Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

К 50-летию ТАССР татары создали в Казани национальную цирковую труппу, удастся ли повторить это к 100-летию республики?

К 50-летию ТАССР татары создали в Казани национальную цирковую труппу, удастся ли повторить это к 100-летию республики?
Корреспондент ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова прослеживает ситуацию, связанную со сменой руководства в Казанском цирке, вспоминает некогда существовавшую в нем татарскую труппу и прогнозирует возможность появления подобного коллектива в будущем.

Начало ХХ века. Татары хоть и сторонились театра, живописи и фотографии (по шариату изображать человека – грех!), тем не менее хорошо относились к цирку. Цирк называли «ат кэмите», современным языком – «конное шоу», а владельца цирка Никитина на свой манер называли Микитиным. 

«Микитин» понимал, что татар надо привлекать их собственным героем, поэтому держал борца-мусульманина. Этот великан по имени Карахмет очень полюбился татарам. К тому же русским борцам полагалось время от времени поддаваться Карахмету, чтобы зритель, видя победы «своего» батыра, с еще большим азартом следил за его выступлениями. 

«Бог велит – вершится всё в урочный час.

Прошли годы, у татар теперь 15 государственных театров, несколько сотен эстрадных и оперных исполнителей, художественные галереи… И только цирка своего нет. У нас даже в положении о Государственной премии имени Габдуллы Тукая наряду с изобразительным, музыкальным, театральным искусством упоминается эстрадно-цирковое искусство. Нет только татарской труппы… 


В ожидании перемен

Казанский цирк вот уже 20 – 25 лет живет обособленно, практически не участвуя в национально-культурной жизни республики, однако и в нем в скором времени могут произойти большие перемены. Могут и не произойти. Все зависит от нового директора. Но верно то, что перед коллективом цирка поставлена задача создать собственную труппу. «Татар-информ» анализирует ситуацию, сложившуюся в последнее время вокруг Казанского цирка. 

Кажется, изменения в Казанском цирке начались с лета 2018-го – после случая, когда страус из манежа прыгнул на зрителей. Не утверждаю, что страус имеет отношение к дальнейшим событиям, однако спустя некоторое время на заслуженный отдых ушел директор цирка Дамир Шарифуллин. Он руководил учреждением с 1993 года и уже достиг пенсионного возраста. «Пока он (цирк. – Ред.) лишь прокатная площадка. С учетом того, что у нас в Казани есть своя цирковая школа, мы хотим видеть свои “национальные” номера и программу», – прокомментировала ситуацию министр культуры Ирада Аюпова в своем недавнем интервью гендиректору АО «ТАТМЕДИА» Андрею Кузьмину для ИА «Татар-информ». 

В конце октября Министерство культуры РТ объявило конкурс за замещение должности директора автономного государственного учреждения «Казанский государственный цирк». Но первый конкурс не привел к положительным результатам – комиссия с участием народного артиста РФ, генерального директора «Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского» Эдгарда Запашного не смогла выбрать директора. В феврале конкурс был объявлен повторно. Хотя первый конкурс не был в полной мере открытым для прессы, аккредитация журналистов для второго конкурса проводилась без ограничений. 

Все кандидаты говорили о национальной труппе 

В концепции каждого из претендентов на должность директора так или иначе отражалась идея национальной труппы. Так, по мнению Зульфии Калимуллиной, Казанским цирком должен руководить человек, знающий национальный менталитет, знакомый с татарской культурой, обычаями и традициями. 

Экономист по образованию, Зульфия Калимуллина предложила средства на содержание труппы добывать путем отказа от услуг оператора при реализации билетов. Нынешний оператор забирает 8 процентов комиссионных. Если цирк начнет продавать билеты без посредника, то ему удастся оставить себе до 11 млн рублей прибыли. Это суммы хватило бы на содержание собственной труппы цирка из 30 человек и примерно 15 животных. 

«Все же я за то, чтобы создавать труппу без животных. Я сторонница того, чтобы активнее показывать мастерство человека посредством использования стильных костюмов, сильной режиссуры. У нашего народа имеется большое культурное богатство, которое способно вдохновлять на новые постановки. Надо делать упор на национальный колорит», – сказала она. 

Зульфия Калимуллина предположила, что программа с этническим колоритом будет хорошо приниматься на Западе. 

Другой претендент на должность директора – Игорь Борисов видит проблему цирка в отсутствии связи со зрителем. По мнению Борисова, людей пугает «высокий чек». Цирк должен вывести из своей площади всех арендаторов и сам начать зарабатывать, подчеркнул он. 

«Зритель в цирке вынужден оставить много денег и помимо билета. Если бы предлагаемые услуги оказывались самим цирком, то зрителю это обходилось бы дешевле», – сказал Борисов. В своей концепции он также ключевое место уделил идее национальной труппы. 

Еще один претендент на должность директора – известный дрессировщик, заслуженный артист РФ Сергей Нестеров также говорил о необходимости создать собственную программу цирка.


 «Создавать программу трудно, трудно сохранить, трудно выводить на прокат. Она должна быть национального содержания. Она должна быть интересной не только в республике, а в мире», – подчеркнул Нестеров. 

Он также заявил, что цирк не может быть без животных: «Искусство цирка в России – это цирк с участием животных. Этим мы славимся», – уверен известный дрессировщик. 

Говорил о будущем Казанского цирка и Рамиль Шарифуллин – сын прежнего директора Дамира Шарифуллина, который при отце успел поработать главным администратором цирка. Своей концепции Рамиль Шарифуллин не предложил, он больше комментировал выступления других конкурсантов и как бывший представитель руководства цирка принимал критику в свой адрес и пытался защищаться. Он упрекал конкурентов в непонимании темы и незнании ситуации. «Мы и с туристами работали, и детей привозили, только потом возникли сложности из-за ужесточения правил перевозки детей. Есть сложности с реализацией электронных билетов», – поделился Рамиль Шарифуллин.


А что касается прокатной деятельности или собственной труппы цирка, Рамиль Шарифуллин напомнил, что у Казанского цирка недостаточно просторное закулисное пространство. «При размещении одной программы вторая программа не уместится. Нужна какая-то база. По этому случаю я внес предложение сотрудничать с «Росгосцирком» – у них есть закулисная площадка. Казанский цирк мало создает своих программ, у этой работы есть свои сложности. Хороших программ в распоряжении «Росгосцирка» немного. Многие в частных руках, и сложно составлять договора. Но работу вести можно. Не велась работа и с основными цирковыми компаниями. Если приоритетным станет создание цирковой программы, наверное, надо отдавать по номерам хорошим прокатчикам. Можно работать с теми же Большим Московским цирком, цирком Гии Эрадзе, цирком Юрия Никулина. Затем все собрать и сделать полную программу». 


«Мы должны уйти от концепции прокатной площадки» 

Министерство культуры, исходя из мнения комиссии, передало руководство Казанским цирком сыну Дамира Шарифуллина Рамилю Шарифуллину. Таким образом, третий десяток лет управление Казанским цирком остается в руках Шарифуллиных. Самостоятельный цирк, но без труппы!.. 

«Лидерами были Нестеров и Шарифуллин. Нестеров позвонил и извинился, сказал, что не сможет, у него много работы со своей труппой. Но он готов к сотрудничеству. Сергей Николаевич высказал интересные предложения. Он интересен как внешний эксперт, консультант. Второй лидер – Рамиль Шарифуллин признан победителем. У него и профильное образование есть», – прокомментировала Ирада Аюпова журналистам. 

«Если директор сможет правильно понять и использовать прозвучавшие в отборочных турах идеи и мысли, концепции участников, цирк будет конкурентоспособным, – продолжила министр. – Создание собственной труппы цирка является приоритетной задачей, это актуально. Мы должны уйти от концепции прокатной площадки. Потому что еще при строительстве здания цирка наличие дополнительной сцены подразумевало собственную программу. Наверное, это должны быть номера учеников нашей цирковой школы…» 

«Не надо строить космические планы, надо думать, как улучшить ситуацию, используя имеющиеся ресурсы. Наш цирк – объект культурного наследия. Таких зданий – «летающих тарелок» в мире немного. Оно очень удобно спроектировано. Я не согласна с мнением, что руководитель должен быть только хозяйственником. Он должен быть фанатом», – сказала Ирада Аюпова. 

«Татарская труппа была первой национальной труппой в СССР» 

Первая татарская труппа в Казанском цирке образовалась еще в 1956 году, но она просуществовала недолго. В 1969 году в Казанском цирке создается татарский цирковой коллектив. Премьера первой программы татарской труппы – «Сабантуй» состоялась 23 июня 1970 года в рамках празднования 50-летия Татарской АССР. 

В этом коллективе работали первый татарский иллюзионист Хай Мушинский (Абдулхай Мушинский (1908 – 1995) – отец русскоязычного татарского писателя Ахата Мушинского), музыкальный эксцентрик Гали Замлиханов, а также Фатих Колбарисов, позже в составе труппы Камаловского театра ставший лауреатом Государственной премии им. Г. Тукая. 

Я беседую с бывшим главным режиссером татарской труппы Альбертом Гадельшиным и бывшим  ее артистом Ренатом Ахметзяновым. Как они оценивают шансы татар воссоздать национальную труппу в Казанском цирке? 

Альберт Гадельшин – артист-иллюзионист, режиссер, драматург, заслуженный артист Татарстана. В 1971 году стал главным администратором, в 1981 году – главным режиссером Казанского цирка и 20 лет проработал на этой должности. Уроженец села Бегишево Заинского района РТ Альберт Гадельшин окончил отделение татарского языка и литературы Казанского педагогического института, в 1978 – 1980 годах учился на Высших режиссерских курсах в Москве. Учился в классе Марка Местечкина, который также был педагогом знаменитого Юрия Никулина. 

Народный артист Татарстана Ренат Ахметзянов – воздушный гимнаст; 44 года жизни посвятил цирковому искусству. Сейчас ему 69 лет. Супруга Кадрия Ахметзянова (уже покойная), сын Данияр и дочь Ленара (сейчас она на заслуженном отдыхе) тоже артисты цирка. Работал в паре с дочерью Ленарой. 

«Разговоры о татарской труппе начались еще в 1967 году, сразу после открытия нового здания цирка, – рассказывает Альберт Гадельшин. – Я был главным администратором – мы написали письма в министерство. Министр культуры Булат Гиззатуллин отреагировал быстро: по договоренности с российским Министерством культуры, «Союзгосцирком» в Казани открылся татарский филиал Центральной студии циркового искусства. Объявили набор на обучение – получили около 500 заявлений. Ссылаясь на необходимость сделать «татароязычную» труппу, старались больше брать татар. Пришли дети из казанского Дома пионеров имени Гайдара, приехали два молодых татарина из Москвы. Для работы с лошадьми взяли только девушек…» 

«Первая программа была наполнена национальным колоритом, – вспоминает Альберт Гадельшин. – Только мне не дали возможности сделать иллюзионный аттракцион. Мечтал сделать номер, где красивая татарочка в образе Алтынчэч выходит из книги сказок, – не получилось».

Работой татарской труппы постоянно интересовался сам министр культуры. Булат Гиззатуллин после ухода с поста министра пришел на должность директора цирка. 

«Мы создали татарскую труппу, и они ездили на гастроли по всему Союзу. Труппа кормила себя сама. Своими выступлениями они работали на имидж Татарстана, прославляли нашу республику. Бывали и за рубежом: Куба, Болгария… Труппа работала с животными, которых татары содержат у себя во дворе: лошадьми, собаками, кошками, козами, овцами… Клоуном-дрессировщиком пришел Абдулхак Гибадуллин…» – вспоминает артист. 

«Татарская труппа – это первая национальная труппа в Советском Союзе. Позже появились башкирская, казахские труппы, – вспоминает воздушный гимнаст Ренат Ахметзянов. – Где мы только не были! Дети наши тоже ездили с нами. Они учились, меняли по 40 – 50 школ. Нам в молодости посчастливилось также поработать с дядей Костей – Хасаном Мусиным. Наша труппа была одной из самых сильных в СССР. Работали до 1987-х годов. Затем коллектив постепенно начал распадаться». 

Действительно, в татарской труппе одно время работал знаменитый Дядя Хасан – клоун, музыкальный эксцентрик, акробат, эквилибрист Константин Мусин. Его называли королем смеха, после роли в фильме «Укротительница тигров» о нем узнал весь Советский Союз. Хасан (Константин) Галиевич Мусин (1914 – 1982) родился и вырос в Ташкенте. 

В 1984 году татарская труппа была удостоена Республиканской премии имени Мусы Джалиля. 

«Выходец из татарской труппы Дамир Гибадуллин до сих пор выступает в группе жонглеров. Это у них то ли третий, то ли уже четвертый состав. Номер продолжает жить. Одно время работали в Цирке дю Солей. У дрессировщиков Раисы и Гранта Ибрагимовых были конные номера. Грант Ибрагимов до сих пор работает со своими медведями, Раисы уже нет в живых. У акробатов Альфии и Ильдара Рахматуллиных был номер с прыжками в бочке. В 1995 году они уехали в Америку и там остались. У акробатов-эксцентриков Рустэма Асанова и Виктора Котникова был очень хороший номер. Он шел недолго, но был классный. В татарской труппе была эквилибристка Зайнап Фаизова, ее настоящее имя Зина Васильева, но так как это татарская группа, чтобы пропагандировать татарские фамилии, она взяла имя Зайнап – сама она из крещеных татар. Группа акробатов Валентины Деевой была сформирована в основном из татарских ребят, выходцев из казанской студии. У группы всадников, состоящей из девушек, был номер «Амазонки». Моя жена тоже 23 года работала в этой группе. Наш воздушный акробатический номер назывался «Синие птицы». Мы, две пары, 21 год работали одним составом. Мы работали в паре с Лидией Маревой, затем ее сменила моя дочь Ленара», – вспоминает Ренат Ахметзянов. 

«Куда бы мы ни ездили, все знали, что мы из Казани: мы пропагандировали татарскую культуру», – резюмировал собеседник. 

Но со временем татарская труппа, пропагандирующая татарскую культуру, открывающая свои представления музыкой Салиха Сайдашева, оказалась никому не нужной. 

«Помню, в 1983 году проходила научно-практическая конференция по цирковому искусству. Тема: “Каким будет цирк в 2000 году”. Какие были мечты! Космические! Но “Союзгосцирк” распался. Артисты наши начали уходить на пенсию. А новых не подготовили», – говорит Алберт Гадельшин. 

Так в 1988 году – спустя 19 лет – татарская труппа Казанского цирка распалась. В «лихие» 90-е Казанский цирк оказался на грани расформирования – здание планировалось выставить на аукцион и продать. Тогда республике удалось сохранить здание. Но без труппы. 

От когда-то шумевшей на весь Союз татарской труппы остались лишь его куратор Альберт Гадельшин и воспоминания артистов на пенсии. 

В день провозглашения суверенитета Татарстана состоялась премьера «Театра черной магии» Альберта Гадельшина. Это было представление, поставленное на сцене, в дальнейшем предполагающее гастроли. Созданная Альбертом Гадельшиным хозрасчетная труппа успела поработать два года.

 

Нужна ли нам татарская труппа? 

Альберт Гадельшин: «Татарскую труппу создать можно. Но просторы России для нее будут недоступны, «Росгосцирк» не имеет желания создавать новую труппу. Нам надо сделать сценический цирк, подведомственный нашему Министерству культуры. База этого коллектива будет в цирке. Можно сделать национальные иллюзионные аттракционы. Жонглеры, эквилибристика, акробаты... Животных не надо. Их содержать хлопотно. Надо работать по-китайски». 

Ренат Ахметзянов: «Это должен быть цирк с новой концепцией. Хорошее музыкальное оформление, хороший свет… Конечно, должен быть национальный колорит». 

Главный режиссер Камаловского театра, лауреат Государственной премии имени Тукая Фарит Бикчантаев: «Пусть только будет татарская труппа, я готов сделать для нее программу». 

Драматург Мансур Гилязов: «У татар должны быть все виды искусства. Пусть будет и цирковое! Я не умею писать сценарии для цирка, но если надо, готов попробовать». 

Цирковое искусство у родственных тюркских народов

В качестве примера национальной труппы можно привести «Бриллиантовый цирк Якутии». Он образовался в 1994 году на базе синтез-театра «Ойуун» (Шаман). Цирк презентуется как самый северный цирк в местах добычи алмазов и как национальный символ Якутии. Юбилейная программа якутского цирка была перфомансом под названием «Тепло вечной мерзлоты», объединившим театральное и цирковое шоу: битва шаманов, якутские эквилибристы, олени, лисы, собаки… 

Из истории Казанского цирка


Артисты татарского циркового коллектива:

- акробаты Зинаида Васильева, Рустэм Асанов, Шамиль Хайрутдинов, Виктор Котников, группа Валентины Деевой; 

- дрессировщики Раиса и Грант Ибрагимовы, Габдулхак Гибадуллин, Регина Колпенская, Рафаэль Еникеев, Владимир Анисимов; 

- клоуны Рамазан Абдикеев, Замир Мустафин, Алик Низамутдинов, Ильдар Зарипов; 

- жонглеры Наиль Бедретдинов, Виталий Берчанский, жонглеры Дамира Гибадуллина; 

- наездники Марзия Шагеева, Султанья Фахрутдинова, «амазонки» Валентины Деевой; 

- воздушные гимнасты Андрея Шайкина, гимнаст на ремнях Николай Казыльский, канатоходцы Риммы Романовой, танцовщица на проволоке Роза Хусаинова и многие другие.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев