Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Как выделить ДНК из яблок или заработать на биткоинах в девять лет: будни казанского Детского университета

Как выделить ДНК из яблок или заработать на биткоинах в девять лет: будни казанского Детского университета
В Детском университете при КФУ в этом году начался уже седьмой учебный год.

О том, что изменилось за это время, кто такие штемпелькиндеры и чем отличаются лекции от уроков, рассказал «Татар-информ» руководитель Детского университета при КФУ, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения КФУ Валерий Летяев.

«Наука – это очень интересно»

– В седьмой раз казанский Детский университет при КФУ распахнул свои двери для юных студентов. У вас, наверное, уже есть свои выпускники. Каких успехов они добились?

– Специально мы не отслеживаем дальнейшую судьбу наших студентов. Но надеемся на то, что ребенок в будущем захочет поступить в Казанский федеральный университет или другое высшее учебное заведение. Хотя цель Детского университета гораздо шире.

– В чем она заключается?

– Заинтересовать детей науками, убедить их в том, что наука – это не только сложно, но и интересно. На самом деле наши задачи со школой отличаются. Мы не обучаем систематическим знаниям. Надо, чтобы ребенку было интересно учиться, познавать жизнь. Не так важно, поступит он в университет или не поступит. Кроме лекций, мы проводим конференции детских исследовательских проектов. По результатам издаются сборники работ, которые доступны в библиотеках нашей страны.

Дети цифрового пространства

– Валерий Алексеевич, какие темы проектов выбирают студенты?

– Например, девятилетний студент Антоний Свердруп несколько лет назад подготовил доклады на темы «Как выделить ДНК из яблок в домашних условиях», «Исследование закона нормального распределения». Был проект Искандера Рысаева «Измерение факторов, влияющих на длину тормозного пути», Амины Фаттаховой «Влияние факторов внешней среды на процесс вылупления цыплят», Тимура Рысаева «В поисках сокровищ Гуайоты», посвященный исследованию камней. Мальчик, путешествуя с родителями, собрал коллекцию камней. Затем классифицировал их. Даже обращался за консультацией в Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ, и в итоге получилась хорошая научная работа, основанная на личных наблюдениях, сравнениях. Мы требуем, чтобы наши юные исследователи применяли научные методы.

– Работая с детьми, вы чувствуете, что они совсем другие, не такие, какими были их сверстники даже десять лет назад?

– Нынешнее поколение детей разительно отличается от старшеклассников, студентов вузов и тем более от нас с вами. Различие, прежде всего, в том, что для них цифровые технологии – это их обычная жизнь, которую они познают буквально с рождения. Ребенка окружают гаджеты, с которыми они «на ты». Хотим мы того или нет, они действительно живут не только в реальной жизни, но и в параллельном цифровом пространстве, в интернете. Дети имеют возможность оценить не только мобильность и свободу получения информации, но и ее качество. Приведу пример. 

На лекции о биткоинах другой девятилетний студент недавно нам сообщил, что уже заработал на криптовалюте две тысячи, не уточнив, правда, рублей или долларов. Одна из миссий Университета – формирование исследовательских навыков, научно-критического мышления. Через это происходит адаптация будущих взрослых к «экономике знаний», вовлечение их в обсуждение значимых для общества проблем. 

Замечу, что это поколение ощущает постоянную потребность в коллективном поведенческом одобрении своих действий и реально, и в сети. Поэтому актуальное значение приобретает обсуждение отношения детей не только к инновациям, но и к тому, что происходит в реальной жизни общества и политике. Лекции по литературе, истории, культуре в качественном медийном сопровождении вызывают по-настоящему серьезный интерес у детей. С их помощью формируется позитивное отношение ребят к социальному поведению. Важны и проектно-командные виды работы, нестандартные решения и коллективные установки в интересах общества.

– Как вы подбираете темы лекций?

– Как правило, это коллективное творчество. Мы обращаемся к преподавателям университета, к известным людям Казани. Нашими лекторами были директор и художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский, руководитель Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский, заместитель председателя Госсовета Республики Татарстан Римма Ратникова. Надо, чтобы детей увлекла не только сама лекция, но и ее название было интригующим, иначе они просто не придут! Так, например, в этом году ребята уже побывали на лекциях «Выгодно ли майнить биткоины в 2017 году», «Крутые рифмы для крутого баттла», «Тайны власти в Республике Татарстан» и «Загадки древнего Стамбула». Впереди лекции «Как я устроен», «Мужчины родом с Марса, а женщины с Венеры». 

Ребятам предстоит узнать о твиттер-дипломатии, 3D-печати, поисково-спасательной технике и геопоисковых системах, а также создать в режиме онлайн телевизионные новости. Если преподаватель интересен ребенку, значит, это хороший преподаватель. Кроме того, ежегодно с концертом и мастер-классами на китайский Новый год к нам приходят носители древней культуры Китая, студенты из института Конфуция при КФУ, мы устраиваем предновогодние балы и концерты силами собственных талантов.

Анекдот из жизни

Штемпелькиндеры по-российски

– Как уживаются дети разных возрастов в одном учебном пространстве?

– Очень хорошо, это им только на пользу. Конечно, у старших больше знаний. Но когда они отвечают на вопросы младших, в них пробуждается педагогический талант. Младшие же стараются равняться на старших, узнать больше, подтянуть свои знания. То есть не только педагоги, сами дети обогащают друг друга. И, кстати, к нам продолжают ходить и в 13-14 лет, никто не вправе запретить, если ребенку интересно!

– Сколько студентов у вас в этом учебном году?

– Наша страница в социальных сетях насчитывает свыше двух тысяч реальных пользователей. В этом году мы занимаемся в Малом зале «УНИКСа», рассчитанном на 450 человек. Дети, конечно, приходят на лекции с родителями, но каждый раз зал переполнен, сидят на ступеньках, и это никого не смущает. У нас особенная публика. В воскресенье сами будят родителей, чтобы пойти на лекцию. Меня восхищает эта целеустремленность. В правилах нашего Университета сказано: «Если ребенок не хочет идти на лекцию, родители не имеют права его заставлять».

– Для чего нужна регистрация перед лекциями, ведь никаких «штрафных санкций» к прогульщикам не применяется?

– В начале учебного года ребятам выдают студенческий билет, куда перед каждой лекцией ставится печать о посещении. Дети должны видеть, что их старания замечены. В конце учебного года самые активные из них отправляются в увлекательную поездку. Мы уже были на острове-граде Свияжск, в Великом Болгаре, ездили в Обсерваторию имени Энгельгардта, на вертолетный завод, на животноводческую ферму, ювелирное производство. Причем, все бесплатно. Интересный момент: если раньше на регистрации сидели студенты-волонтеры КФУ, то с недавнего времени печати о посещении в студенческие билеты ставят сами ребята – наш студенческий совет для них это почетная обязанность. Эту практику мы взяли у европейской альма-матер детских университетов – Тюбингенского университета в Германии. Там таких ребят называют штемпелькиндерами.

Как детские вопросы вырастают в Университет

– Получается, ваш проект основан на заграничном опыте?

– А зачем же нам отказываться от того ценного, что есть в других университетах мира? Наша задача такой опыт не только изучать, но и использовать. В Татарстане опыт Тюбингенского университета мы не только локализовали, но и развили. История детских университетов в Европе началась весной 2002 года, когда двое журналистов из южногерманского городка Тюбингена решили обратиться с «детскими вопросами» к тем, кто знает все – профессорам местного университета. Так начался уникальный эксперимент под названием Kinder-Uni, который можно перевести как «Детский университет». Позже Казанский федеральный университет открыл такой самостоятельный филиал в Елабуге, потом в Набережных Челнах. Детские университеты стали появляться и в других российских городах. Сейчас мы входим в Европейскую ассоциацию Детских университетов (European Children's Universities Network). 

– На какие средства существует Университет? 

– У нас есть свой Фонд, но денег в нем практически нет для того, чтобы формировать новые проекты. Сейчас рассчитываем на поддержку благотворителей, а достойные предложения у нас есть. Много помогает наш ректор и депутат Госсовета РТ Ильшат Гафуров, депутат Госсовета РТ Анастасия Исаева. В этом году нами выигран грант Кабинета министров Татарстана. Деньги, конечно, небольшие, но они очень пригодятся. 

– Дети народ непосредственный. Запомнились ли вам забавные случаи на лекциях? 

– Да, на одной из первых лекций задали вопрос: «Чем преподаватель отличается от компьютера? И зачем он нужен, если в компьютере и так все есть?». Один студент ответил: «Но компьютер же может сломаться!».  Или в прошлом году мы рассуждали на тему «Откуда брать информацию?», на что кто-то из ребят поинтересовался: «От людей из интернета?». 

– Какое место в вашей жизни занимает Детский университет? 

– Каждый в своей жизни должен делать что-то на благо общества, нашего общего будущего. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев