– Почему именно сейчас решили связать Казань и Минск регулярными рейсами? Это как-то связано с туристическим сезоном?
– Мы к этому рейсу достаточно давно присматривались. Где-то сомневались, где-то что-то не получалось. Есть одна особенность: нас, белорусов, не так много – меньше 10 млн человек. В нашей республике нет такой сильной подвижности населения. Но нас радует то, что растут бизнес-связи между Республикой Беларусь и Татарстаном.
Мы провели большую предварительную работу до открытия рейса по продвижению Татарстана в нашу республику, также мы пробуем Беларусь продвигать в Татарстане. Это для туристов. Как не странно разговариваем на одном языке, вроде бы так близки, но так мало знаем друг о друге.
Я сам в первый раз в Казани и не могу сказать, что много знаю о вашем регионе. Конечно, есть какие-то общие знания о Татарстане, но их недостаточно. Мне очень понравился ваш город, признаться – я удивлен. Также и среднестатистическому жителю Беларуси не очень много известно о Татарстане. Безусловно, нужно продвигать РТ в Беларусь и наоборот.
У нас сейчас гораздо теплее – к нам можно приехать погреться!
Мы специально начали с майских праздников, чтобы был толчок для развития полетов. Кроме того, новый маршрут актуален в преддверии чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут в Казани. Есть группа болельщиков, которую наша авиакомпания привезет в Казань из Западной Европы. Я думаю, за летнее время мы сможем этот рейс поддержать и сделать стабильным. Не в правилах «Белавиа» отменять рейсы, даже если не будет загруженности. Я считаю, что столица Татарстана имеет огромный потенциал для авиакомпании. Я надеюсь, что через год мы встретимся, и рейсов к этому времени будет больше, доведем их до ежедневных, как минимум.
Такая практика у нас есть. Мы осуществляем из Минска в Москву 9 ежедневных рейсов, в Санкт-Петербург – 5, в Калининград – 2. Я думаю, что Казань имеет точно такой же потенциал, не меньше. Поэтому будем работать дальше, привлекать новых пассажиров, туристов. Именно с этой целью мы привезли в столицу Татарстана группу журналистов из Беларуси, которые будут работать над тем, чтобы продвигать Татарстан у нас в республике. Также приехал и руководитель республиканского союза туриндустрии Беларуси, который проводит различные встречи с представителями туриндустрии РТ и бизнеса. Нам бы еще чуть-чуть добавить знаний друг о друге, и станет совершенно нормальным явлением путешествовать друг к другу, слетать на выходные.
– Каковы ваши ожидания от наполняемости рейсов?
– Признаюсь, сегодня недостаточно много прямых пассажиров, которые летают между Беларусью и Татарстаном. Надо работать над тем, чтобы этот поток увеличивать. Бизнес-связи у нас неплохие: большое количество белорусских компаний работают здесь и наоборот. Бизнес трогать не надо, он, как вода, найдет, куда течь. Нам надо, безусловно, поработать в сфере туризма.
Чтобы этот рейс состоялся, мы провели большую работу по добавлению к прямым пассажирам транзитных пассажиров. Именно это дало нам возможность сегодня открыть этот рейс. Маршрут Минск – Казань – Минск будет удобен для выполнения транзитных перелетов между Европой, Россией и странами Центральной Азии. Таким образом, прямой рейс из Казани в Минск открывает для пассажиров казанского аэропорта новые возможности для путешествий.
Уже состоялись первые рейсы, и меня очень радует количество транзитных пассажиров и направлений, куда они летают. На первых двух рейсах через Минск были пассажиры, которые путешествуют или из Казани через Минск куда-то дальше, или откуда-то через Минск в Казань. Это такие направления, как Варшава, Одесса, Калининград, Киев, Харков, Париж, Стамбул, Франкфурт, Амстердам, Львов, Рим, Барселона, Вена, Стокгольм и другие.
Есть среди первых пассажиров и те, кто путешествует по России – мне встретились те, кто из Казани через Минск летели в Санкт-Петербург и Калининград. Благодаря чему мы и строим в Минске уже на протяжении 5-7 лет региональный хаб. И нужно признать – это у нас получается неплохо. Перевозки «Белавиа» и национального аэропорта Минска в среднем примерно на 15 – 20 процентов растут на протяжении последних лет. Это как раз за счет транзитных пассажиров. Это наша цель, и ей мы уделяем особое внимание.
– Почему они выбирают именно вашу авиакомпанию?
– Во-первых, это удобная стыковка, а во-вторых, ценовая политика. Мы пытаемся привлечь таких пассажиров за счет удобства стыковки. Мы предлагаем наши услуги в Западной Европе, на Кавказе, в Казахстане, а теперь и в Казани. Я думаю, наше присутствие на этом рынке местным жителям понравится.
– Расскажите немного о рейсах: какова их периодичность, время вылета и прилета и стоимость билетов.
– Полеты будут осуществляться на регулярной основе 4 раза в неделю. Это необходимый минимум для создания стыковочной базы. Вылет из Минска в 23.50 по вторникам, четвергам, пятницам и воскресеньям и прибытием в Международный аэропорт «Казань» на следующий день в 02.10. Обратный рейс из столицы Татарстана планируется осуществлять с вылетом в 3.40 по понедельникам, средам, пятницам и субботам с прилетом в национальный аэропорт «Минск» в 6.00. (время для всех аэропортов указано местное – прим. Т.и).
Время обусловлено созданием транзитных возможностей для пассажиров: чтобы из Казани утром можно было прилететь в Минск, оттуда утром вылететь в Европу, чтобы начинать свою поездку не с вечера, а с самого утра. Пока наши предположения оправдываются.
Время в пути составит около 2 часов 20 минут.
– Какова стоимость билетов?
– Для прямых пассажиров цена сейчас может показаться не очень низкой. Стоимость авиабилетов в одну сторону составит от 106 евро, включая таксы и сборы, и от 199 евро – туда-обратно. Нельзя говорить, что стоимость билетов не будет меняться. Все зависит от рынка, от конъюнктуры, от наших затрат. Если мы сможем увеличить количество рейсов, пассажиров, использовать самолеты большей вместимости, то стоимость билетов, безусловно, будет падать. Кроме того, авиакомпания активно проводит различные акции, и Казань будет в списке городов, которая сможет принимать участие в этих акциях. То, что транзитные пассажиры уже воспользовались наши услугами, говорит о том, что у нас неплохие цены в Европу. Сейчас для нас главное – поработать, чтобы нас узнали на этом рынке, завоевать своего клиента.
– На каких лайнерах будут осуществляться рейсы? Какова их вместимость?
– «Белавиа» на сегодняшний день эксплуатирует только западные самолеты. Авиакомпании обладает современным парком воздушных судов. В настоящий момент воздушный флот «Белавиа» использует: Boeing 737-800; Boeing 737-500; Boeing 737-300; CRJ-100/200 LR; Embraer 195; Embraer 175.
Полеты в Казань планируется осуществлять на комфортабельном авиалайнере Embraer 175 пассажировместимостью 76 мест. Я думаю, этот самолет очень понравится, особенно бизнесменам, для которых созданы комфортабельные условия. Таких мест в самолете – 12, в эконом-классе – соответственно 64. Пока это базовый самолет для линии Минск – Казань. Все зависит от загрузки, будет загрузка больше М самолет будет меняться.
Авиакомпанией принята концепция модернизации флота. На днях наш парк пополнился новым самолетом Embraer-175. В мае и июне планируем получить еще два Embraer 195. В течение 2019-2020 годов мы приобретем еще пять самолетов. Одновременно с этим в стадии подготовки контракт на поставку «Боингов» нового поколения. До 2021 года мы полностью обновляем парк авиакомпании. Средний возраст самолетов будет 6-7 лет. Это один из современных и новых флотов в Европе. Это не самоцель, прежде всего, это эффективность авиакомпании, возможность снижения цен на билеты.
«Белавиа» осуществляет порядка 50 регулярных маршрутов из Минска, все они международные. Это Западная Европа, Европа, Кавказ, Ближний восток, страны СНГ. Россия – наш стратегический партнер. После всех кризисов мы стараемся расширять маршруты. Как много летали из Минска в Россию в советское время! Диву даешься, когда смотришь на расписание полетов 1991 года! Сейчас нас связывает не так много маршрутов. Надо работать и восстанавливать сеть маршрутов, которые были ранее.
– Вы довольны загруженностью первых рейсов?
– Загруженность первого рейса была не очень большая – почти 50 процентов. Это неплохо. На второй рейс Казань-Минск продано 68 билетов из 76.
– Если продолжить тему туризма, будет ли вестись работа с туроператорами по формированию туристических пакетов, как с татарстанской стороны, так и со стороны Беларуси?
– Конечно, скажу больше – такие пакеты уже сформированы.
– С окончанием туристического сезона рейсы не прекратятся? Или их не станет меньше зимой?
– Нет, ни в коем случае. Политика авиакомпании такова, что мы очень редко открываем сезонные рейсы. Мы открываем круглогодичные рейсы, и рейсы в Казань сделать только летним никому в голову не приходило. Я надеюсь, неплохой бизнес-поток и транзитный поток нам помогут.
– Если я не ошибаюсь, обсуждался вопрос, что рейсы Минск-Казань-Минск будут выполнять российский авиаперевозчик?
– Такие переговоры велись. К нам приезжали представители «ЮВТ Аэр». Они думали, сомневались... В итоге мы начали выполнять полеты. Если они захотят, есть все возможности, чтобы добавить частоты и в кооперации с нами выполнять рейсы.
Нет комментариев-