Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

История российской ёлочной игрушки: от стеклянных шаров с портретом Сталина до ватных негритят

История российской ёлочной игрушки: от стеклянных шаров с портретом Сталина до ватных негритят
Что значило выражение «сходить под ёлку», где в Казани в XX веке была самая респектабельная елка и о многом другом рассказала автор книги «История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку».

О том, как история страны отразилась на елочных игрушках, корреспондент ИА «Татар-информ» поговорила с Аллой Сальниковой.

Как известно, обычай ставить и украшать елку на Рождество был позаимствован в Германии. В Россию елочную традицию привез Петр I: его указ в канун 1700 года предписывал украсить улицы и дома хвойными деревьями или ветками. Однако нововведение царя не прижилось, а обычай ставить елку продолжили только... владельцы кабаков. В то время даже бытовало выражение «сходить под елку», то есть зайти в питейное заведение.

Следующую попытку внедрить елочную традицию предпринял Николай I. Считается, что первая публичная елка была установлена в Петербурге в 1852 году на Екатерингофском вокзале. Довольно скоро праздничный обычай подхватили и аристократы, а далее — состоятельные семьи профессоров и врачей.

Чем же наряжали елку? Игрушек в то время в стране не производили, а стеклянные украшения из Германии стоили баснословных денег. Первые игрушки были съедобными — яблоки и конфеты, золоченые орешки и медовые пряники в большом количестве вешали на ветки. В аристократических семьях дамы даже использовали предметы из личного гардероба — бусы, ожерелья и браслеты, из шелковых и бархатных шарфов завязывали изящные банты и подвешивали их на зеленую красавицу. Кстати, стеклянные бусы на елке — исконно русская традиция.

«В Казани улицы Воскресенская (ныне Кремлевская – прим. Т-и) и Большая Проломная (ныне Баумана – прим. Т-и) были заполнены магазинами, которые в основном держали немцы, — в них зажиточные казанцы могли купить диковинные елочные немецкие игрушки. Самые крупные павильоны – Московский базар игрушек Черкасова, магазины Чарушина и Дозе и лавка Крекнина в Гостином дворе. Жители заказывали елочные украшения и по каталогам из Варшавы, Киева и Москвы», – рассказывает Алла Аркадьевна.

До революции русские елочные игрушки в основном копировали европейские, и они не были тематическими, за исключением библейских евангельских сюжетов. Так, на елке висели колокольчики, символизирующие божественный голос, и райские яблочки, а макушка увенчивалась Вифлеемской елочной звездой. Еще одной важной христианской традицией были свечи. Электрическими гирляндами деревья начали украшать только в конце XIX века, и они были очень дорогим удовольствием.

В конце XIX века появился и один из главных символов всеми любимого народного праздника — Дед Мороз. Его фигурку, изготовленную из ваты, вешали на ветки или ставили под елку. Теперь становится ясно, почему в детском стихотворении у новогоднего героя «борода из ваты». Примечательно, что традиция ставить под елку Деда Мороза и Снегурочку в некоторых семьях сохранилась до сих пор.

Самыми популярными игрушками ввиду своей доступности были так называемые картонажные игрушки, а также елочные украшение из папье-маше — ангелы, феи, птицы и звери. Эти игрушки могли себе позволить и люди среднего достатка.

 «В Казани пышные рождественские балы устраивались в залах здания Дворянского собрания (сейчас Казанская ратуша  — прим. Т-и), Купеческого (здание ТЮЗа  — прим. Т-и) и Офицерского клубов. Самым демократичным был купеческий клуб — билет на „купеческую“ елку можно было купить без рекомендации. Местом так называемых праздничных сборищ был парк „Черное озеро“, где заливали каток, а у современного Ленинского садика был Николаевский рождественский базар, где торговали елками и игрушками», — отмечает Алла Сальникова.

Русская елка долгое время была лишена национальной символики, которая отличала европейские деревья. Так продолжалось до тех пор, пока в стране не стало налаживаться кустарное производство елочных украшений. Вплоть до Первой мировой войны в частных мастерских и артелях мастера-кустари изготавливали украшения — в основном деревянные резные игрушки, стеклянные дутые бусы и картонажные игрушки. 

С началом войны игрушечное производство затухло. В стране нарастали антигерманские настроения, которые сказались на отношении к «немецкой» елке. В газетах появлялись антиелочные статьи, а вместо Рождества предлагалось отметить День Георгия Победоносца. Но Рождество с наряженной елкой все равно праздновали. Показательно, что излюбленными детскими рисунками того времени были изображения елки в окопах или же в лазарете.

С рождественским праздником не расставались и в первые годы после революции.

«Так, рабочий Алексей Смирнов накануне 1918 года предложил Казанскому городскому совету провести праздничную елку для детей рабочих. «В казанской газете «Знамя революции» в декабре 1917 года появились объявления о том, что для детей рабочих в зданиях Дворянского, Офицерского и Купеческого собраний будут проводиться благотворительные рождественские елки», говорит доктор исторических наук.

С 1922 года вместо рождественской елки начали устраивать «комсомольское Рождество» или «комсвятки», которые часто сопровождались антирелигиозными театрализованными представлениями. Это была попытка наделить сам праздник и его главный символ новым смыслом.

В 1927 году началась масштабная антирождественская кампания, в результате которой Рождество исчезло из советского праздничного календаря. Елку как атрибут религиозной жизни запретили, а за нарушение правил исключали из комсомола и увольняли с работы. Несмотря на это, всеми любимый праздник продолжали отмечать тайком.

«Мне моя бабушка рассказывала, что в то время люди покупали очень плотные шторы, чтобы никто не мог подсмотреть, и елку ставили тайно», — вспоминает Алла Аркадьевна.

В 1936 году елка вернулась в советские дома. Наряженные новогодние елки стали устанавливать на центральных площадях, улицах и детских площадках. Во времена Великой Отечественной войны появились особые, милитаризированные игрушки — солдаты, пистолеты и танки. В послевоенное время игрушки делали своими руками дома или в школах — разноцветные фонарики, корзинки и цепи из бумаги.

Пожалуй, сложно найти более политизированную елку, чем советская — каждая игрушка на ней была наполнена глубоким политическим смыслом. Так, Вифлеемскую звезду сменила красная, а ангелочков и фей — шары с изображением серпа и молота. С развитием техники появились игрушки в виде пароходов, дирижаблей или самолетов, часто на их «борту» была надпись «Сталин».

В 1937 году была выпущена серия стеклянных шаров с портретами членов Политбюро, со Сталиным, Марксом и Лениным, однако эту линейку игрушек быстро сняли. 

Популярными игрушками были фигурки красноармейцев, санитаров и санитарок, летчиков и танкистов. Под елкой устраивали целые тематические сюжеты с игрушечными героями. Дети видели под елкой социалистическую жизнь: сценки из колхоза или армейских учений, образцовую советскую квартиру.

После выхода фильма «Цирк», который очень нравился Сталину, на елках появились клоуны и ватные негритята.

В Казани стеклянные елочные украшения стали производить примерно в середине XX века, но изготавливали их небольшими партиями для личных нужд или близкого окружения. 

В год 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1949 г.) была выпущена серия игрушек по мотивам сказок поэта: «Сказка о Золотом петушке», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». Кроме того, появились елочные игрушки-герои сказок «Чипполино», «Доктор Айболит» и «Красная шапочка».

При Хрущеве елочные игрушки стали выпускать в виде морковок и помидоров, гороха и лука, и, конечно, на каждой советской елке обязательно висела кукуруза. Все эти елочные украшения были символом советского продовольственного изобилия. 

В это же время были выпущены наборы игрушек «Малютка». Живя в коммунальных квартирах, люди не имели возможности поставить большую елку — ее заменяла маленькая, которую ставили на журнальном столе.  

Первый полет человека в космос сподвиг к производству игрушек в виде космических ракет, спутников и космонавтов в скафандрах. А на макушке зеленой красавицы вместо красной звезды появилась пика, символизирующая, по одной из версий, ракету, по другой — башню Кремля.

В конце 1960-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на конвейер и советская игрушка утратила свою самобытность. Украшения с советской тематикой больше не выпускались, а прилавки магазинов заполнили однообразные стеклянные игрушки — золотые и серебряные шарики, шишки и сосульки.

Наверняка и сегодня во многих семьях есть елочные игрушки, сохранившиеся еще с далеких советских времен. Люди бережно хранят каждый елочный шар, сосульку или шишку из тонкого и невесомого стекла, каких, кажется, сегодня уже не делают.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев