочетании с турецким свитером «Бойс» со светлой полосой и орнаментом. Еще барышни искусственно вытягивали его и носили с лосинами.

Юбка


Легендарная джинсовая юбка «Монтана». Эта немецкая компания была главным поставщиком джинсы в СССР. Мода на джинсы-варенки и юбки пришла в СССР еще в 80-х, а в начале 90-х достигла своего пика. Это было золотое время джинсовой одежды! Джинсы варили, а чтобы быть совсем крутым, сами пришивали лейбл.

Сумка


Выпущенная мoскoвcкой фaбpикoй «KОЖГАЛAHТEPEЯ», сумка «СССР» была очень популярна в Казани 80-х. Оказывается, в такой сумке в том числе носили сдавать бутылки в пункт приема стеклотары. Как говорится, и в пир, и в мир.

Обувь

Вопреки мнению о том, что в СССР модными были только импортная одежда и обувь, хочется вспомнить длинные женские сапоги на молнии, придуманные художницей Верой Араловой в 1959 году. Выпускаться у нас они начали лишь через 15 лет после создания. Во время примерки сапоги показались мне ужасно неудобными и жесткими. Тем не менее, казанские модницы раньше стояли за ними в огромных очередях!

Спорт

Во время проведения Олимпиады 80-го года среди казанцев были популярны панамы «ОЛИМПИАДА 80» и шапки «Петушок» (это народное название прилипло к шапке из-за формы гребешка). В 70-х годах ее стали носить биатлонисты, лыжники, саночники. А затем она пришла и в гардеробы обычных людей.

А еще среди студентов и горожан были популярны ветровки и олимпийки - тоже во время Олимпиады-80. Студенты казанских вузов пришивали на них нашивки с символикой олимпиады и своего университета.

В 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, наши граждане, пожалуй, впервые познакомились с удобной обувью на резиновой подошве. В 1965-м она появилась на прилавках: бренд назывался «Два Мяча». Кстати, Волк из мультфильма «Ну, погоди!» ходит именно в таких! 

А чешские кроссовки фирмы Botas казанские модницы надевали в конце 80-х и начале 90-х. Обувь и тренировочные костюмы под брендом Botas в шестидесятые годы носили все без исключения члены олимпийских команд ЧССР, в том числе и звезды. В 1966 году была создана модель «гражданской обуви» Botas Classic. «Ботаски» (так называли их на родине) изготавливались из кожи монгольских лошадей.

Детская мода

В СССР была и такая! Например, всеми нами узнаваемая детская «леопардовая» шапка-ушанка, которая шилась из меха плюшевых мишек и шкуры кролика. Она держалась либо на шнурке, либо на резинке. Детские шубы: цигейковая (из овец цигайской породы) или мутоновая.

Посмотрев на шубы, шапки, шарфы и обувь советских модников, стало понятно, что в те годы - по объективным причинам - было сложно говорить об индивидуальности. Но люди все равно стремились достать из-за границы (или смастерить самостоятельно) что-то эдакое, на «выход». 

В коллажах использованы фотографии Рамиля Гали

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям