В 2018 году, как сообщил в интервью ИА «Татар-информ» директор Татарской государственной филармонии имени Тукая Кадим Нуруллин, планируется провести четвертый, завершающий преобразования и обновления здания этап — реконструкцию. Учреждение культуры продвигает проект с переносом существующего парадного входа в прилегающий парк.
Напомним, частично ремонтные и реставрационные работы здесь уже проводились в течение нескольких предыдущих лет. Так, проектный институт ТИГП под руководством архитектора-реставратора высшей категории Светланы Мамлеевой выполнил проект реставрации здания филармонии, которое в марте 2015 года получило статус выявленного объекта культурного наследия.
Мы приступили к работе над объектом, когда он стал памятником. В нашем проекте шла речь только о реставрации фасадов: восстановлении утраченных профилей и тяг, подборе колера (цветовое решение фасадов), восстановлении первоначальных входов (со двора и боковые), крыши, водосточных труб и т. п. Входы тогда не переделали, оставили на потом», — пояснила Светлана Мамлеева.
В пресс-службе Министерства строительства РТ агентству также сообщили, что в ведомстве прошло согласование подсветки здания филармонии на 2 млн 107,421 тыс. рублей. Как уточнили в самой филармонии, монтажные работы по этому направлению уже почти завершены и примерно через месяц подсветку включат.
Кроме того, во время предыдущего обновления в здании были отремонтированы некоторые административные помещения и гримерки.
«Когда мы делали ремонт в нашем здании, работы проходили как капитальный ремонт. При этом пока мы не затронули момент реконструкции — это требует других нормативов и продлевает время выполнения до введения в эксплуатацию. Но мы бы хотели довести наши планы до логического завершения. Цена вопроса не так велика — четвертый этап обходится в 86 миллионов рублей. Мы Министерство культуры, правительство республики нашими проблемами уже озадачили. Думаем, в этом году у нас это получится», — сказал Кадим Нуруллин.
К слову, построено здание было в 1955 году как Дворец культуры завода синтетического каучука имени Сергея Кирова по проекту заслуженного архитектора РСФСР Павла Саначина (отец известного архитектора и краеведа Казани, в прошлом (1985–2012) —главного архитектора проектов Центра разработки генерального плана Казани Сергея Саначина. — Ред.) и Георгия Солдатова. Постройка в стиле советского ампира объединяет в себе элементы барокко, классицизма и ар-деко, ассимилированного советскими реалиями. Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая здание передано 18 ноября 2000 года.
Основной задачей преобразований стало увеличение вместимости, а следовательно, площади здания. Для этого по проекту реконструкции предполагается замкнуть П-образное строение со внутренним двором, организовав на этом месте новое фойе, и перенести сюда же парадный вход. Таким образом, заходить в филармонию зрители будут не с улицы Павлюхина, как сейчас, а с противоположной стороны — предварительно пройдя по прилегающему парку.
Входная группа в филармонию парадного вида не имеет, — считает Кадим Нуруллин. — Поэтому мы на сторону нашего сокровища, большого парка, хотели бы развернуть парадный вход — сделать его со стороны Спартаковской. В таком случае и многие бюсты и памятники известных музыкантов можно было бы уместно расположить на аллеях. Зрителей у нас в год бывает 250–300 тыс. человек, все они видели бы эти памятники, помнили бы, кто эти люди, — это было бы прекрасно».
Проект также предполагает установку фонтана на центральной аллее парка. Тем более что, по словам куратора республиканской программы «Благоустройство парков и скверов РТ, помощника Президента РТ Наталии Фишман, для нашего населения фонтан до сих пор остается «апогеем красоты и эстетики».
«Весь сад относится к зоне Р3 (рекреационно-ландшафтная. — Ред.), там нельзя строить. Но у нас П-образное здание, поэтому мы думаем это «П» закрыть, сомкнуть: двор станет частью филармонии. На этом месте, таким образом, у нас получится и фойе, и зрительские буфеты, и небольшой, условно говоря, кинотеатр. Мы предполагаем, что будем там показывать прямые трансляции из разных стран балетов, оперных постановок, спектаклей, концертов — это очень практикуется сейчас в мире», — пояснил собеседник.
Преобразования позволят по-иному организовать уже существующие площади филармонии. Например, увеличить балкон — сразу на 140 мест. Если сейчас в зрительном зале посадочных мест 610, то после реконструкции в общей сложности будет уже 750.
«На месте существующей входной группы хотим сделать гримерные комнаты, которых у нас катастрофически не хватает. Сейчас их всего две, и когда приезжают большие коллективы — просто беда: люди бывают вынуждены переодеваться в автобусах рядом со зданием. А это далеко не нашего века обслуживание… После реализации проекта у нас будет пять гримерных комнат дополнительно. Для этого у нынешней входной группы мы сделаем портал, перекрыв витражом второй этаж. На облик здания это не повлияет, зато свяжет закулисье, артистам можно будет незамеченными пройти к операторам, осветителям. Сейчас мы ходим в зал через фойе. А это тоже неправильно, когда артист пересекается со зрителем», — сказал Кадим Нуруллин.
После преобразований выделенная для парковки территория у парка по улице Спартаковская станет более уместной. Кроме того, при таком расположении станет возможно организовать временную парковку справа от здания, за остановкой.
Однако, как отметила Светлана Мамлеева, такой проект реконструкции, выполненный архитектором Саттаровым, был сделан по желанию руководства филармонии давно, еще до того, как здание получило статус объекта культурного наследия, и на тот момент согласования не получил.
«Сама я не против того, чтобы перекрыли внутренний двор, но не так, как у Саттарова», — резюмировала единственный в Татарстане архитектор-реставратор высшей категории.
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова сообщила, что об увеличении посадочных мест за счет реставрации зала, об изменении входной зоны речь периодически заходит.
Директор много раз говорил в интервью о входе со стороны парка, с улицы Спартаковской, об аллее, где будут установлены памятники известным деятелям искусства. Филармония периодически выходит с таким предложением. В прошлом году серьезно отреставрировали фасад. О большой реставрации говорить рано. Решение — за правительством республики», — акцентировала Балтусова.
Сергей Саначин, сын одного из авторов первоначального проекта здания 1955 года, прокомментировал существующее проектное предложение весьма сдержанно:«Обсудим проект на научно-методическом совете Минкультуры (Министерство культуры РТ. — Ред.). Объекты культурного наследия подлежат не реконструкции, а реставрации. Потом ввели лазейку — «предмет охраны». Это вроде как «а чтобы всё сооружение не трогать, давайте выберем в нем самое бесценное и только это будем блюсти». Насколько мне известно, в ДК Кирова «предмет охраны» не выделяли».
Напомним, Управление архитектуры Казани в настоящее время разрабатывает проект планировки территории близ Татарской филармонии. Архитекторы задумали реновацию советской застройки в квадрате, ограниченном улицами Роторная, Хади Такташа, Назарбаева (бывшая Эсперанто) и Агрономическая.
Нет комментариев-