Камерный балет «Пантера» работает в области современного танца и синтезирует в своих выступлениях гимнастические и пластические элементы. Выступление камерного балета состояло из фрагментов, взятых из двух спектаклей — «Хранители» художественного руководителя и балетмейстера камерного балета «Пантера» Наиля Ибрагимова и «Арена» французского хореографа и перформера Дени Плассара. Оба спектакля входят в международный проект Terradance, который включает в себя несколько перформансов казанского камерного балета «Пантера», мастер-классы Дени Плассара и лекции о театральной критике для журналистов.
«Розовые очки» для наблюдателя, или Как мы смотрим на мир сквозь призму современности
Первым был отрывок из спектакля «Хранители», в котором участвовала лишь одна танцовщица — артистка камерного балета «Пантера» Надежда Ермолаева. В синем платье и с призмой в руках, которая состояла из рамки и зеленого стекла, изображала наблюдателя.
«Призма — это мое мироощущение, аналогия с розовыми очками. Через нее я вижу мир по-иному и существую в пространстве перформанса только благодаря этой рамке», — говорит Надежда Ермолаева.
Атмосфера галереи очень подпитывает хореографию и наоборот, ведь два искусства — и изобразительное, и пластическое — тесно связаны.
«Мой предмет очень схож с картинами, и поэтому я как нельзя лучше вписалась в выставочное пространство», — говорит танцовщица.
Каждый из нас что-то хранит — ценности, традиции, привычки. «Хранители» — постановка о там, что человек нужно избавляться от привязанностей, чтобы расти и переходить на другой уровень в своей жизни.. В спектакле участвуют около 12 человек, и каждый олицетворяет свою привязанность к какой-либо вещи. Например, Надежда привязана к рамке с зеленой призмой.
«Скорость времени очень высока, и нам нужно срочно меняться, расставаться с привязками, чтобы развиваться и двигаться», — заявил Наиль Ибрагимов.
Современное искусство самобытного художника из Казани
Владимир Гурьянов — живописец и член Творческого союза художников России. В его творчестве слились направления конца XIX — начала ХХ века, от импрессионизма до авангарда, родившие своеобразный «гурьяновский» стиль. Выставка Гурьянова для перформанса была выбрана не случайно. В его творчестве, как и в отрывках танцевальных спектаклей, идет исследование диалога с жизнью и людьми. Также произведения Гурьянова можно смело отнести к современному искусству, как и хореографические постановки Наиля Ибрагимова и Дени Плассара.
Гурьянов выбрал интересный инструмент для своего художества — это цвет. Потому что цвет непредсказуем, бесконечен. Например, в академическом рисунке видна четкость и реалистичность изображения, зритель может распознать в художнике мастера, глядя на его работы.
«В цвете все немного по-другому, там нет этих ограничений», — говорит сотрудник музея Ирина Нейдерова.
В своем творчестве Гурьянов проживает на сознательном уровне все то, что произошло с ним и его семьей на протяжении всей сознательной жизни художника. Наиль Ибрагимов подобно Гурьянову передает с помощью хореографии потери, которые он пережил в течение жизни.
«Одна из значимых потерь — когда мой дом сгорел дотла. Как принять потери и как через них пройти, я переосмыслил и вложил в спектакль», — сказал Наиль Ибрагимов.
Картины Владимира Гурьянова содержат в себе свободу, очищенность от деталей, чувств, сомнений и мыслей. Но, несмотря на это, в его работах всегда есть человечность, потому что примерную композицию в картине можно понять. Например, увидеть интерьер или человеческую фигуру, возможно абстрактную, но понятную.
Современное искусство входит в разные смежные сферы жизни и объединяет их, и художники различных направлений пытаются найти взаимосвязь с обычной жизнью и человеком. Каждый мог задуматься и попытаться проанализировать. В современном искусстве художник делает зрителя соучастником своего творческого процесса. То же самое происходит и в современной хореографии.
«Наиль Ибрагимов придумал проект, который бы объединял разные взгляды хореографических художников на одну широкую философскую тему», — говорит директор камерного балета «Пантера» Елена Беляева.
Чувственные отношения влюбленной пары в танце
Фрагмент второго спектакля «Арена» французского хореографа Дени Плассарда апеллирует к пространству. Дуэт парня и девушки с помощью хореографии изображает на сцене взаимоотношения влюбленной пары.
Суть спектакля «Арена» в том, что танцоры внутри круга дуэтами проигрывают, реализуют и переживают различные ситуации, которые будут понятны обычному человеку, — это, например, хитрость, насмешливость, неистовство и другие. Спектакль вызывает много ассоциаций с реальной жизнью и отношениями двух людей. Здесь пересекаются два вида искусства. В живописи есть мощные обобщения — древо жизни, дом, человеческий характер. Также в спектакле «Арена» берут такие ситуации и обобщенными формами возвращают нас к нашей реальности, тем самым показывая суть современного искусства, когда зритель становиться соучастником.
«Весь мир есть картина, то, во что мы одеваемся, видим в смартфоне и вокруг себя, природа помогает нам создать образ. С движением то же самое, мы не задумываемся, что движения говорят о нас больше, чем исповедь. Какая у нас мимика — говорит о том, как мы себя чувствуем, какие у нас проблемы и состояние. С помощью искусства мы можем это для себя явить и задуматься над этим», — говорит Елена Беляева.
Танцоры как языки пламени или кармические проводники
В третьем выступлении, которое представляет часть спектакля Наиля Ибрагимова «Хранители», принимают участие уже несколько танцовщиков камерного балета «Пантера». Восемь участников отрывка одеты в рубашки красного цвета и олицетворяют для кого-то языки пламени, а кому-то могут показаться кармическими проводниками в мир искусства. Все зависит от наблюдателя.
«Зритель сам вкладывает свои ощущения — философские или любовные», — говорит директор камерного балета «Пантера».
«Произвело глубокое впечатление и откликнулось с личными переживаниями», — говорит зритель.
Как соединяется живопись и хореография
Визуальное искусство и мотивы ощущений наблюдаются как в живописи, так и в хореографии. Например, в картине присутствует много движения. Порой они движутся в пространстве и существуют дальше своей рамки. Любое искусство есть суть энергия, частью которой является и человек.
«Картины зритель видит в цвете, и порой бывают такие ощущения от восприятия спектакля. Он представляется как некий цветовой поток», — говорит Наиль Ибрагимов.
Проекты Наиля Ибрагимова и Дени Плассара при участии камерного балета «Пантера» можно будет увидеть в Малом зале театра им. Г. Камала 25 марта.
Нет комментариев-