Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Как попасть в «Татар-информ»: секреты от руководителя медиашколы агентства

Как попасть в «Татар-информ»: секреты от руководителя медиашколы агентства
ИА «Татар-информ» – одно из немногих СМИ республики, которое вкладывает усилия в подготовку и обучение молодых специалистов, давая возможность проявить себя в профессии не только выпускникам профильных вузов, но и всем, у кого есть талант к журналистике. О том, как стать частью команды самого цитируемого СМИ Татарстана, рассказывает руководитель медиашколы агентства Александр Третьяков.

Расскажите, как вы проводите работу с новыми кадрами?

– Прежде всего, должен отметить, что «Татар-информ» является единственным и главным информагентством Татарстана и государственным СМИ. Наш статус требует особенно тщательно подходить к вопросам отбора и обучения людей, которые приходят к нам, поскольку в дальнейшем они работают с наиболее важными для жизни республики темами. Мы в значительно меньшей степени, нежели коммерческие СМИ, имеем право на ошибки. Несмотря на это, мы даем возможность проявить себя всем, кто стремится реализоваться в этой профессии, и, конечно, талантливые люди всегда востребованы.

У нас специально создана медиашкола для работы с молодыми кадрами. При этом мы делаем ставку на людей без опыта. С одной стороны, на рынке сейчас нет готовых специалистов, с другой, практика показала, что самыми эффективными сотрудниками являются люди, пришедшие «с нуля», и даже наличие профильного образования не показатель компетентности, а иногда даже наоборот.

Я руковожу нашей медиашколой, то есть занимаюсь отбором и общей подготовкой, а также интеграцией новых сотрудников в рабочий процесс. Для нас важно дать возможность даже тем, у кого нет профильного образования.

Что нужно, чтобы попасть в вашу школу?

– На входе мы проверяем квалификацию. Например, у соискателя должна быть минимальная компьютерная грамотность и навык владения смартфоном.

Неужели с этим возникают трудности?

– Да, бывает. Обычно мы формируем пул из 10 – 20 человек, которые проходят тестовое задание. Первое – написать мне сообщение в мессенджере, на этом задании проваливаются около 10 процентов соискателей. Далее мы проверяем, имеет ли человек базовые навыки поиска и как он взаимодействует в группе. Те, кто справляется с базовым тестированием, попадают на стажировку.

При этом система выстроена так, что этот месяц дается кандидату, чтобы показать себя. Это время нельзя просто «отходить» и автоматически попасть в штат, за это время нужно продемонстрировать свои сильные стороны. Как правило, сигналом к приему на работу служит написанный самостоятельно достойный материал.

Вы даете какие-то серьезные задания или ждете, что стажер сам придет и начнет просить загрузить его работой?

– Стараемся как можно скорее включить новичков в рабочий процесс, причем большая часть отсеивается как раз на этапе наблюдения, когда ты просто смотришь, какой объем работы делает корреспондент в течение дня. Мы направляем и тренируем новобранцев. Работа с ними начинается в 7 утра. Например, мы разбираем пресс-конференции (какие и зачем задаются вопросы, с чего можно писать новости, с чего – нет), в обязательные задания входят расшифровки интервью (как ни странно, тут тоже многие отсеиваются, главным образом на халатном отношении, когда-либо пропускают что-то, либо, наоборот, добавляют от себя), эта работа делается уже в помощь штатным журналистам. Следом начинаются рерайты – это самое простое задание, но оно определяет, умеешь ли ты выхватывать смысл, главное. К концу второй недели мы подталкиваем к самостоятельной работе: нужно выбрать мероприятие, посетить его и сделать репортаж по четкому техническому заданию.

В процессе стажировки человек проходит через все жанры и показывает, в чем его сильные стороны. Возвращаясь к вопросу отсева, из трех-четырех волн, как правило, остаются максимум три человека.

Я правильно поняла, что во время стажировки нет распределения по отделам?

– Нет, по отделам мы не распределяем, на первых порах гораздо более востребованы универсалы.

Как стажер может попасть на задание?

– Штатные журналисты могут что-то не успеть либо быть заняты на заданиях, поэтому бывает, что отправить кроме стажера некого (естественно, это никогда не будет какое-то очевидно значимое событие, но в том и есть талант журналиста, найти интерес даже в чем-то, на первый взгляд неинтересном). «В поле» отправляют стажера, у него появляется шанс. Если он смог сделать материал, его сразу берут. Если не вышло, то появляется риск исключения, но в наших интересах – способствовать развитию сотрудника, поэтому мы ему помогаем как можем.

Стажировка оплачивается?

– Да, и я считаю, что это очень круто, потому что ты не только бесплатно получаешь профессиональные навыки и обучение, но тебе за это еще и платят.

Как оплачивается стажировка?

– За все опубликованные материалы стажер получает гонорар, аналогичный гонорарам штатных сотрудников. По деньгам получается по-разному, зависит от способностей. Как правило, я предупреждаю, что в первую неделю, скорее всего, вам хватит только на обеды и проезд, а дальше все в ваших руках. Кстати, во многих СМИ такая система оплаты действует вообще для всех.

Почему новичкам не платить сразу как всем?

– С одной стороны, они выполняют определенный объем работы и поэтому мы ее оплачиваем, но с другой стороны, если к новичкам предъявить наши квалификационные требования, они вряд ли будут им соответствовать.

Для профессионалов у нас есть отборочные тесты, в рамках которых надо написать 10 текстов за 2,5 часа. Мы специально проверяли эти тесты на ребятах, в среднем им требуется по два дня, чтобы справиться с этим заданием, без поддержки наставника такой человек просто не сможет справляться даже с обычной рутинной работой.

В качестве примера: нужно написать новость по докладу аналитиков ЦБ РФ «Фискальные мультипликаторы в России», это большой аналитический доклад из 20 страниц. Его нужно понять и обработать, и на это дается максимум полчаса. Мало кто из стажеров может справиться, даже просто успеть прочесть эти 20 страниц. Мы пробовали этот тест на своих корреспондентах, они справляются, потому что понимают структуру текста. Даже не будучи финансовыми аналитиками, могут разобраться, где главное и что может быть интересным читателю.

Как вы находите стажеров?

– У нас висит объявление. Когда на него откликается 20 – 30 человек, всех приглашаем на отбор. Далее человек сам понимает, насколько он подходит для этой работы, в противном случае он может уйти сам. Журналистика – это то, что нужно любить, чем нужно гореть.

К вам часто приходят профильные журналисты?

– Конкретно сейчас у нас три журналиста из КФУ работают. В моем отделе, например, один журналист, двое лингвистов и двое политологов.

Какие есть трудности при выстраивании коммуникации с молодыми людьми?

– Часто они не до конца понимают свою ситуацию: какие компетенции им нужны в реальной жизни, что они собой представляют, насколько востребованы на рынке, какие к ним предъявляются требования. Не понимают, что, чтобы состояться профессионально, нужно много вкладывать в себя, постоянно расти.

Например, мы берем всех, но по факту журналистика – это специфическая сфера, и если ты не проходил стажировки и практики, тебя никто не знает, то тебе будет сложно попасть в профессию. Мы даем такую возможность. Бывает, что этой возможности приходящие на нашу школу не ценят.

Какое, на ваш взгляд, у молодежи представление о рынке?

– Они убеждены, что им кто-то что-то должен. Я на своем опыте знаю, что такое «благотворительность»: ты два-три месяца бесплатно выполняешь задачи, только после этого тебя, возможно, берут, потому что ты справлялся. А мы мало того что учим, мы еще и платим за проделанную работу.

Также в них чувствуется инфантилизм. У нас недавно была неудачная отборная волна: девчонки нашли хорошее дело в арбитраже, мы его отдали им, потому что это была их находка. Но они, к сожалению, не смогли его отработать, и не потому что не хватило профессионализма, а потому что не хватило обычного любопытства к теме, сочувствия к героям. Наши журналисты впоследствии сделали из этого очень интересный, резонансный материал. Что касается молодежи, то тех, у кого в глазах нет огня, много, хотя, наверное, так было всегда.

