Как развить лидерские способности, обрести новых друзей, разработать проект, открыть бизнес или стать управленцем, когда ты еще совсем молод? Все это сделали участники проекта «Кадровый резерв» из Татарстана. За десять лет реализации программы в ней приняли участие более 12,5 тыс молодых людей. Обучение прошли около 2,1 тыс человек, более 200 «резервистов» были приглашены на работу в органы государственной и муниципальной власти, более 260 участников и финалистов трудоустроились на предприятия промышленного и коммерческого секторов. Своим опытом с читателями агентства поделились руководитель республиканской программы в сфере профилактики терроризма и экстремизма «Мы – это мир!» Никита Баталов и основатели маркетингового агентства Mascot Регина Ахметова и Алина Асхадуллина из Казани.
Никита, добрый день! Расскажите о себе, где вы учились, как попали в «Кадровый резерв», что вам это дало?
Н. Б.: Про «Кадровый резерв» я узнал давно, в 2016 году подал заявку, а в 2017-м меня пригласили к участию. Это был восьмой сезон, сейчас закончился 11-й. Про проект узнал еще в 2013 году во время Универсиады, на которой я был волонтером. В то время финалисты «Кадрового резерва» выполняли функции тин-лидеров на объектах Универсиады. Я познакомился с лидерами проекта, и они мне рассказали про эту площадку. Я для себя принял решение, что когда будет возможность, обязательно попаду на «Кадровый резерв». Все говорили, что это сделать достаточно сложно, но я себе поставил цель сделать это на первом или втором курсе. Во время учебы на втором курсе в КНИТУ (КХТИ) я попал на проект. Сейчас учусь на пятом курсе.
Какие требования к участникам?
Н. Б.: Я думаю, что у участников в первую очередь должно быть огромное желание развиваться и, возможно, видеть свое дальнейшее будущее и соотносить его с молодежной политикой, развитием госструктуры, государственной машины. Однако сейчас потихонечку «Кадровый резерв», на мой взгляд, отходит от идеи, что его участники – это будущие чиновники. Это даже хорошо, потому что ребята приходят с каждым годом всё более разные. В этом году меня приглашали в экспертную комиссию по отбору заявок, обычно туда приглашают около 1100 человек. Когда я оказался по ту сторону проекта, не в качестве участника, а в роли эксперта, передо мной встала задача понять, для чего нужен «Кадровый резерв». К нам приходили ребята, и мы понимали, что им нужно идти, например, в предпринимательство или в политику. В республике существует достаточно много площадок по личностному и карьерному развитию. Мы пытались некоторых ребят направить на альтернативные площадки.
«Кадровый резерв» реализуется в республике с 2009 года и помог многим молодым людям в достижении успеха. Расскажите о вашем участии в проекте.
Н. Б.: Вообще, если говорить про «Кадровый резерв» как площадку, то это годовое событие. Участник сначала заполняет заявку, после этого его приглашают на собеседование, потом на первый очный этап, который я проходил в молодежном центре «Волга» в Боровом Матюшине. На протяжении нескольких дней совместно с тренерами мы работали над собой, над личностными качествами, к нам приезжали разные гости: Роман Шайхутдинов, занимавший в то время пост министра связи РТ, заместитель руководителя Аппарата Президента РТ – руководитель Департамента по вопросам внутренней политики Александр Терентьев, депутат Госдумы РФ Марат Бариев и многие другие.
Это первый этап, заочный. На нем участникам дают домашнее задание, которое он должен на протяжении полутора месяцев выполнить. Если справился, допускают дальше. В наше время участникам было необходимо провести мероприятия на территории учебных учреждений. Это были три мероприятия на заданные темы с охватом не менее 150 человек. Нужно было создать сценарий, согласовать с дирекцией и провести мероприятие: найти площадку и договориться с представителями учреждения. Когда ты этим занимаешься, развиваются левое и правое полушария мозга, и ты начинаешь понимать, думать и осознавать, как всё это работает. В этом году для участников определенные задания выкладываются в «личный кабинет».
После выполнения домашнего задания начинается следующий этап. Это уже работа в команде. На заочном этапе нужно было провести акцию, что намного сложнее. Во-первых, это командная работа, а во-вторых, она сопряжена с большим охватом людей, участием региональных СМИ. Стояла определенная планка, которую нужно было выполнять. По итогам прохождения второго этапа нас приглашали на третий. Он был посвящен проектам менеджмента и проходил в «Байтике». Нас учили писать проекты, рассказывали о том, что это такое. На данном этапе у людей меняется мировоззрение. Многие ребята думают, что проект – это что-то мегакрутое или наоборот, думают, что их идея уникальна. А во время анализа ты вдруг узнаешь, что твоя идея не уникальная, оказывается, такое уже есть. После этого этапа начинались форумные кампании, участники пытались получить гранты для реализации собственных проектов. Проекты на протяжении третьего очного этапа дорабатывались, проходило несколько защит с экспертами. После этого всех ждали финал и награждение, после чего выпускник становился кадровиком. Таким образом, завершается годовой цикл программы.
Вы – руководитель республиканской программы в сфере профилактики терроризма и экстремизма. Расскажите, пожалуйста, об этой программе.
Н. Б.: Республиканская молодежная программа «Мы – это мир» – это программа, состоящая из целого цикла проектов. Все они реализуются Министерством по делам молодежи РТ, Академией творческой молодежи РТ и аппаратом Антитеррористической комиссии РТ в рамках государственной подпрограммы профилактики терроризма и экстремизма в РТ на 2014–2022 годы. Это государственная программа, в рамках которой предусмотрены некоторые пункты по работе с молодежью. Этой программе уже более десяти лет, на протяжении которых она менялась. На данный момент это девять ежегодных проектов: социальный опрос среди иностранных студентов для определения уровня их адаптации, различные площадки, такие как медиаконкурс, где ребята создают свои творческие работы. Работа предполагает создание условий для мирного сосуществования людей разных национальностей, проживающих на территории Татарстана. Одно из самых брендовых мероприятий – конкурс на должность молодежного помощника руководителя аппарата Антитеррористической комиссии. Он, кстати, уже запущен, заявочная кампания продлится до 30 марта. Финалисты конкурса становятся, во-первых, помощниками руководителя аппарата Антитеррористической комиссии РТ, а во-вторых – начиная с прошлого года большинство трудоустраивается в различные профильные организации.
У нас прошлом году практически все ребята прошли стажировку в Аппарате Президента РТ, в Антитеррористической комиссии. Некоторые были устроены в другие организации, которые связаны с профилактикой. Другие участники выиграли гранты и, получив поддержку, смогли реализовать свои собственные идеи, с которыми они приходили на конкурс. Это целый цикл квест-игр в детских лагерях, которые посвящены тому, чтобы научить детей и молодых людей в возрасте от девяти до 16 лет бесконфликтному взаимодействию. В детстве слабо развито критическое мышление, многое зависит от мнения других людей, телевизора и YouTube. Дети иногда ошибаются, делают неправильный выбор. Помимо этого проводится цикл круглых столов на тему профилактики экстремизма и терроризма ежегодно в учебных учреждениях. Сейчас этот цикл тоже запущен. Мы ежегодно в рамках этого проекта охватываем более 30 учебных заведений, проводим акции, приуроченные ко Дню мира и согласия 21 сентября. Они меняют свой формат: до 2018 года включительно это был большой праздник – семейный концерт в Горкинско-Ометьевском лесу. С 2019 года это просто цикл акций, которые проводятся на территориях муниципальных районов и городских округов. В прошлом году мы провели более 11 акций. Это были как очные, так и заочные мероприятия в интернете с охватом 7 тыс человек.
Также провели молодежный форум «Мы – одна страна, мы – один народ» на территории молодежного центра «Волга». С 2018 года он проходит в формате медиафорума. В 2019 году это был медиафорум «Конструктив» – трехдневная выездная площадка, в рамках которой участников учили генерировать контент для дальнейшего распространения в сети Интернет. Мы собрали ребят, провели несколько сессий по психологии, затем участники разбились на группы по интересам. После этого ребята были задействованы в проекте «Школа молодых специалистов по изучению рисков в сети интернет». Это была длительная образовательная программа, в этом году она будет интегрирована в конкурс на должность молодежных помощников. В рамках «Школы молодых специалистов» ребята с кураторами занимались по тем направлениям, которые сами для себя выбрали.
Что изменилось в вашей жизни после «Кадрового резерва»?
Н. Б.: Почему я туда очень хотел попасть? Потому что я видел ребят, которые оттуда вышли, и мне нравилось участие в молодежных проектах. Я смотрел на ребят, смотрел, что они делают в Академии творческой молодежи, и понимал, что хочу быть с ними. По итогам прохождения «Кадрового резерва» мне предложили работу в Академии творческой молодежи. Считаю, что для меня это был самый важный итог. Я там уже третий год – с 2017 года. Я еще не успел закончить «Кадровый резерв», а мне уже предложили работать в Академии творческой молодежи, вести программу по профилактике коррупции. Я ей занимался до 2019 года. Сейчас занимаюсь профилактикой экстремизма.
Рекомендовали бы вы другим молодым людям из Татарстана участвовать в «Кадровом резерве»?
Н. Б.: Считаю, что это классная образовательная площадка, на которой можно испытать себя и доказать, чего ты стоишь, что ты не хуже других и можешь многого добиться. Это прекрасная возможность для того, чтобы обрести единомышленников в разных сферах. Выпускники «Кадрового резерва» – абсолютно разные люди разных статусов, среди них есть чиновники, представители бизнеса. «Кадровый резерв» открывает закрытые двери, это прекрасный старт в общественной деятельности. Это тот проект, который расширяет твое сознание, переворачивает мировоззрение и является стимулом для личностного роста.
Теперь давайте пообщаемся с основательницами маркетингового агентства Mascot. Алина, когда вы участвовали в «Кадровом резерве» и какой проект представляли?
А. А.: В 2014 и 2015 годах я участвовала в «Кадровом резерве», в то время училась в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ на бакалавриате. Я представляла университетский проект «Асылташ». Это виртуальный 3D-тур по утраченным объектам культурного наследия. До меня этим проектом занимались другие студенты, а его возобновила и доработала. В процессе работы были созданы реновации нескольких объектов. Среди них – Галеевская мечеть Казани, расположенная по улице Тукая, а также три здания деревни Маскара Кукморского района – дом купца Г. Утямышева, Первая соборная мечеть (1791 год) и Вторая соборная мечеть (1872 год), здание в селе Большой Менгер Атнинского района – дом крупного землевладельца В. Бакирова. «Кадровый резерв» стал для меня своеобразным толчком, после которого у меня начались поездки по федеральным форумам. В 2015 году я участвовала в международном форуме ПФО «iВолга», который проходил в Самаре. Там я выиграла грант в размере 100 тыс. рублей на реализацию данного проекта.
В том же году я поехала на федеральный форум «Таврида», защищала этот проект и там выиграла еще один грант в размере 100 тыс. на его реализацию. Таким образом, сразу на двух форумах я получила два гранта. После этого был разработан 3D-тур по объектам культурного наследия. Один из объектов, входящих в 3D-тур, уже был восстановлен. Это памятник деревянного зодчества ХIХ века – дом общественного деятеля и купца Б. Муллина в Старо-Татарской слободе Казани.
Вы полностью реализовали этот проект?
А. А.: Мы его сделали в рамках сметы, прописанной для грантов. Кроме того, была организована выставка в университете. Мы планировали, что этот 3D-тур превратиться в мобильное приложение. Что из себя представляет наш 3D-тур? Допустим, объект культурного наследия уже не существует, он разрушен или полуразрушен. К тому же он может находиться в удаленной точке Татарстана. Для туристов, которые приезжают в Казань, очень сложно добраться, например, в Бугульму, чтобы посмотреть какой-то культурный объект. Поэтому создавался 3D-тур, чтобы люди виртуально могли оказаться в интересующем их помещении. Это как некая игра: человек может виртуально зайти в комнату, посмотреть ее, подняться выше, обойти все здание. Всё это восстанавливалось исходя от архивных данных. Для этого полностью прорабатывались все детали здания, вплоть до плитки. Основываясь на этих данных в источниках, мы виртуально восстановили объекты.
Что дало вам участие в «Кадровом резерве»?
А. А.: Много знакомств и, самое главное, знакомство с общественной деятельностью. После этого я работала волонтером на разных мероприятиях, помогала реализовывать другим свои проекты, разрабатывала логотипы. Я дизайнер, и благодаря новым знакомствам у меня появилось множество заказов. С 2015 года я активно сотрудничала с Академией творческой молодежи, в числе реализованных мною проектов был республиканский молодежный форум. Для форума сделала ребрендинг, разработала новый логотип, оформляла мероприятия самого «Кадрового резерва», разрабатывала форму республиканских делегаций для участия в форуме «Иволга» и движении WorldSkills на начальных этапах.
Алина, вы работаете в маркетинговом агентстве вместе с Региной. Как вы познакомились?
А. А.: В 2015 году Регина работала в Академии творческой молодежи, там мы и познакомилась. Мы в тандеме начали работать над проектами, которые я перечислила. Она тогда являлась сотрудником Академии творческой молодежи и занималась общественными коммуникациями. Агентство маркетинговых коммуникаций «Маскот» мы открыли в конце 2018 года. Мascotte в переводе с французского означает «Талисман».
Чем занимается ваше агентство?
А. А.: Сейчас мы полностью разрабатываем различные мероприятия. В 2019 году провели выборы в Молодежный парламент, начиная с оформления – разработки логотипа, оформления отборочного этапа и вплоть до распространения информации, ведения соцсетей и привлечения участников. Наше агентство полностью закрывает маркетинговый, рекламный блок и блок дизайна. В этом году мы работаем над новым проектом Deadline. Это задание Министерства молодежи РТ. Также работаем с Министерством спорта РТ по серии забегов Timerman. Одно из крупных мероприятий нашим участием – «Казанский марафон». На данный момент мы работаем над десятым республиканским молодежным форумом «Наш Татарстан».
Теперь давайте пообщаемся с Региной. Регина, скажите, пожалуйста, в каком году вы попали в «Кадровый резерв»?
Р. А.: Я участвовала в «Кадровом резерве» в 2013 году, когда училась на втором курсе Института управления, экономики и финансов КФУ на экономиста. Сначала прошла республиканский конкурс «Вверх», и председатель студсовета порекомендовал туда пойти. Мне посоветовали пройти «Кадровый резерв», чтобы получить необходимые компетенции. Я презентовала проект по финансовой грамотности населения. Так получилось, что финалистам конкурса «Вверх» тогда давали путевку в «Кадровый резерв» без участия в собеседовании.
Регина, как развивалась ваша профессиональная деятельность?
Р. А.: В рамках реализации деятельности в «Кадровом резерве» начала работать SMM-щицей. На проекте я поняла, что мне нравится работать с информацией и социальными сетями. По окончании проекта стала работать в команде организаторов «Кадрового резерва». Два года проработала в этой команде, сотрудничала со СМИ, вела социальные сети.
Какую роль сыграл «Кадровый резерв» в вашей жизни?
Р. А.: Это ключевой проект в моей студенческой и юношеской жизни. Дело в то, что я приехала в Казань из Ульяновска и на тот момент мой круг общения не был широк. Благодаря «Кадровому резерву» я познакомилась с ребятами, с которыми мы до сих пор работаем и общаемся. Очень здорово, что в этот проект идут люди, заинтересованные не только в своем личном развитии, но и в развитии города, республики. Это люди, которые хотят сделать в этой жизни что-то полезное. Мне очень нравится, что мое окружение – те люди, с кем работаю, общаюсь и веду проекты, – именно такое.
Хочу отметить, что в 2013 году большую часть программы вела тренер личностного развития Анна Фельдман. Многое в рамках ее программы было построено на познании себя, правил коммуникации в команде, балансе личных целей именно в тех областях, которые наиболее интересны для дальнейшего развития. Тогда я поняла, чем бы хотела заниматься в дальнейшем. Считаю, что проект сыграл важную роль в рамках моего профессионального развития.
Нет комментариев-