Первая часть заседания – официальная – по большому счету состояла из большого количества цифр, которые озвучил председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов. Так, например, за прошлый год суды Татарстана рассмотрели 865 тысяч дел, что всего лишь на 2 процента больше, чем в 2016 году.
По данным Ильгиза Гилазова, в прошлом году следователи реже обращались в суды с ходатайствами об арестах – разница в 15 процентов.
«Это является положительным фактором. 91 процент ходатайств об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста удовлетворен. Необходимо отметить, что качество рассмотрения уголовных дел в суде во многом определяется качеством предварительного расследования. В прошлом году количество дел, возвращенных в прокуратуру для устранения недостатков, увеличилось на 10 процентов и составило 160 дел», – подчеркнул председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов.
К слову, на заседании коллегии Прокуратуры РТ, которое прошло 19 января этого года, Илдус Нафиков и Президент Татарстана высказывали озабоченность тем, что следственные изоляторы переполнены, а это отрицательно влияет на санитарную и оперативную обстановку.
«Прокурорам нужно потребовать от правоохранительных органов более взвешенно подходить к вопросу избрания меры пресечения, предельно ограничить арест лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, ускорить расследование», – призвал тогда своих подчиненных прокурор РТ.
К слову, суды действительно начали лояльнее относиться к подозреваемым еще в прошлом году. Так, 20 июня суд отказался арестовывать экс-главу Нижних Вязовых Фоата Шамсиева, правда, следователи задержали его повторно, по другому делу и вновь доставили в Советский районный суд Казани с ходатайством о помещении под стражу. Но суд решил оставить его под домашним арестом.
Аналогичная ситуация произошла еще с одним чиновником из Зеленодольского района РТ – главным коммунальщиком Зеленодольска Олегом Анисимовым. 23 сентября суд отказался его арестовывать, а лишь продлил задержание на 72 часа. Впоследствии его отправили под домашний арест.
Все тот же Советский районный суд 16 ноября прошлого года дважды спутал карты следователям. Правоохранители привезли Владимира Швецова-младшего, сына экс-министра транспорта РТ и Альберта Халиуллина, юриста набережночелнинской ГК «Еврогрупп».
Обоим вменялось мошенничество. Разные дела, но общая цель – следователи хотели арестовать обоих. В итоге Халиуллина суд просто отпустил, а Швецова-младшего отправил под домашний арест.
24 января этого года опять же в Советский районный суд привезли известного бизнесмена из Набережных Челнов Алексея Миронова, владельца ГК «Еврогрупп», который проходит фигурантом по делу о мошенничестве с землей вместе с Халиуллиным. Его также хотели арестовать, но и тут надежды следствия не оправдались – Миронов оказался под домашним.
После изменения законодательства с 1 апреля прошлого года в Советский районный суд с ходатайствами обращаются сотрудники СУ СКР по РТ. И, как показывает практика, Фемида здесь нередко проявляет благосклонность к подозреваемым.
В Вахитовском районном суде Казани Фемида чаще карает обвиняемых в резонансных преступлениях. Сюда обращаются сотрудники ГСУ МВД по РТ.
Так, 15 августа был арестован экс-ректор КНИТУ-КХТИ. Неоднократно суд соглашался с доводами следствия – глава ГК «Фон» Анатолий Ливада до сих пор остается под арестом. Буквально неделю назад были арестованы три сотрудника «Татарстан почтасы».
14 апреля прошлого года был арестован президент Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин, которому впоследствии изменили меру пресечения на домашний арест.
Эта примеры показывают, что поручения надзорного ведомства исполняются, и весьма эффективно.
От Верховного суда РТ досталось некоторым судьям – по коллегам «прошелся» зампредседателя Максим Беляев.
В случае если прокуратура или осужденный недовольны приговором, они идут разбираться именно в Верховный суд РТ. Поэтому вышестоящая инстанция владеет всеми данными и может поведать, приговоры каких судей отменяются чаще остальных, а каких, наоборот, остаются в силе.
Например, типичные ошибки встречаются при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении. В качестве примера Беляев привел судью Приволжского районного суда Александра Щелыванова.
Щелыванов освободил отбывающего наказание за мошенничество в особо крупном размере. При этом осужденный получил в местах не столь отдаленных десять взысканий и всего два поощрения. Администрация колонии и прокуратура были против.
«И таких примеров в копилке Щелыванова немало – тут и убийцы, освобожденные раньше на четыре и два года. И банкир с иском в почти два миллиарда рублей освобожден на год и три месяца раньше. И это лишь вершина айсберга, которую хорошо видит Верховный суд Республики Татарстан», – подчеркнул Максим Беляев.
Некоторые судьи полностью копируют обвинительное заключение и вносят его в приговор, и если там вдруг была ошибка, она остается и по завершении судебного следствия. Другие перешивают дела и перепечатывают тексты приговоров. По мнению Беляева, такие действия недопустимы и могут привести к отставке.
К слову об отставках, с докладом выступил еще один заместитель председателя Верховного суда РТ Марат Хайруллин. Он рассказал о типичных ошибках, которые встречаются при разрешении судами дел, в том числе в порядке особого производства, связанных с наследством.
«Вопиющим нарушением норм закона в этой категории стали постановления судьи Мензелинского районного суда Музиповой в октябре-ноябре прошлого года по делам об установлении факта принятия наследства – три решения. Когда в делах фигурировали воспитанники детских домов с отклонениями в развитии, которые умерли еще в 1994 году. А заявителем выступали лица, причастные к совершению преступления. По указанным делам судьей Музиповой вынесены однотипные и немотивированные решения об удовлетворении заявленных требований. Между тем в материалах дела нет никаких доказательств о принятии заявителем наследства», – поделился Марат Хайруллин.
По словам зампредседателя, сейчас эти дела находятся на стадии апелляционного обжалования, а судья была «вызвана на ковер». Объяснить свои действия она не смогла и написала заявление об отставке, и при этом до выслуги лет ей оставалось доработать буквально полгода.
«Я не знаю, чем это все закончится в дальнейшем, поскольку эти лица – заявители проходят по уголовным делам. Как говорится, комментарии в данном случае излишни», – подчеркнул Хайруллин.
К слову, Чулпан Музипова до сих пор числится судьей на сайте Мензелинского районного суда. Там же указана ее краткая биография – федеральным судьей в Мензелинске она стала 23 февраля прошлого года, а до этого с 2000 года работала мировым судьей в Набережных Челнах.
Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил работу судей и рассказал о нововведении, которое начнет действовать уже этим летом.
«С 1 июня этого года в работе районных и городских судов будет применяться институт присяжных заседателей. Обязанности по составлению списков кандидатов присяжных заседателей лягут на муниципалитеты. У них есть опыт такой работы для Верховного суда республики. В органы муниципальных образований дано поручение представить списки в суды до 30 апреля», – отметил Рустам Минниханов.
Нет комментариев-