Клинический психолог Республиканской клинической психиатрической больницы им. Бехтерева Людмила Невоструева:
Давить, кричать и запугивать – бессмысленно и разрушительно. К моменту сдачи экзаменов ребенок, как правило, уже затерроризирован со всех сторон. Нервы, понятно, на взводе. От постоянного напряжения родители выплескивают накопившееся раздражение на детей. Начинают пугать, шантажировать: «Не поступишь в институт – пойдешь мыть полы», давить и постоянно шпынять: «Ты должен учиться!»
Это категорически запрещается. Вы выдаете этим собственный страх и бессилие. Ничего, кроме обратной реакции, такими заявлениями не добьетесь. После подобного прессинга учиться ребенок будет из-под палки, а на экзамене от страха точно провалится. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
Вы превращаете подготовку к ЕГЭ в кошмар! Мы, взрослые, делаем всё, чтобы сдача экзаменов превратилась в сплошной кошмар для обеих сторон. Во время подготовки к экзаменам лучше не давить воспитанием. Если ребенок не вымыл за собой посуду и не удосужился убрать постель – спустите родительский гнев на тормозах и сделайте это сами. И уж совсем не стоит отчитывать ребенка, если он забыл поздороваться с вашим сослуживцем, когда звонил вам на работу, или не пожелал папе доброго утра.
Родители должны быть спокойными. Первое, что должен видеть ребенок во время подготовки к экзаменам, – спокойные лица родителей, их невозмутимую реакцию, что бы ни случилось. Также не стоит проявлять гипертрофированное внимание или избыточные ласки. Самое лучшее – вести себя естественно, в нужный момент оказаться рядом и, если потребуется, приласкать, успокоить и накормить.
Откажитесь от тотального контроля. Не контролируйте ребенка ежесекундно. Не стоит брать отпуск на время вступительных экзаменов лишь для того, чтобы каждую минуту отслеживать, зубрит чадо или валяет дурака. И тем более проверять это телефонными звонками. Пусть ребенок сам рассчитает нагрузки. Другое дело – пускать на самотек его подготовку нельзя.
Не запирайте ребенка дома. Подготовка к экзаменам не заключение в одиночной камере. Не стоит запирать ребенка дома только потому, что он собрался поступать в институт. Выпустите его вечером погулять или разрешите сходить в кино.
8 часов сна – правило! Единственное, на чем родители должны настаивать жестко, – это 8 часов полноценного сна. И желательно не с часу ночи до десяти утра. Лучше всего подчинить ребенка семейным графикам. Подъем со всеми вместе. Иначе он проспит до часу дня. То же и вечером. Не запихивайте его с криками в постель в одиннадцать. Проще всем ложиться в одно и то же время.
Никаких успокоительных и стимуляторов для ребенка! Не давайте ребенку успокоительное! Немного беспокоиться перед экзаменами – это нормально! Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая) и таблеток, нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств в дальнейшем может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.
Мини-праздники после сдачи экзамена – на пользу. Пожалуйста, никакого страдания на лице, когда вы увидите растерянное лицо ребенка после экзамена. Вы же не из тюрьмы или ссылки его встречаете! Для облегчения ситуации прогуляйтесь с ребенком вместе (не навязывайте место отдыха, пусть он выберет сам) Если он сдал – ликуйте. Хвалите и обязательно устройте дома маленькую пирушку: чадо должно видеть, как родители радуются его успехам и как за него болеют.
Если экзамен сдан плохо – поддержите ребенка. Если дитя провалилось, не плачьте, тем более при ребенке. Ведь ему намного тяжелее, чем вам. Самое лучшее – сделайте вид, что на самом деле жизнь на этом не кончается. Прогуляйтесь, сходите в кино, в гости или спокойно отправляйтесь домой. Завтра вы вместе с чадом подумаете насчет пересдачи экзамена или будущей работы.
Баллы – не главное. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Медицинский психолог Республиканской клинической психиатрической больницы им. Бехтерева Наталья Хузиахметова:
Нужно выспаться, чтобы результат был выше. На экзамен подростку нужно прийти выспавшимся, быть как можно спокойнее, с верой в то, что он сможет все написать и сдать экзамен хорошо. Дело в том, что, когда мы нервничаем и переживаем, у нас несколько сужается сознание, мышление становится однобоким и линейным. И в этом случае нам трудно увидеть несколько вариантов решения или вспомнить всё, что мы учили и знаем. В спокойном состоянии человек более результативен и продуктивен.
В первую очередь обеспечьте спокойную обстановку дома. Родителям я бы порекомендовала создать ребенку спокойную обстановку дома, эмоционально позитивную. Только в этом случае, когда ребенок окружен заботой, вниманием и любовью, он может преодолевать трудности и успешно двигаться к своей цели с верой в свои силы! Скажите ему: «Это всего лишь экзамен!» Впереди его ждут гораздо более серьезные вещи. Скажите ему, что независимо от его оценки вы все равно будете любить его и всегда поддержите!
Апатия у ребенка – тревожный звоночек. В поведении ребенка как до экзаменов, так и после них родителей должна насторожить апатия, снижение какой-либо активности, желаний и эмоций. Если ребенок перестал мечтать о чем-то, не строит планов, у него нет желания встречаться с друзьями, снизился аппетит, он формально общается с вами, то это звоночек для вас, это те признаки, которые нельзя оставлять без вашего внимания!
Заведующая амбулаторно-поликлиническим отделением Республиканской клинической психиатрической больницы им. Бехтерева Ольга Башмакова:
Целый день за подготовкой – неэффективно. Если ребенок целый день сидит и занимается, подготовка к экзамену становится неэффективной. Перерывы должны быть через каждые час-полтора интеллектуальной нагрузки.
Нельзя пропускать прием пищи. В рационе ребенка должны быть фрукты, лучше цитрусовые, кисломолочные продукты.
Раньше ложиться и спать в темноте. Гаджеты перед сном лучше даже не брать в руки, они стимулируют нервную систему. Когда идет интенсивная интеллектуальная нагрузка на организм в связи с подготовкой, гаджеты усилят нагрузку на наш мозг. У ребенка может начаться бессонница, например. Спать необходимо в темной комнате, чтобы рядом не было никого, кто смотрит телевизор или читает при ночном светильнике.
Если ребенок выспится, он сможет вспомнить даже то, что не зубрил. Лучше не доучить, чем переучить, говорим мы – психиатры. Если не доучил, казалось бы, но выспался и пошел на экзамен, то вероятность вспомнить ту информацию, которую он просто почитал, гораздо выше, чем если бы ребенок зубрил полночи.
Ребенок должен чувствовать любовь и понимание родителей. Ребенок должен знать, что вы его любите и принимаете таким, какой он есть, несмотря на результат экзаменов. И даже если исход экзаменов будет не таким, каким бы хотелось, то ребенок должен знать, что родители его поддержат и помогут дальше учиться и пересдавать экзамен.
Нет комментариев-