Опишите своего идеального соискателя.

– В этом вопросе я придерживаюсь той же позиции, что и Артемий Лебедев: идеальных соискателей быть не должно. Процесс поиска работы – это не профессиональная деятельность. Помните, он написал, что не нужно мастерски искать, нужно мастерски работать.

А вообще это должен быть любопытный человек с большим желанием обнаружить интересную информацию, раскопать ее. Также он должен уметь прислушиваться к наставлениям и выполнять задания.

Поясните, пожалуйста.

– Например, у нас есть задание: нужно пойти на пресс-конференцию и задать вопрос определенным людям. Многие стажеры стесняются, не могут себя пересилить, но если не задал вопрос, то вылетаешь со стажировки.

Какая траектория развития после стажировки?

– Журналистика – это все-таки профессия горизонтального роста и определяется не должностью, а твоими связями и тем, насколько твои материалы интересны читателю. Мы даем возможность выйти на эту траекторию, потом попасть в президентский пул или общаться с celebrities уже никто не мешает, но ты по-прежнему будешь корреспондентом.

С кем из ныне живущих людей вы бы сделали селфи?

– Мне сразу вспоминается, что у нас одно из заданий для журналистов – сделать селфи во время репортажа. Это тоже своего рода преодоление, ведь просьба сделать фотографию может показаться назойливой, неудобной. Один наш корреспондент заселфился с Кадыровым, другой – с Куценко.

Какую книгу вы бы посоветовали прочесть молодому поколению?

– Недавно я ездил в Киргизию и читал лекции, там у студентов тоже возникал этот вопрос. У отделения журналистики классических университетов огромный объем чтения и зарубежной, и отечественной литературы. Студенты часто спрашивают, зачем столько читать, а я всегда отвечаю, что это обязательно нужно.

Когда молодой журналист приходит в профессию, у него очень маленький жизненный опыт, даже у меня, когда за плечами 10-летний стаж, опыт не так велик, к тому же есть масса ситуаций, с которыми можно вообще никогда не столкнуться. Поэтому нужно расширять кругозор, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, и в этом помогают книги.

Мой любимый пример – это когда стажеры приходят в суд, а там все очень скучно, что-то монотонно говорит прокурор, судья, вот они возвращаются и сообщают: «Там ничего не было». А если человек читал Кафку, он будет знать художественные средства выражения, какими можно описать увиденное, у него будут готовые образы.

Так что мой совет – читать как можно больше и не лениться, весь список литературы факультета журналистики от Софокла до Анны Русс. Это поможет.

Спасибо за беседу.


Медиашкола в ИА «Татар-информ» действует с 2017 года, четверо ее выпускников входят в Президентский пул, один стал парламентским корреспондентом ИА «Татар-информ». Большинство из них не имели профильного образования, но смогли реализоваться в профессии, став неотъемлемой частью команды, которая сделала ИА «Татар-информ» одним из лучших СМИ Татарстана.

Егор Никитин окончил факультет политологии КФУ, работает в агентстве с апреля 2017 года. Он узнал о наборе в «ТИ» через площадку HeadHunter, но, как он сам признается, не особо рассчитывал на эту вакансию. Однако через несколько дней с Егором связался редактор и предложил стажировку.

«Было непросто – много выездов, постоянный конвейер новостей. Из нашего набора остались единицы, но зато мы всего за несколько недель научились отрабатывать большие мероприятия и оперативно писать тексты», – говорит Егор.


Егор Никитин возле офиса "ВИМ-Авиа" в пгт. Богатые Сабы, сентябрь 2017

Егор уверяет, что процесс обучения никак не ограничен по времени – он идет постоянно, и по сей день. Раз в год в агентстве проходят обучающие семинары от московских тренеров, которые обязательно проходят новички. Егор вспоминает тренинг с руководителем Корпоративного учебного центра РИА Новости Олегом Щедровым, на котором удалось закрепить и развить полученные в ходе обучения навыки. В результате растут и собственные навыки, которые точно пригодятся в жизни, и показатели агентства.

Открытые соревнования по скорописи, Иннополис, ноябрь 2017

В одно время с Егором в агентство «Татар-информ» пришла и Динара, выпускница Высшей школы журналистики КФУ. Она разослала резюме в поиске работы по специальности. Ответ пришел из «Татар-информа», где она проходила практику еще на первом курсе в 2012 году. Правда, с тех пор в агентстве многое изменилось: другой коллектив, другие стандарты и более высокие требования по оперативности и качеству текста.

«В начале 2017-го я попала в один из первых наборов новичков-стажеров из четверых человек – двое из нас остались в агентстве. За пару недель нас прокачали по всему: рерайты федеральных новостей, первые самостоятельные новости с делового понедельника в мэрии, репортажи с городских мероприятий. Приходя домой после 10 – 12-часового рабочего дня, валилась с ног от усталости, это правда», – рассказывает она.

Одним из первых самостоятельных заданий Динары и Егора стал экономический саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit».

«Нам нужно было быстро учиться, потому что события и мероприятия были небутафорские. Мы ежедневно прокачиваем свои навыки, это бесконечный процесс. Оно того стоит, ведь результат налицо — лидерство «Татар-информа» в рейтингах цитируемости», – добавляет она.

Хотя режим обучения достаточно суровый, в профессию погружаешься довольно быстро, в том числе благодаря четким стандартам агентства.

Александра Комарова работает редактором «Татар-информа» полтора года и тоже проходила через редакторский отбор. Однако работа «в поле» увлекает, и в свободное от дежурства на ленте новостей время она решила получить навыки работы корреспондентом.

«Снова чувствую себя стажером, когда прихожу к 7 утра послушать лекции Александра Третьякова об оперативности, заготовках и мастерстве сделать интересный сюжет из пустячного инфоповода», – делится Александра.

За время ее работы Александра несколько раз брала интервью и написала около десяти материалов в «События». Одним из первых мероприятий, которое она посетила в качестве журналиста, стал концерт Алсу.

«Для меня это был первый опыт общения со звездой, но всё получилось. Я смогла написать большой репортаж, который набрал рекордное для меня количество просмотров – больше 20 тысяч. Сложно порой предугадать, что вызовет наибольший интерес у читателей, но такой опыт вдохновляет искать новые темы для материалов».

Полтора года назад после окончания магистратуры по политологии Екатерина Фадеева решила попробовать себя в журналистике. Вакансию она нашла на HeadHunter.

«Каждый день мы приходили к семи утра, учились отрабатывать пресс-конференции, расшифровывали тексты, писали рерайты. Через две недели из моего набора осталась только я одна. Остальных никто не выгонял, они «отсеялись» сами. Помню, девушка, с которой я стажировалась, вдруг решила стать дизайнером, а парень – учителем истории», – вспоминает Екатерина.

Диана Авакян заинтересовалась вакансией журналиста после окончания филологического вуза. Ранее в этой сфере у нее не было серьезного опыта. Навыкам профессионального журналиста Диану научили именно в редакции – как быстро и качественно писать новости, собирать большие материалы, искать истории.

«В первое время, естественно, было непросто писать про темы, в которых не очень хорошо разбираешься. Помню, одними из первых заданий после завершения процесса обучения были репортажи с собраний кредиторов рухнувших банков – серьезные сферы, в которых легко совершить ошибку. Но со временем этот страх пропадает, так как ты постоянно следишь за информационной повесткой», – рассказывает Диана.

Если вы хотите попасть в нашу медиашколу, пишите нам (info@tatar-inform.ru), в письме нужно указать почему вас привлекает журналистика, к тексту необходимо приложить свое резюме.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев