Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Как поднимают погибших бойцов-красноармейцев: татарстанские поисковые отряды отправились на места сражений Великой Отечественной войны

Как поднимают погибших бойцов-красноармейцев: татарстанские поисковые отряды отправились на места сражений Великой Отечественной войны
«Вахту памяти» — всероссийскую акцию, посвященную поиску и поднятию останков погибших в Великой Отечественной войне, татарстанские поисковики открыли 30 марта, и многие отряды уже уехали в Крым на открытие «Вахты», посвященной 75-летию освобождения полуострова. Также отряды активистов из Заинска, Нурлата и Альметьевска находятся на экспедиции в Волгоградской области, близ города Ерзовка, а казанские студенты поехали в город Любань, который находится Ленинградской области. Все участники поисковых отрядов отправились в разные части страны, чтобы найти павших воинов на полях кровопролитных сражений времен Великой Отечественной и перезахоронить найденные останки на мемориальных кладбищах. О важности их миссии, опасностях раскопок из-за взрывоопасных боеприпасов и личных историях, связанных с войной, узнал корреспондент ИА «Татар-информ».

Ожесточенные Сталинградские бои и пять поднятых красноармейцев в этом году 

Вахта поисковых отрядов в местах сталинградских сражений у поселка Ерзовка Городищенского района началась в середине апреля. К отрядам из Альметьевска и Нурлата, которые уже выехали на экспедицию, присоединятся 18 заинских активистов из поискового клуба «Гвардия», которые 23 апреля отправились в Ерзовку на раскопки павших воинов. 

«Мы будем работать на местах сталинградских сражений, где погибла 120-я дивизия, которая формировалась в Казани 17 февраля 1942 года», — сообщил руководитель заинского поискового отряда Виктор Никифоров. 

С 2011 года практически каждый год заинский отряд «Гвардия» посещает места боев Сталинградcкой битвы. Там они закреплены, и отряд всегда там ждут. Сейчас в Городищенском районе находятся поисковые отряды из Нурлата и Альметьевска, которые уже нашли и подняли пять красноармейцев. Опознать их не удалось, потому что воины были без именных медальонов. 

 Важные победы советских войск на Сталинградской земле и погибшие солдаты Татарстана

В начале осени 1942 года советским солдатам 120-й дивизии удалось остановить фашистские войска на подступах к Ерзовке. Они оттягивали на себя значительную часть немецких войск, для того чтобы Сталинград выстоял. Им это удалось, и армии Вермахта не удалось получить доступ к одной из важнейших наших транспортных артерий — реке Волге. Тогда в боях погибло более 5 тыс. доблестных бойцов из Татарстана. По предположительным данным, всего на Сталинградской земле погибло порядка 4 млн человек. Согласно архивам, около 2,7 млн бойцов погибло с нашей стороны и примерно 1,3 млн со стороны немецкой коалиции, в которую входили румынские, французские и немецкие войска. 

«Места Сталинградских боев сильно окопаны, но все-таки земля выдает останки постепенно. Мы год-два работаем — ничего не находим, через некоторое время возвращаемся на то же место и вдруг начинаем находить там останки», — рассказал Виктор Никифоров. 

Каждый год поисковики, которые работают в Ерзовке, поднимают более 1 тыс. погибших. В прошлом году подняли 1,2 тыс. павших, в 2017-м перезахоронили более 800 погибших бойцов. На территориях, где шли ожесточенные бои и все перерыто, может стоять камыш или степь, и поисковики могут долгое время бесцельно вести там раскопки и ничего не найти. Однако проходит около двух лет, отряд вновь возвращается к раскопанной территории и вновь находит останки с именными медальонами. 

«То, чем занимаются поисковые отряды, очень важно для России. Потому что у многих родные без вести пропали на войне, и хотелось бы знать, где и при каких обстоятельствах они захоронены», — говорит управляющий Фондом прямых инвестиций Руслан Халилов. 


Опасность подорваться на мине и работа с останками павших бойцов 

На этой территории может быть опасно всё. В полях лежат мины, неразорванные снаряды, и порой солдаты могут лежать рядом с боеприпасами, поэтому все участники заинского поискового отряда проходят обязательный инструктаж по технике безопасности. Обычно если поисковики находят крупные взрывоопасные объекты вроде авиабомбы, то на место приезжают специалисты и подрывают ее. 

«Из-за того, что там находят достаточно много бомб, их все отмечают флажками, и потом саперы приезжают, закладывают снаряды и подрывают сразу большой участок», — добавил Никифоров. 

Останки заинские поисковики ищут в основном щупами и металлоискателями. Сейчас на этой территории осталось мало металлических предметов. Многие солдаты лежат без оружия, потому что оставшиеся на поле битвы оружие и боеприпасы собирали их товарищи для следующих боев. 

«Красноармейцы сейчас лежат пустые, и приходится останки искать щупами, а это самое сложное. Когда уже останки находим, то тут и начинается интересная работа. Ведь лежит человек, и, возможно, его судьба уже известна», — сказал Виктор Никифоров. 

В прошлом году заинские поисковики подняли советского воина, который положил в медальон свою фотографию — видимо, она осталась от красноармейской книжки бойца. 


Как правильно вести раскопки методом военной археологии, чтобы ничего не потерять 

Как только поисковики находят останки, их сразу начинают зачищать. Параллельно ведется фотоотчет, что никто не пытается разграбливать могилу и что там действительно лежит погибший человек. После этого проходит эксгумация, то есть все делается согласно правилам военной археологии. 

Суть военных раскопок заключается в аккуратном снятии почвы слой за слоем, чтобы ничего не потерять — никаких медальонов, личных вещей. Если у человека был медальон или личный опознавательный знак, то поисковики смогут определить личность погибшего. 

«Если находят медальон, то по нему можно узнать информацию о человеке, например к какой дивизии он принадлежал, и после через военкоматы искать сведения о солдате», — рассказал руководитель заинского поискового отряда. 

Обычно поисковик принимающей стороны, будь-то Волгоградская или Ленинградская область, сидит в архиве. То есть можно пофамильно узнать, какого числа павший боец пропал без вести. 


Почему заинские поисковики носят черные береты и в отряды берут молодых людей старше 18 лет 

В заинском поисковом отряде существует правило: тому, кто бывал в экспедиции два раза, вручают значок «Гвардии», а кто ездил на раскопки более трех раз, надевают черный берет. 

«Сейчас в основном едет молодежь, которая согласилась на тяжелую работу», — сказал руководитель заинского поискового отряда Виктор Никифоров. 

К слову, на сегодняшний день Роспотребнадзор запретил выезжать на подобные раскопки несовершеннолетним, поэтому в основном из Заинска едут учащиеся лицея. Многие участники поискового клуба «Гвардия» поехали в Волгоградскую область на поиски павших на полях сражений в первый раз. 

«Я еду впервые, и для меня это очень волнующе. Родители не боялись меня отпускать, они очень рады и гордятся мной. С нами уже провели ознакомительную беседу, а инструктаж ждет нас впереди», — поделилась учащаяся заинского лицея Евгения Ончина. 


«Поднять останки — важная вещь для меня и большая радость» 

Командир заинского поискового отряда «Гвардия» Виктор Никифоров — военный человек, который прошел войну в Афганистане. По его словам, даже по прошествии многих лет война до сих пор его не отпускает. 

«Поднять останки — важная вещь для меня и большая радость, даже если не удастся их идентифицировать. Человек уже не в поле будет лежать, где фермеры сеют арбузы, а на мемориальном кладбище, где ему принесут цветы и вспомнят его, обозначат число, когда он был захоронен», — поделился Никифоров. 

Командир заинского отряда считает, что нельзя останкам лежать в полях, где над ними будут расти огурцы или помидоры, а нужно потихоньку поднять павших воинов. 

«Сейчас идет сев, то есть мы поднимаем останки, яму закапываем, и по ним чуть позже проходят сеялки и засевают там пшеницу», — объяснил Виктор Никифоров. 

Любая группа, которая нашла даже одного человека, сделает большое дело. Порой бывает, что группы могут просто съездить и никого не найти. Однако они идентифицируют участок, и место будет числиться пробитым. 


Письмо в приемную премьер-министра России, призыв на войну и похоронка 

Заинский военно-патриотический поисковый клуб «Гвардия» обратился к партии «Единая Россия» с просьбой о помощи в организации данной экспедиции, чтобы провести поисковые работы в Ерзовке. Молодой боец заинского отряда написал в приемную премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. 

«Представители партии „Единая Россия“ откликнулись, и нашу мечту исполнили — нам купили дорогостоящую баню, печки, генераторы, бензопилы и финансировали поездку. К сожалению, сейчас Заинск не в силах тянуть такой отряд», — рассказал руководитель заинского поискового отряда Виктор Никифоров. 

Курировал просьбу заинского поискового отряда управляющий Фондом прямых инвестиций и член партии «Единая Россия» Руслан Халилов. Прадедушка Халилова воевал в годы Великой Отечественной войны и погиб под Сталинградом. 

«Когда бабушка получила похоронку из рук моего дедушки, на почту тогда пришло два письма. Одно о том, что погиб мой прадедушка, и призыв на фронт для моего дедушки. В тот день из семьи ушло двое мужчин. К счастью, мой дедушка на фронте выжил и прожил еще много лет», — поделился личной историей управляющий Фондом прямых инвестиций Руслан Халилов. 


Казанские поисковые отряды отправились в экспедицию в Ленобласть 

Казанские студенческие отряды отправились также в Ленинградскую область на станцию Любань. В состав экспедиции входят 20 студентов из таких отрядов, как «Книга памяти» КАИ, «Химик» КХТИ, «Легион» ТИСБИ, «Красная стрела» КГЭУ и «Снежный десант» КФУ, а вахта на станции Любань началась 20 апреля. В городе Любань «Вахта памяти» проходит уже около 30 лет. Руководителем отряда, который отправился в Ленобласть из Татарстана, является Айрат Фатыхов. 

«Под Ленинградом были одни из самых кровопролитных боев и конкретно в Любани тоже. Поэтому для поисковиков там очень много работы», — уточнила специалист организации «Объединение “Отечество”» РТ Джамиля Лукманова. 

Во время экспедиции не возникает опасностей, если всё делать по правилам. Перед тем как выехать, все татарстанские отряды проходят школу поисковика «Поисковый фронт». Там им дается вся матчасть: по снаряжению, по обмундированию. 

Условно говоря, когда поисковики выходят в лес, находят бойца или снаряд, то у ребят есть информация, как какой снаряд выглядит и что с ним делать, к чему вообще прикасаться нельзя и сразу нужно звонить в определенные структуры, чтобы сообщить, что был найден опасный снаряд. 

«У нас начинается новый трудовой год, и дай бог всем поисковикам плодотворно отработать и живыми и здоровыми вернуться домой», — подытожил Виктор Никифоров. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев