Какова сейчас доля платежей за воду в счетах-фактурах татарстанцев?
Хочу отметить, что в целом в Татарстане одни из самых низких платежей за жилищно-коммунальные услуги. По данным Росстата, мы по этому показателю на 4-м месте. Доля потребительских расходов среднестатистической семьи на оплату ЖКУ составляет 7,1%, или это 3600 рублей с одного домохозяйства.
Переходя к платежам за воду, я бы разделила городскую и сельскую местности. В городах совокупный платеж за жилищно-коммунальные услуги довольно большой, так как имеет место весь набор услуг. Там доля воды в общем платеже составляет от 2 до 5%. В сельской местности мы не оплачиваем жилищные услуги, и перечень коммунальных услуг сужается. Остаются только электрика, газ, обращение с ТКО и в ряде случаев вода. Плюс если в квартирах мы оплачиваем воду, употребленную внутри квартиры, то в сельской местности есть приусадебный участок, надворные постройки (бани), содержание домашних животных. Поэтому там доля воды в платежах достигает 10%.
Какой у нас максимальный и минимальный тариф на воду?
В Татарстане дифференциация довольно большая, мы работаем над ее снижением ежегодно. Самый низкий тариф сегодня установлен в Кайбицком районе — 18 рублей 96 копеек за куб. м. Максимальный — в Тетюшском районе, где тариф доходит до 49 рублей 89 копеек.
С чем это связано, что в одном районе больше, в другом — меньше?
В основном это связано с применяемой технологией добычи воды. Мы разделили эту дифференциацию на три группы. Первая группа — это поверхностный водозабор. Это большие города, которые добывают воду из крупных рек республики, Волги и Камы (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск). Характеризуется большим объемом реализации, потому что потребителей очень много. По Казани, к примеру, это порядка 100 млн кубов в год. При этом затраты на подъем и транспортировку одного кубического метра в принципе у всех организаций идентичны. Поэтому, когда мы делим необходимый уровень затрат на большие объемы, получаем низкую себестоимость продукта. Так, в этом случае средний тариф составляет 20-25 рублей за куб. метр.
Вторая группа организаций добывает воду с применением технологии подземного водозабора. Под подземным водозабором мы имеем в виду родники, скважины, каптажи и другие источники. Там себестоимость увеличивается. Эта технология характерна для небольших населенных пунктов с очень разрозненной системой расположения этих источников. Например, в Тукаевском районе около 20 сельских поселений, в каждой деревне по одной и более скважин. Они требуют ухода, как и сети транспортирования. А объем реализации в разы ниже. Поэтому тариф колеблется в районе 25-35 рублей за кубический метр.
Последняя группа, которую мы для себя выделили, это муниципальные образования, у которых нет собственных источников воды. Крупными из которых являются Альметьевск и поселок городского типа Джалиль. Они тянут воду с Камы почти за 100 с лишним километров, чтобы обеспечить потребителей качественной питьевой водой. Поэтому себестоимость увеличивается, от 35-40 рублей без учета НДС. Раньше почти весь юго-восток республики был в таком состоянии. Но постепенно этот вопрос прорабатывали и находились подземные источники.
Как рассчитывается тариф?
Говоря о структуре тарифа на воду, основополагающая статья — электроэнергия. Она достигает от 20 до 40% в общей структуре расходов тарифа. Все зависит от расположения источников и рельефа обслуживаемой территории. Например, в Бавлах удельный расход электроэнергии очень высокий, потому что вода тянется в гору. Вторая основная статься (10-15%) — это фонд оплаты труда. Это основной производственный персонал. От 5 до 10% занимают амортизационные отчисления и арендная плата.
Также есть статья ремонта: текущего для поддержания работоспособности системы или капитального, когда происходит замена сетей, оборудования и другие крупные работы. Еще от 5% в структуре тарифа занимает содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала.
Решению Госкомитета по тарифам предшествует решение органа местного самоуправления: он занимается выбором гарантирующей организации, определением зоны ее действия. Каждый местный водоканал может получить статус гарантирующего поставщика. Выбранная организация предоставляет сведения, по которым мы видим, что она имеет право оказывать услуги на территории района, тогда приступаем к расчету и устанавливаем тарифы.
Кстати, гарантирующий поставщик может работать на одно или два муниципальных образования. В Казани работает один гарантирующий поставщик — МУП «Водоканал». Несколько поставщиков есть в Зеленодольском районе — город обслуживает «Зеленодольский водоканал», а в сельских поселениях работают свои организации.
Как часто Госкомитет соглашается с предложенной поставщиком суммой тарифа?
Практически всегда при установлении тарифов у Госкомитета сумма необходимой валовой выручки получается ниже, и, соответственно, установленный тариф ниже заявленной величины. Например, в 2020 году МУП «Водоканал» подавало заявку на 24-25 рублей за кубический метр, а тариф был установлен в пределах 20 рублей за кубический метр без НДС. В Елабуге гарантирующий поставщик — ОЭЗ «Алабуга», ее тарифная заявка составляла порядка 60 рублей за кубический метр, а установленный тариф составил 32 рубля за кубометр.
Есть организации, которые заявляют и более 100 рублей за кубический метр. Естественно, такой тариф не может быть установлен.
Почему это происходит?
В тарифную заявку организация иногда включает расходы, которые по методике не должны учитываться: на рекламу, содержание головной организации и другие. Но у нас есть строгая методологическая база для регулирования, все отслеживаем. Есть нормативные значения по определению топливно-энергетических ресурсов: электричество рассчитывается строго, фонд оплаты тоже нормированная величина, средняя заработная плата идет от отраслевого тарифного соглашения с учетом минимальной ставки.
Каждая статья затрат в методике расписана, и если организация заявляет большую сумму, то эксперты все проверяют. Каждую организацию ведет ответственный уполномоченный специалист. Кроме того, в Госкомитете есть отдел технического аудита, который проверяет технические параметры, отдел инвестиционных программ, который просматривает исполнение инвестиционных программ. Отдел мониторинга занимается отслеживанием финансово-хозяйственной деятельности за предыдущий год.
Расскажите об инвестиционных программах. Как они влияют на тарифы, все ли организации обязаны их реализовывать?
Инвестиционная программа — это четко сформированный перечень мероприятий, направленных на реконструкцию, модернизацию всей коммунальной инфраструктуры с обязательным технологическим или экономическим эффектом. Реконструкция и модернизация требуют больших финансовых средств, так что мелким водоканалам уровень выручки не позволяет проводить такие мероприятия. Соответственно, только крупные водоканалы реализуют такие программы.
В нашей республике на 2020 год реализуется четыре инвестпрограммы: МУП «Водоканал» в Казани, «Челныводоканал» в Набережных Челнах, в Бугульме и Альметьевске.
Способствуют ли инвестпрограммы снижению тарифа?
Здесь нужно смотреть на срок окупаемости мероприятий. Зачастую это позволяет стабилизировать износ, а значит, трубы и другие объекты будут служить дольше и не будут требовать капитального ремонта. В конечном итоге инвестиционная программа приводит к экономии статей затрат. В случае с водой это зачастую экономия на электрической энергии.
Если есть инвестпрограмма и программа энергосбережения, то экономия остается в распоряжении организации в течение 5 лет. То есть организациям выгодно проводить такие мероприятия. По истечении 5 лет указанная экономия доводится до уровня, к которому организация пришла, реализовав мероприятия, и здесь можно наблюдать сохранение тарифов на уровне или говорить о снижении.
Ждать ли татарстанцам повышения тарифов в ближайшее время?
Тарифные решения на 2020 год были приняты до 20 декабря 2019 года. В соответствии с законодательством они устанавливаются с календарной разбивкой, то есть с 1 января могут либо снижаться, либо сохраняться на уровне.
Есть организации, для которых установлены тарифы со снижением с 1 января. Соответственно, это снижение продлится до 31 декабря 2020 года. Есть организации, у которых в первом полугодии тарифы сохранены, но начиная с 1 июля имеется небольшой рост. Этот рост для каждой организации различен: если говорить о крупных городах — Челнах и Казани, то здесь у нас 4%. Снижение тарифов могли наблюдать с 1 января, и оно продлится до конца года: это Чистополь, Нижнекамск, снижение было на 1-2%.
Каких тарифов жителям республики ждать в 2021 году?
Пока мы только приняли тарифные заявки. В этом году в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией был продлен срок решением ФАС России, и если раньше мы принимали заявки до 1 мая, то в этом году принимали их до 15 июня.
Сейчас они обрабатываются, открываются тарифные дела, назначаются уполномоченные, до сентября будет проводиться экспертиза. Итогом станет подготовка экспертного заключения, затем оно пройдет через согласительную комиссию, в составе которой будут отраслевые министерства, депутатский корпус, общественные организации. Каждое экспертное заключение будет заслушано, и по нему вынесут решение: отправить на доработку или принять в данной редакции. Решение будет приниматься правлением, большинством голосов.
Сложно сказать, пока прогноз социально-экономического развития РФ не вышел. Если брать предыдущие показатели, то там была зафиксирована величина роста тарифов на водоснабжение в пределах 4% до 2023 года. Прогноз должен поменяться, думаю, ближе к осени мы будем знать конкретные цифры по 2021 году.
Нет комментариев-