В 2018 году, как сообщил в интервью ИА «Татар-информ» директор Татарской государственной филармонии имени Тукая Кадим Нуруллин, планируется провести четвертый, завершающий преобразования и обновления здания этап — реконструкцию. Учреждение культуры продвигает проект с переносом существующего парадного входа в прилегающий парк.
Напомним, частично ремонтные и реставрационные работы здесь уже проводились в течение нескольких предыдущих лет. Так, проектный институт ТИГП под руководством архитектора-реставратора высшей категории Светланы Мамлеевой выполнил проект реставрации здания филармонии, которое в марте 2015 года получило статус выявленного объекта культурного наследия.
Мы приступили к работе над объектом, когда он стал памятником. В нашем проекте шла речь только о реставрации фасадов: восстановлении утраченных профилей и тяг, подборе колера (цветовое решение фасадов), восстановлении первоначальных входов (со двора и боковые), крыши, водосточных труб и т. п. Входы тогда не переделали, оставили на потом», — пояснила Светлана Мамлеева.
В пресс-службе Министерства строительства РТ агентству также сообщили, что в ведомстве прошло согласование подсветки здания филармонии на 2 млн 107,421 тыс. рублей. Как уточнили в самой филармонии, монтажные работы по этому направлению уже почти завершены и примерно через месяц подсветку включат.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e54548dea20872b8a0f967b2542f08911bbfa45f994e897221bd80101612.jpg)
Кроме того, во время предыдущего обновления в здании были отремонтированы некоторые административные помещения и гримерки.
«Когда мы делали ремонт в нашем здании, работы проходили как капитальный ремонт. При этом пока мы не затронули момент реконструкции — это требует других нормативов и продлевает время выполнения до введения в эксплуатацию. Но мы бы хотели довести наши планы до логического завершения. Цена вопроса не так велика — четвертый этап обходится в 86 миллионов рублей. Мы Министерство культуры, правительство республики нашими проблемами уже озадачили. Думаем, в этом году у нас это получится», — сказал Кадим Нуруллин.
К слову, построено здание было в 1955 году как Дворец культуры завода синтетического каучука имени Сергея Кирова по проекту заслуженного архитектора РСФСР Павла Саначина (отец известного архитектора и краеведа Казани, в прошлом (1985–2012) —главного архитектора проектов Центра разработки генерального плана Казани Сергея Саначина. — Ред.) и Георгия Солдатова. Постройка в стиле советского ампира объединяет в себе элементы барокко, классицизма и ар-деко, ассимилированного советскими реалиями. Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая здание передано 18 ноября 2000 года.
Основной задачей преобразований стало увеличение вместимости, а следовательно, площади здания. Для этого по проекту реконструкции предполагается замкнуть П-образное строение со внутренним двором, организовав на этом месте новое фойе, и перенести сюда же парадный вход. Таким образом, заходить в филармонию зрители будут не с улицы Павлюхина, как сейчас, а с противоположной стороны — предварительно пройдя по прилегающему парку.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3f7b20b8d72a330384b5cf330edc4a73e3ca9fc6d4550b50e850495f1497.jpg)
Входная группа в филармонию парадного вида не имеет, — считает Кадим Нуруллин. — Поэтому мы на сторону нашего сокровища, большого парка, хотели бы развернуть парадный вход — сделать его со стороны Спартаковской. В таком случае и многие бюсты и памятники известных музыкантов можно было бы уместно расположить на аллеях. Зрителей у нас в год бывает 250–300 тыс. человек, все они видели бы эти памятники, помнили бы, кто эти люди, — это было бы прекрасно».
Проект также предполагает установку фонтана на центральной аллее парка. Тем более что, по словам куратора республиканской программы «Благоустройство парков и скверов РТ, помощника Президента РТ Наталии Фишман, для нашего населения фонтан до сих пор остается «апогеем красоты и эстетики».
«Весь сад относится к зоне Р3 (рекреационно-ландшафтная. — Ред.), там нельзя строить. Но у нас П-образное здание, поэтому мы думаем это «П» закрыть, сомкнуть: двор станет частью филармонии. На этом месте, таким образом, у нас получится и фойе, и зрительские буфеты, и небольшой, условно говоря, кинотеатр. Мы предполагаем, что будем там показывать прямые трансляции из разных стран балетов, оперных постановок, спектаклей, концертов — это очень практикуется сейчас в мире», — пояснил собеседник.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/0d4ccb07c14b0b66399296870366c0a0f895bb52dfe9c5f2a0f9abe7ce0a.jpg)
Преобразования позволят по-иному организовать уже существующие площади филармонии. Например, увеличить балкон — сразу на 140 мест. Если сейчас в зрительном зале посадочных мест 610, то после реконструкции в общей сложности будет уже 750.
«На месте существующей входной группы хотим сделать гримерные комнаты, которых у нас катастрофически не хватает. Сейчас их всего две, и когда приезжают большие коллективы — просто беда: люди бывают вынуждены переодеваться в автобусах рядом со зданием. А это далеко не нашего века обслуживание… После реализации проекта у нас будет пять гримерных комнат дополнительно. Для этого у нынешней входной группы мы сделаем портал, перекрыв витражом второй этаж. На облик здания это не повлияет, зато свяжет закулисье, артистам можно будет незамеченными пройти к операторам, осветителям. Сейчас мы ходим в зал через фойе. А это тоже неправильно, когда артист пересекается со зрителем», — сказал Кадим Нуруллин.
После преобразований выделенная для парковки территория у парка по улице Спартаковская станет более уместной. Кроме того, при таком расположении станет возможно организовать временную парковку справа от здания, за остановкой.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/327a33a04d4c95bacb421dc5b8529d517c16bfd86e0a163084f7e4d941ad.jpg)
Однако, как отметила Светлана Мамлеева, такой проект реконструкции, выполненный архитектором Саттаровым, был сделан по желанию руководства филармонии давно, еще до того, как здание получило статус объекта культурного наследия, и на тот момент согласования не получил.
«Сама я не против того, чтобы перекрыли внутренний двор, но не так, как у Саттарова», — резюмировала единственный в Татарстане архитектор-реставратор высшей категории.
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова сообщила, что об увеличении посадочных мест за счет реставрации зала, об изменении входной зоны речь периодически заходит.
Директор много раз говорил в интервью о входе со стороны парка, с улицы Спартаковской, об аллее, где будут установлены памятники известным деятелям искусства. Филармония периодически выходит с таким предложением. В прошлом году серьезно отреставрировали фасад. О большой реставрации говорить рано. Решение — за правительством республики», — акцентировала Балтусова.
Сергей Саначин, сын одного из авторов первоначального проекта здания 1955 года, прокомментировал существующее проектное предложение весьма сдержанно:«Обсудим проект на научно-методическом совете Минкультуры (Министерство культуры РТ. — Ред.). Объекты культурного наследия подлежат не реконструкции, а реставрации. Потом ввели лазейку — «предмет охраны». Это вроде как «а чтобы всё сооружение не трогать, давайте выберем в нем самое бесценное и только это будем блюсти». Насколько мне известно, в ДК Кирова «предмет охраны» не выделяли».
Напомним, Управление архитектуры Казани в настоящее время разрабатывает проект планировки территории близ Татарской филармонии. Архитекторы задумали реновацию советской застройки в квадрате, ограниченном улицами Роторная, Хади Такташа, Назарбаева (бывшая Эсперанто) и Агрономическая.
Нет комментариев-