Территория с богатым прошлым и обрисовавшимся будущим
Архитекторы, крупные игроки строительного рынка, представители Минстроя Татарстана и мэр Казани Ильсур Метшин собрались в исполкоме, чтобы «посоветоваться, обменяться мнениями и вместе помечтать». О том, какой будет территория в районе речного порта, а именно две береговые косы и набережная между ними.
До революции здесь были заливные луга, соседствующие с рабочими кварталами Ново-Татарской слободы. Во время Великой Отечественной войны вдоль береговой линии размещались заводы. С советских времен территория использовалась для складов, гаражей, подсобных помещений и отстойников для грузовых судов.
Сейчас здесь находится портовый элеватор, продолжают функционировать два бетонных завода. Некоторые помещения сдаются в аренду, но ряд предприятий не работает. Еще осенью прошлого года Президент Татарстана Рустам Минниханов дал архитекторам задачу — подумать, как превратить промзону на берегу Волги в место отдыха горожан и знаковую точку для туристов.
Трансформацию индустриальных зон в точки роста заложили в Генплан Казани, который приняли зимой этого года. Плюс на федеральном уровне утвердили новый закон о комплексном освоении территорий, который позволяет по инициативе муниципалитетов заниматься реновацией депрессивных промзон. Все это стало толчком для создания концепции комплексного благоустройства территории возле речного порта, которую сегодня презентовали Метшину, архитекторам и застройщикам.
«Буду откровенным: эта мечта жила глубоко в сердце, но я не думал, что будучи мэром мне посчастливится начать эту большую созидательную работу. Речь идет о городской территории на берегу Волги, в районе речного порта, улица Портовая», — сказал Метшин.
Длинная набережная, кафе в старых кораблях и обновленное здание портового элеватора
Что ждет промзону в будущем, собравшимся рассказала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Первое — 9-километровая набережная шириной в 20 метров, вдоль которой оставят старые башенные краны и корабли. В них предлагается открыть музеи или кафе. Две береговые косы соединят пешеходным смотровым мостом.
Второе — здание портового элеватора убирать не будут, а сделают визитной карточкой территории.
«Кто беспокоится, что элеватор могут снести или с ним что-то случится, — ничего подобного. Это объект, который фиксирует это место, который напоминает о его промышленном прошлом. Но технически это очень сложный объект, большая работа должна провестись с собственником. Вопрос сложный, но мы бы предложили разместить на этом месте образовательный центр, студенческие городки, чтобы оно стало местом студенческой жизни», — рассказала главный архитектор Казани.
Среди других знаковых объектов, которые хотят здесь разместить, — конгресс-холл, Центр урбанистики и мусульманский культурный и финансовый центр. Последний хотят соединить туристическими маршрутами с историческим пространством Старо-Татарской слободы и выходом к Волге.
Третье — отдыхающие смогут пройтись возле так называемой марины, не уезжая на моря. Здесь создадут причал для маломерных судов, включая парусники и катера.
Четвертое — на берегу Волги активно будет вестись жилая застройка — порядка 1 млн кв. метров, а новоселы смогут водить детей в две новые школы на 2 тыс. мест и детсады. По проекту построят почти 5 км новых дорог, а еще отремонтируют около 9 км существующих.
Когда казанцы получат благоустроенную территорию — вопрос открытый
Мечта превратить промзону у речного порта в точку притяжения горожан возникла давно, но к реализации никак не могли подступиться. Дело в том, что сейчас на этой территории почти в 250 га располагаются объекты, которые принадлежат 146 собственникам. Большинство из них выступают арендаторами.
«По поводу сроков, денег — это очень сложный вопрос. Там гигантское количество собственников. В первую очередь нужно разработать концепцию, чтобы все собственники понимали, в какую сторону двигаться, и захотели двигаться в эту сторону», — сказала главный архитектор Казани.
На вопрос корреспондента «Татар-информ», сколько планируется вести переговоры с собственниками земельных участков, Тухватуллина ответила лишь: «Это человеческий фактор».
Мэр Казани Ильсур Метшин поручил создать рабочий штаб по благоустройству этой территории, который он и возглавит. Обсуждать концепцию планируют еженедельно как с представителями профессионального сообщества, так и с собственниками.
«Вопросов и споров будет много, но это позволит нам найти самые лучшие решения, — сказал Метшин. — Любую, даже самую сложную дорогу начинают с первого шага — и мы этот шаг сделали».
Главным архитектором проекта стала Татьяна Прокофьева
Прокофьева, оставившая год назад пост главного архитектора Казани, возьмется за этот проект по предложению мэрии. Напомним, что под ее руководством в городе появился Центр семьи «Казан», был сформирован архитектурный облик правого берега Казанки.
«Для такой большой созидательной работы нам нужен профессионал, который будет говорить и с архитекторами, и со строителями, и с инвесторами, и с внешним миром на одном языке. Мы посоветовались с министерством и архитектурным сообществом и приняли решение. Я хочу с радостью сообщить, что главным архитектором этого проекта будет Татьяна Георгиевна Прокофьева, которую вы все хорошо знаете», — сказал Ильсур Метшин.
Прокофьева вспомнила в разговоре с журналистами, что еще в 2007 году видела перспективы у территории возле Портовой улицы. Тогда она работала советником мэра Казани и участвовала в международном воркшопе, посвященном зоне возле речпорта.
«Думать об этой территории я начала даже не будучи главным архитектором Казани. В одном из первых моих интервью, как сейчас помню, я говорила, что новый центр города находится там», — сказала главный архитектор проекта.
Прокофьева назвала эту территорию одной из самых перспективных и сложных в Казани, но «ничего неподъемного и нерешаемого в жизни в принципе нет».
Нет комментариев-