Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Как Николай Никифоров в Иннополисе поднимает сельхозавиацию и создает искусственный интеллект

Как Николай Никифоров в Иннополисе поднимает сельхозавиацию и создает искусственный интеллект
Экс-министр связи России Николай Никифоров после длительного молчания рассказал о деятельности своих компаний в Татарстане, совместном проекте с Ростехом, серийном производстве самолетов МВ-500 и бизнесе супруги.

После отставки с поста министра связи России три года назад Николай Никифоров вернулся в родной Татарстан, правда, не в качестве госслужащего, а бизнесмена. В Иннополисе — главном детище экс-чиновника в республике — он зарегистрировал компанию «Дигинавис», которая занимается сквозными цифровыми технологиями в области искусственного интеллекта, робототехники, электронной коммерции. Подобные разработки — краеугольный камень цифровой экономики.

Большие перспективы бывший министр видит в развитии сельхозавиации. В прошлом году его компания вошла в проект Ростеха по строительству сборочного производства МВ-500 и аэродрома экспериментальной авиации. Сейчас он занимается формированием портфеля заказов, чтобы затем уже выйти на серийное производство так называемых летающих тракторов. Готовятся и беспилотные версии аэроплана.

О планах компании, помощи Иннополису и высказываниях супруги в соцсетях экс-министр связи России рассказал ИА «Татар-информ» в первом публичном интервью после ухода из Правительства.

«Мы находимся на стадии исследований»

«Дигинавис» Николая Никифорова — это холдинговая компания, которая выстраивает управление другими дочерними фирмами, которых сейчас семь. В основном они также располагаются в Иннополисе.

Суть этих разработок бизнесмен не стал раскрывать. Но речь идет о сквозных цифровых технологиях в области искусственного интеллекта, робототехники, интересных цифровых платформ, электронной коммерции. Компании каждый день ведут диалог с партнерами и будущими соинвесторами.

«Мы находим новые проекты, входим в действующие проекты либо создаем какие-то новые команды. Чаще всего в каждой из них менее 10 человек. Среди них достаточно много выпускников Университета Иннополис, которые прорабатывают ту или иную бизнес-идею», — рассказал ИА «Татар-информ» Никифоров.

Типичное время проработки идеи, от ее создания до выхода на рынок, — три года. Сейчас проекты экс-министра как раз находятся на стадии исследований. Никифоров выразил надежду, что уже в этом году он сможет объявить о двух-трех сделках.

Возрождение сельхозавиации и не менее 100 «летающих тракторов» в год

Вместе со структурами Ростеха Никифоров будет строить сборочное производство самолетов для сельхозавиации МВ-500 и аэродром экспериментальной авиации недалеко от Иннополиса. «Дигинавис» бывшего министра вошел соучредителем в компанию «Аэропрактика», которой доверили амбициозный проект.

Казанская фирма МВЕН уже изготовила первые десять самолетов, они прошли летные испытания, получили сертификат типа. Однако для отрасли этого недостаточно. Чтобы перейти к промышленному производству воздушных судов, необходимо сформировать заказ на 100 и более самолетов в год, рассказал Никифоров.

«Строительство завода начнется, когда у нас сложится вся цепочка. Самолеты покупают эксплуатанты. Это организации, у которых есть свои мощности, пилоты и потенциальные контракты на авиахимработы. Их больше всего на юге России», — сказал он.

Спрос на такие самолеты большой. Никифоров ведет переговоры с субъектами России и эксплуатантами, которые могут брать воздушные суда в лизинг.

И на этом планы «Аэропрактики» не заканчиваются. Компания уже рассматривает возможность разработки двухместной версии самолета для летных училищ, а также беспилотной версии.

«Это очень интересная ниша. Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно высокотехнологичное изделие. Самолет композитный и очень дешевый по авиационным меркам. И в нем есть целый ряд высокотехнологических историй, для нас это было интересно, и поэтому мы в эту историю пошли», — поделился бизнесмен.

О судебном споре между МВЕНом и Ростехом: «Другого пути не было»

Конфликт между Ростехом и МВЕНом из-за первой партии самолетов МВ-500 связан больше с юридической трактовкой документации. Стороны должны цивилизованно пройти все стадии в суде, сказал Никифоров.

«Аэропрактика» требует досрочно взыскать с МВЕНа более 20 млн рублей долга по целевому займу, выданному на сертификацию МВ-500. «У нас тоже вызывает тревогу и озабоченность то, что эта история сейчас находится в суде, но там скорее другого пути не было», — отметил он.

