Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Из клетки в князи: как множат оленьи стада в Билярском заповеднике

Из клетки в князи: как множат оленьи стада в Билярском заповеднике
Президентская программа по возвращению в леса республики благородного оленя дает результат.

Стремительный силуэт, богатая корона острых рогов, внимательный взгляд и полное осознание того, что он действительно красив. Взрослый самец алтайского марала и его стадо стали настоящим украшением Билярского заказника. Всего полтора года назад, когда их выпускали в дикую природу, благородных оленей было всего 14. Сегодня их уже 30. Основное стадо – чуть больше десятка животных. Остальные разошлись по окрестным массивам. 

Более века живущие в Татарстане люди были лишены возможности слышать осеннюю песнь матерого быка, вызывающего соперников на бой за право обладать гаремом. Последнего действительно местного представителя этого вида охотники добыли еще задолго до революции 1917 года. И вот сейчас для благородного оленя настал момент вернуться. 

Программа по возвращению в местные леса оленя стартовала при поддержке президента республики Рустама Минниханова в 2012 году. Тогда на территории Центра внедрения инновационных технологий в области сохранения животного мира РТ в Зеленодольском районе Татарстана был построен вольер для полувольного содержания алтайских маралов. Эти благородные олени лучше прочих приспособлены к жизни в условиях средней полосы России. 

Первую партию алтайских маралов – 50 голов завезли в республику в 2013 году. Вторую – 20 голов – в 2014-м. Все они в полувольном состоянии обитали в Свияжском опытном хозяйстве – на территории Зеленодольского района. Маралы адаптировались к местному климату, дали потомство, и в 2017 году мы подготовили их к выпуску. С участием Президента Татарстана произошел одновременный выпуск партии в 45 голов на территории трех охотничьих заказников – “Билярского”, “Мешинского” и заказника “Лесной Ключ” Верхнеуслонского района», – рассказывает заместитель председателя Государственного комитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов.

Мало кто знает о каждом этапе и даже дне реализации программы лучше, чем он. Тогда, в самом начале реализации программы, Шарафутдинов возглавлял центр, да и сейчас внимательно следит за тем, как его питомцы прижились в не совсем привычных условиях. И доволен тем, что процесс идет на пять с плюсом. За тем, как татарстанские маралы приживаются, на местах приглядывают егеря и другие специалисты. 

Как они отмечают, за полтора года полной свободы олени дважды принесли потомство. В «Лесном ключе», где были выпущены 23 марала, теперь их насчитывается 30, в «Мешинском» заказнике на волю выпустили 10 оленей, а сегодня их уже 15. Но лучший результат продемонстрировал заказник «Билярский», где сегодня оленей в два с лишним раза больше, чем было полтора года назад. Туда отправились с рейдом-мониторингом специалисты Госкомитета РТ по биоресурсам и Билярского заказника, а с ними и журналист «Татар-информа». 

В своих новых питомцев, чувствуется, ведущий специалист Билярского заказника Юрий Исаев почти влюблен.

По дороге в лесок, который чаще всего посещают олени, он только о них и говорит: «Красивые они такие. У молодых-то рога большие уже. Куда мы едем, там три молодых быка и один взрослый, три матки и остальные – телята. Кабанов олени побаиваются немного. В прошлом году они в вольер пришли зимовать. Кабаны начали приходить, и они ушли отсюда. Зерно на кормушках есть, соль. И они туда подходят. А так все нормально. С лосями не конфликтуют. С косулями мирно уживаются. Иной раз стада оленей и косуль сходятся метров на 100 – 50. Пасутся рядом». 

Местный князь – самый матерый бык, водит самое большое стадо. Второй бык помладше – ему года три. Рогами с патриархом он пока меряться не в силах, потому увел несколько важенок (самок) и образовал собственное стадо. 

Еще несколько самок выбрали самостоятельное плавание и после встречи с самцом в период гона воспитывают телят в одиночку. Благо естественных врагов у оленей в Татарстане практически нет: волк и медведь в республике – проходные, да и появляются нечасто. А это значит, что олени совершенно спокойны. 

«Вот здесь, через дорогу у них тропа. На подсолнух ходят. А вот там они через лес к кукурузе ходят», – продолжает экскурсию Исаев. Тем временем мы приблизились к одному из самых популярных у местного зверья мест – кормушке. 

Ячмень одинаково по душе кабанам, косулям и лосю, а олени в этом изысканном ястве и вовсе души не чают. А получить его можно только здесь. Исаев рассмотрел землю у кормушки: «Следы. Свежие. След крупный – это взрослый самец. Здесь они где-то. Вот он туда прошел, а вот – след уходит обратно. Значит, они где-то там, в лесу». 

Несколько минут поиска, и два Юрия – Исаев и Павлов, начальник отдела биообразования Госкомитета, обнаруживают лежку – место, где маралы отдыхают. Обычный человек, не знающий здешней природы, и с нескольких метров, скорее всего, оленей не заметил бы. «Олени в вольере и в дикой природе – совершенно разные животные. Они даже цвет поменяли на более покровительственный – темный. Округлились. Наедают вес», – делится Исаев наблюдениями. 

Местный патриарх при приближении людей неохотно, величаво поднялся, демонстрируя, что вероятную угрозу стаду заметил, оценил, но пока не считает достаточно высокой. 

«Аккуратнее нужно. У маралов сейчас гон, и самец может напасть. Меня два раза уже гонял. Хотя обычно они все мирные. И даже почти ручные. В деревню заходят и корм с рук берут. Это, конечно, не очень хорошо, но успокаивает то, что маралята, родившиеся уже в дикой природе, людей опасаются. Убегают. Третье поколение, думаю, станет совсем диким», – говорит специалист заповедника. 

Сначала он предупреждает – начинает подергивать верхней губой. Если этого оказывается недостаточно, наклоняет голову и трясет рогами, честно демонстрируя, с чем скоро придется познакомиться нежелательному гостю, если он не уберется. Ну а когда он начинает взрывать землю копытами, пускать струю или описывает вокруг вас сужающиеся круги, нужно спасаться. Вот только бежать без оглядки, повернувшись спиной к оленю, нельзя. Нужно сделать так, чтобы между вами и ним оказалась преграда – дерево». 

Не так уж комфортно быку и в густых зарослях. Корона мешает – цепляется за стволы и высокий кустарник. 

Впрочем, доводить до такой крайности, как атака, встречу не стали и, сделав несколько фото патриарха, оставили его и отдыхающее неподалеку стадо в покое. 

«Странно, что пока самец терпит подрастающих бычков», – недоумевает Юрий Павлов. Впрочем, согласно наблюдениям, будущие конкуренты некоторое раздражение у князя уже вызывают. Время от времени он их отгоняет. Наверняка недалек тот момент, когда молодняку придется совсем отколоться от стада. 

«Спусковым крючком для разделения стада, конечно, становится возраст самцов. В данном стаде пока нет конкурентов тому быку, который сейчас является основным производителем. Но подрастают двое молодых самцов. С появлением второго серьезного быка, естественно, стадо перераспределится, часть самок уйдет с новым быком. Часть молодых самцов организует отдельное сезонное стадо. Получается, стандартная популяция одного такого сравнительно небольшого леса – два стада плюс отдельная группа молодых быков», – с научной точки зрения обрисовал процесс Юрий Павлов. 

Тем, кто не впишется в эту картину, придется искать новую кормовую базу. То есть территорию, где они будут формировать свое стадо. И этот процесс, естественный для живой природы, уже запущен: диких оленей уже замечали под Чистополем, недалеко от Алексеевска и даже в Альметьевском районе. 

Успех программы по разведению маралов на воле налицо, работа продолжается и в полувольном формате. Сейчас к процессу подключился целый ряд частных охотничьих хозяйств. Общее число животных, которые содержатся на их площадках и площадках Центра, – почти 300 маралов, 200 пятнистых оленей и 60 ланей. 

Планируется, что через год-другой их потомство и часть сегодняшнего маточного стада также переселится на волю, формируя новые стада. Сколько лет потребуется для того, чтобы олени действительно снова стали привычными обитателями татарстанских лесов, пока сказать сложно. Но если они продолжат размножаться столь же активно, есть шанс, что время, когда речь зайдет о необходимости регулирования численности марала, а может быть, и пятнистого оленя, застанет уже нынешнее поколение татарстанских охотников. Условия-то, как погодные, так и по кормовые, оказались для представителей семейства более чем подходящими. Ни один из появившихся в дикой природе маралят не погиб. 

«В Республике Татарстан присутствует до 70 процентов травянистых растений, которыми он [марал] питается у себя, и абсолютно 100 процентов древесных растений, которые ему необходимы. И судя по тому, что мы видели, он находится в отличной форме. Рождаемость высокая. Выживаемость телят предельно высокая. Очень быстро формируются самцы оленя, что показывает комфортность среды обитания», – подтвердил это Павлов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев