С чего все начиналось
Наталья Авдеева — социальный предприниматель. Она основала центр помощи людям с ментальными отклонениями «Дом дружбы и особого развития «Пирамидка». На самом старте, в июне 2020 года Дом посещало 15 детей, а занимались с ними только Наталья и один волонтер — мама одного из ребят. Сейчас центр посещают 60 детей, с которыми ведут работу восемь волонтеров.
Такие центры в частной форме организации — большая редкость. Как правило, для работы в этой сфере люди выбирают более безопасный и простой способ поддержки — за счет государства.
С 2014 года Наталья работала в реабилитационном центре «Здравушка», а в 2015 перешла в казанский Реацентр в качестве логопеда-дефектолога. В 2017 году большая нагрузка стала сказываться на ее здоровье и она ушла из Реацентра. Чтобы не потерять навыки за время передышки, она принимала детей на благотворительной основе, продолжая заниматься с ними до 2019 года. В один момент детишек стало слишком много.
«Тогда я начала понимать, что отдаю очень много своих сил. И на свою дочь мне тоже необходимо было время, которого стало не хватать», - вспоминает наша героиня.
В 2019 году Наталья начала писать программу для полилингвальной гимназии №180 по подготовке детей с синдромом Дауна к школе.
«Когда мы реализовывали эту программу, я увидела, что у детей нет правильных эмоций, то есть эмоционально-волевая сфера нарушена, правила поведения ими не соблюдаются. А без этой базы невозможно обучение и восприятие какого-либо материала. При этом я понимала, что именно им нужно, чего не хватает. Так и родилась идея открытия центра. Я поняла, что готова взять ответственность за задуманное», - рассказывает Наталья.
В центре есть две группы: танцы и актерское мастерство. Также на благотворительной основе работают «игрули» и «поворята» («поварята» — обучение детей навыкам приготовления еды; «игрули» — обучение детей базовым социальным и бытовым навыкам — правила поведения в обществе, умение считать деньги, перемещаться на общественном транспорте, изучение эмоций).
«На «игрулях» мы проходим все теоретически, а на актерском - уже практически, то есть, изучаем эмоции, а потом учимся ими пользоваться. В этом году мы уже выводим детей в свет, выезжаем с ними на транспорте, ходим в магазин, учим их пользоваться картами», — делится Наталья.
Сложности и результат
Самое сложное в работе Натальи - работа с родителями. Мамы и папы склонны не видеть проблем, они часто мирятся с поведением детей, но каждому обязательно нужно, чтобы их ребенок знал цифры, умел считать и читать. Мало кто может понять, что базой является именно норма поведения. Если ребенок не сосредоточен и не умеет сидеть, то ни о каких академических навыках речи быть не может.
«Работа с родителями иногда могла привести к выгоранию», - признается наша героиня.
Правда, окончательное выгорание наступает тогда, когда человек не видит результатов своей работы, а в центре Натальи результат бьет ключом — и это ее зажигает. Трудно не заметить огонь в ее глазах, который возникает в тот момент, когда она увлекается рассказом про успехи детей, посещающих ее центр.
Например, в центре Авдеевой есть мальчик по имени Ренат. Несмотря на синдром Дауна, он очень развит интеллектуально. Поначалу произвольной деятельности у него практически не было — это был сентябрь. К февралю мальчик стал выполнять то, чего еще осенью делать совсем не мог. Возможно, кому-то это не покажется удивительным, но стоит отметить, что в коррекционной педагогике такие темпы развития ребенка феноменальны.
Другой мальчик по имени Илья славился ужасным поведением. Спустя несколько месяцев занятий в центре ребенок начал вести себя хорошо и делал первые академические успехи.
«Возьмем актерское мастерство: девочка Полина — достаточно сложный ребенок, эмоционально закрытый. Но в сравнении с октябрем прошлого года, разница феноменальная. Дамир в прошлом году не разговаривал, а в этом мы уже проходим с ним речь, потому что он тоже раскрылся через занятия на мастерстве; он познал свои эмоции и теперь у него пошла произвольная деятельность через непроизвольную. Девочка Фатима — раньше она закрывалась ото всех, а теперь сама подходит к людям, начинает с ними коммуникацию, становится ведущей в диалогах. И я могу так про каждого ребенка в центре рассказать — у каждого результат», - рассказывает Наталья.
Сила в единстве
В центре Натальи царит семейная атмосфера. Она часто напоминает про важность и ценность здоровых человеческих отношений. Каждый педагог и родитель понимает своего ребенка и принимает; каждый старается найти такой подход, чтобы ребенок сам, без давления захотел с справиться с поставленной перед ним задачей.
«Ребенок у нас всегда успешен. На все, что он делает неверно мы говорим: «Давай мы с тобой попробуем еще раз». И никогда не говорим, что он делает что-то «неправильно». А если ребенок все сделал верно, то здесь положительные эмоции, радость, овации, то есть закрепление результата эмоционально, потому что эмоциональная память - самая сильная.
Поэтому у нас не задерживаются родители, которые возлагают ответственность за результат ребенка только на нас. Мы говорим с ними сразу, еще в первый месяц: «Мы не сможем дать результат, потому что вы не заинтересованы в нем, и вы не являетесь нашими помощниками — вы не единое целое с нами». Результат будет только в единой связке педагог—ребенок—родитель. Как только разрывается этот треугольник — результата нет. Сила наша состоит именно в единстве специалистов, детей и родителей», - резюмирует основательница центра.