ОНПП «Технология» (входит в Ростех) отказалась принимать 10 самолетов казанской фирмы, сославшись на то, что компания сорвала сроки поставок воздушных судов и в одностороннем порядке внесла изменения в конструкцию самолетов. В МВЕНе эти причины называют надуманными и напоминают, что «Ростех» принял и оплатил первый борт.

В Минпромторге РТ заявили об обеспокоенности по этому делу. Если все заявленные требования будут удовлетворены судом, это позволит на законном основании изъять у МВЕНа самолеты безвозмездно вместе с патентами на их изобретение, рассказали ИА «Татар-информ» в ведомстве.

МВ-500 (Т-500) — одноместный самолет сельскохозяйственного назначения, являющийся эволюцией предыдущего проекта компании, самолета «Фермер-2». Характеристики новой модели превосходят предыдущую серию. У Т-500 более мощный двигатель, максимальный взлетный вес Т-500 — 1,5 тыс. кг (предыдущая модель — 1,1 тыс. кг), полезная нагрузка значительно больше, нежели у «Фермера-2». Машина построена целиком из композитных материалов.

В 2017 году к проекту присоединился «Ростех». Предполагалось, что ОНПП «Технология» будет помогать казанской фирме с финансированием, сертификацией и выводом на серийное производство. На выставке МАКС-2017 он был презентован Президенту России Владимиру Путину.

Стороны не откажутся от проекта

МВЕН и Ростех не планируют отказаться от работы в области малой авиации, строительства сборочного производства и развития этой отрасли в стране. «Стране самолеты нужны, малая авиация для авиахимработ», — подчеркнул собеседник ИА «Татар-информ».

«То, что этот самолет получил сертификат типа, — это вообще очень не типичное событие. Спор связан с техническими условиями сертификата. Они просто не могут это разрешить на уровне своего контракта и своих взаимоотношений», — пояснил Николай Никифоров.

Самолет МВ-500 получил сертификат типа от Росавиации в сентябре 2018 года. Татарстанское воздушное судно стало первым в истории современной России сертифицированным самолетом сельскохозяйственного назначения.

Проект завода по сборке МВ-500 планируют подготовить в этом году

Есть возможность, что уже в этом году все элементы для начала строительства завода будут собраны воедино. Пока ведется проектирование предприятия.

«Это тоже достаточно трудоемкая история. Это не просто какие-то сборочные цеха. Это в том числе и вся проектная документация, связанная с тем, что там будет взлетно-посадочная полоса, разные ограничения и прочие моменты», — посетовал Никифоров.

Ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что Ростех готовит документацию для завода по сборке МВ-500 в Иннополисе. В проекте может принять участие казанская фирма «МВЕН», разработавшая самолеты.

В мае прошлого года Президент РТ Рустам Минниханов и глава Ростеха Сергей Чемезов приняли участие в церемонии начала строительства сборочного производства. Завершение строительства запланировано на 2022 год. Объем инвестиций — около 2,5 млрд рублей. Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства, заявлял Сергей Чемезов.

О сельхозавиации: «Мы хотим это сделать цивилизованно, современными российскими самолетами»

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Первая партия из 10 композитных самолетов Т-500 для авиахимработ для сельского хозяйства успешно проходит испытания в Казани. Напомню, что совместное предприятие с @rostec_russia построит новый сборочный завод и аэродром экспериментальной авиации рядом с @innopolis. Далее будут двухместная и беспилотная версия этого самолета. И, конечно же, будут и совсем новые разработки ✌???

Публикация от Nikolay Nikiforov (@nikiforov.n.a)

Авиахимработы в России сегодня находятся в такой стадии, что они практически не проводятся, с сожалением отметил Николай Никифоров. Точнее, они не проводятся официально, потому что в стране совсем не осталось пригодных для этого самолетов. Получается, что самолеты летают вне правового поля.

«Проще говоря, это незаконная эксплуатация этих летательных аппаратов. Кто-то на нее идет в силу того, что без авиахимработ эффективности сельского хозяйства невозможно добиться. Мы хотим это сделать все цивилизованно, нормально современными российскими самолетами, которые имеют соответствующий сертификат типа и могут использоваться уже в промышленных масштабах», — отметил бизнесмен.

Искусственный интеллект в строительстве

У команды Никифорова есть один проект, непосредственно связанный с использованием искусственного интеллекта. Он связан со сферой строительства, поделился предприниматель.

«Мы с помощью искусственного интеллекта решаем ряд задач и претендуем на то, что это повысит эффективность определенных этапов, связанных со строительством зданий. Если нам это удастся сделать, то можно достичь эффективности до 10%. Потенциально это очень большой экономический эффект», — сказал он.

Все зависит от того, насколько компании удастся доказать состоятельность той или иной технологической разработки, добавил экс-чиновник. «Пока мы сосредоточены вот на этих очень приземленных технологических задачах. У нас нет сейчас в проектах задачи захвата зарубежных рынков, маркетинга, продвижения. Мы тихо и спокойно делаем свою внутреннюю исследовательскую работу», — отметил собеседник ИА «Татар-информ»

«Это новая технологическая сущность»

Термин «сквозные технологии» на высоком уровне в России впервые прозвучал из уст Президента РФ Владимира Путина на ПМЭФ-2017. Тогда же в стране обратили особое внимание на развитие цифровой экономики, рассказал Никифоров.

«Суть сквозной технологии в том, что если мы единожды реализуем искусственный интеллект, то потенциально можем эту платформу или ядро искусственного интеллекта применять во всех отраслях, неважно где — в финансах, сельском хозяйстве, образовании, строительстве. И то же самое на самом деле с робототехникой и дополненной реальностью, большими данными», — подчеркнул он.

У «Дигинависа» есть проект, который они начинали в одном направлении, но через год практически на 180 градусов изменили приложение с точки зрения индустрии. Это также пример сквозных технологий.

«Весь потенциал наших компаний заключается в том, смогут ли они создать некоторое новое технологическое ядро. Потому что это зачастую не какой-то сайт в интернете, не какой-то программный продукт. Это новая технологическая сущность. Если она получается, из этого будет дальнейший толк, в том числе и выраженный какими-то бизнес-параметрами», — рассказал Николай Никифоров.

«Развитие Иннополиса»

Вторая компания Никифорова — «Развитие Иннополиса» занимается точечными проектами на территории самого молодого города России. Фирма оказывает поддержку мэрии Иннополиса.

«Это большее скорее спонсорская инициатива, компания, которая вряд ли когда-то будет очень прибыльной», — отметил бывший госслужащий.

Так, компания вошла в капитал кадрового агентства, занимающегося подбором специалистов для резидентов и партнеров ОЭЗ. «Мы скорее поддерживаем некую инфраструктуру города. И подставляем плечо там, где это не может сделать мэрия, особая экономическая зона и университет», — объяснил он.

«Мы принимаем активное участие в благоустройстве, озеленении города. Мы там действительно посадили много каких-то там крупномерных растений. То есть это скорее социальная наша нагрузка с точки зрения развития проекта», — резюмировал Никифоров.

Экс-министр связи не причастен к «Автодории»

В начале 2019 года жена экс-министра связи Светлана Никифорова продала долю в IT-компании «Автодория». Никифоров не смог объяснить решение супруги и подчеркнул, что никогда не имел отношения к проекту.

«Я в курсе лишь того, что эта компания исторически возникла в бизнес-инкубаторе IT-парка, когда он только открывался. Я помню, что они были в числе первых резидентов, и в то время это была действительно некая новая технология», — отметил бизнесмен.

Компания «Автодория» предложила первую в России систему фотофиксации, которая позволяет регистрировать скорость движения транспортных средств.

«У Светланы есть свой взгляд на то, как устроена Вселенная»

Светлана Никифорова инвестировала в целый ряд технологических компаний. Сейчас, насколько известно Никифорову, его супруга не ведет таких бизнесов, уйдя в саморазвитие. Она проводит индивидуальные консультации, семинары, публичные мероприятия.

«Свою супругу я, безусловно, поддерживаю в том, как она эту тему развивает и раскрывает. Тренд весьма популярный, и у нее очень много разных последователей в России и за рубежом», — отметил он.

Недавно в Сети раскритиковали высказывания Никифоровой в Instagram. Она поддержала бывшего руководителя аппарата исполнительного комитета Казани Игоря Сивова, который назвал людей, которые не могут купить дорогую одежду, «неудачниками» и «жертвами».

«Цена моих продуктов позволяет быть в энергиях мощных, сильных и смелых людей. Это мой осознанный выбор и способ отсева нытиков: кому дорого, слишком и т. п. Вам не нужно то, что я дам, вы не поймете. Кто обиделся — отлично!» — написала она.

Экс-министр связи не в курсе об этом скандале, поделился он в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ».

«Мне кажется, что у Светланы есть какой-то свой взгляд на то, как в этом смысле устроена Вселенная и какое место мы в ней занимаем. Дело каждого, как относиться к тем или иным высказываниям. Здесь каждый выбирает себя, кто-то чувствует в этом отклик, является ее подписчиком, участвует в ее семинарах, кто-то не чувствует. Тогда нужно просто отписаться, не читать и не участвовать», — подытожил Николай Никифоров.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев