Предполагается, что теперь банкам нет смысла навязывать добровольные страховки в обмен на низкие процентные ставки по кредиту, получение ипотеки или быструю выдачу полиса ОСАГО. Теперь клиент может преспокойненько подписать договор добровольного страхования, получить желанный кредит или полис, а на следующий день аннулировать страховку и вернуть заплаченные за нее деньги.
В пресс-службе «Росгосстрах» корреспонденту портала sntat.ru объяснили, что компания еще в начале 2015 года ввела так называемый 5-дневный «период охлаждения», и это был беспрецедентный шаг на рынке страхования.
- Поэтому говорить о «навязывании» полисов как минимум странно – любой, кто считает, что ему навязали полис, мог прийти и расторгнуть договор, - считают в Росгосстрахе. - Однако мы видим, что число тех, кто решил воспользоваться этим, крайне незначительно. Это подтверждает тот факт, что люди заключают договоры страхования осознанно.
А у некоторые страховщики оставляли «на подумать» еще больше времени.
- В нашей компании период охлаждения по самым популярным, коробочным продуктам страхования имущества физических лиц, действует уже несколько лет и составляет 16 дней, против пяти дней, предусмотренных указанием ЦБ, - говорит замдиректора юридического департамента «АльфаСтрахование» Игорь Щербаков. - Как показывает опыт, этого времени, во-первых, достаточно для того чтобы клиент смог обратиться в страховую компанию и расторгнуть договор. Во-вторых, такой период позволяет нам выплатить страхователю оплаченную премию в полном размере.
Но некоторые эксперты считают, что такие «периоды охлаждения» хоть и были предусмотрены «де юрэ», не работали «де факто».
- Как правило, неискушенный человек не читает все, что написано в договоре мелкими буквами, и поэтому многие, кому банк навязывал разного рода добровольные страховки, даже не догадывались, что от них можно потом отказаться и вернуть деньги, - прокомментировал ситуацию завкафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох. - А тем, кто пытался воспользоваться правом, компании частенько отказывали под надуманными предлогами, потому что не был прописан механизм, и многим страхователям приходилось добиваться возврата денег через суд. Теперь же5-дневный период охлаждения будет обязателен для всех страховых компаний. Хотя регулятор разрешает самим страховым кампаниям увеличивать период охлаждения. В любом случае теперь страхователь может быть совершенно четко уверенным, что он имеет право расторгнуть договор и все деньги ему вернут без проволочек. Если конечно не наступил страховой случай.
Инструкция к применению
Итак, согласно указанию Центробанка, пятидневный период охлаждения предусмотрен только для добровольных страховок.
Исключения:
- добровольное медицинское страхование трудовых мигрантов,
- добровольная так называемая туристическая медицинская страховка.
- добровольная профессиональная страховка — для допуска к определенной деятельности, для которой осуществление добровольного страхования, являющегося обязательным условием.
Обязательные страховки, такие как ОМС, ОСАГО и так далее, под это Распоряжение ЦБ не подпадают.
Куда подавать заявление о расторжении договора о добровольном страховании?
- Заявление подается в филиал страховой компании в регионе проживания клиента. Необходимо предоставить страховой полис, документы, подтверждающие оплату и личность страхователя, а также реквизиты счета или номер банковской карты, если клиент предпочитает безналичный расчет. Способ расчета выбирает клиент.
Когда клиент получит деньги?
В соответствии с п.8 Указания Центрального банка РФ установлен срок в 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.
Договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее пятидневного срока.
Но если договор вступил в силу в момент его подписания, то клиенту будет возвращена не вся сумма, а за вычетом той части, которая рассчитана на те дни, когда договор был в силе.
Будет ли с помощью Указания ЦБ достигнута главная цель — прекращение навязывания страховок?
- У многих страховых компаний бизнес как раз и построен на том, что наряду с обязательными страховками, они продают «в нагрузку» так называемые, добровольные, поставив клиенту определенные условия, - рассуждает Игорь Кох. - И теперь, когда у страхователей появилась возможность от этих «нагрузок» оперативно избавляться, это очень отрицательно повлияет на бизнес страховщиков. Поэтому я не исключаю, что страховые компании будут саботировать этот процесс или каким-то образом его усложнять. Ведь им нужно как-то компенсировать свои финансовые потери. А поскольку страховые компании не имеют права бесконтрольно повышать стоимость обязательных страховок, можно предположить, что они будут ставить клинтов в такие рамки, чтобы ему было не выгодно расторгать договор добровольного страхования. Например, они могут договориться с банками прописать в кредитном договоре с клиентом досрочное погашение кредита или повышение процентной ставки в случае отказа от добровольного страхования жизни и здоровья или залогового имущества. Так что даже сейчас не нужно надеяться на введенный Центробанком «период охлаждения», а нужно очень внимательно читать договор, к которому предлагается «в нагрузку» добровольное страхование. Что потом не оказаться в ловушке.
Нет комментариев-