Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

История о генной разработке казанских ученых и кобыле Афродите: только проверенные факты

История о генной разработке казанских ученых и кобыле Афродите: только проверенные факты
СМИ сообщили о том, что в Казани лошади Афродите с помощью уникального генетического укола в рекордные сроки ветеринары полностью восстановили порванное сухожилие. «Татар-информ» навестил «пациентку».

Афродита превращается, превращается Афродита в…

В ответ на вопрос корреспондента после непродолжительного замешательства и паузы главный ветеринарный врач Казанского ипподрома Гульнур Миндубаева констатировала: Telegram-канал Mash «исказил» сенсационную информацию о генно-ветеринарном чуде.

Лошади Афродиты, описанной в посте, попавшем в СМИ, в столице Татарстана нет, процедуру проводили и вовсе в подмосковной клинике. Но на Казанском ипподроме в настоящее время жеребцу по кличке Принц Вангог тем же экспериментальным генным препаратом тоже пытаются восстановить разорванное сухожилие.


Мы применили первый раз эту методику осенью. Сейчас лошадь находится под наблюдением, о результате лечения можно будет судить только летом», – пояснила Гульнур Миндубаева.

Молодой трехлеток арабской породы Принц Вангог получил свое замысловатое составное имя, как водится, от родителей: собственно, Вангогом был его отец, мать звали Принцесса Будур. Принадлежит рыжий жеребец татарстанскому предприятию, которое снабжает «продовольствием» железных коней, – «Татнефти». Разрыв сухожилия левой передней ноги – первая травма Принца Вангога. Ее он получил под закрытие скакового сезона минувшей осенью. Причем, как отметил жокей Марат Вафин, несмотря на травму, конь пришел тогда к финишу вторым, хотя до старта предполагалось, что окажется только третьим.

УЗИ для коня

«У лошади Афродиты классические виды спорта – то ли конкур, то ли выездка. Мы же в первый раз применяем препарат на скакуне. При этом совершенно по-другому работают сухожилия, совсем другие нагрузки, и пока непонятно, как препарат поведёт себя в дальнейшем», – пояснила главный ветврач ипподрома, признавая, что по УЗИ картина выздоровления хорошая.

Чтобы провести обследование, лошадь заводят в специальный кабинет, ногу в месте травмы выбривают и, как и людям, с помощью геля и датчика «заглядывают» внутрь. «Эпицентр» разрыва сухожилия, как пояснили специалисты, локализован на участке 2А – 3А. УЗИ дает изображение в поперечном сечении. За поверхностным слоем сухожилия находится глубокий, затем межкостный и дальше – кость.

«На самом первом снимке от 15 октября мы видим повреждение в поверхностном пальцевом сгибателе. Здоровое сухожилие для сравнения эхогенное, абсолютно равномерно окрашенное. А черные области, дыры, образно говоря, – это повреждения, микронадрывы волокон сухожильной ткани. Мы рассчитываем, что это повреждение составляет 50 процентов от площади поверхностного сухожилия. Если смотреть продольный снимок, тоже видим темный верхний слой – это как раз надрыв», – рассказала главный специалист ветеринарной службы Светлана Халикова.

На последнем УЗИ от 19 декабря от травмы жеребца остались только следы, ближе к участку 2В она исчезла почти полностью.

После разового укола препарата, который был разработан в КФУ на основе исключительно лошадиных генов для быстрого восстановления сухожилия, УЗИ Принц Вангог сначала проходил каждые 10 дней, затем все с большим промежутком.

«Самый сногсшибательный эффект был именно в первый месяц. Каждые 10 дней мы делали УЗИ – и прям вот ах! При обычной нашей схеме лечения такого быстрого улучшения не наступает: к такому состоянию сухожилие у лошади приходит только через 2-3 месяца», – подчеркнула Светлана Халикова.

Чудо-коктейль из генов

Как рассказал профессор КФУ Альберт Ризванов, препарат, единственной инъекции которого хватило для восстановления всего за 1,5 месяца подмосковной лошади Афродиты и на который теперь уповают в Казани смотрители Принца Вангога, разрабатывался в OpenLab генные и клеточные технологии Института фундаментальной медицины и биологии вуза года с 2012 .

Лекарство – своего рода коктейль, комбинация нескольких генов лошади, которые в таком сочетании особенно эффективно усиливают естественную способность организма к регенерации.

«Впервые в мире был применен такой подход, когда несколько генов, специфичных для конкретного организма, были собраны в одном генном препарате и успешно применены. Таким образом, препарат наиболее эффективен, потому что белки других организмов работают хуже. Это также, например, как человеческий инсулин на людях работает лучше, чем свиной инсулин. Во-вторых, выше безопасность препарата, снижаются шансы на побочные эффекты, потому что это естественные белки для организма, они не вызывают иммунное отторжение», – пояснил Альберт Ризванов.

Он подчеркнул, что лечение травмированных связок у лошадей всегда проблемно. Такие травмы часто приводят к тому, что лошадь в итоге забивают, потому что возможности современной ветеринарной медицины недостаточны.

Мы, анализируя наш опыт (основная задача лаборатории ­– создание генетических препаратов для человека – Ред.), предположили, что наши технологии могут быть эффективными. Провели лабораторные исследования, а потом стали сотрудничать с нашими коллегами из Подмосковья, доктором Миломиром Ковачем – одним из ведущих ветеринарных врачей именно по лошадям в России. Медицинскую процедуру (укол препаратом в травмированное сухожилие под контролем УЗИ – Ред.) осуществляли на его клинической базе. Афродита была одной из наших первых лошадей, сейчас у нас их уже больше десятка. Большинство из них в Подмосковье», – сказал профессор КФУ.

По десяти «пациентам» ученые опубликовали официальные данные исследований: в 8 случаях генетические уколы привели к полному восстановлению, в двух – к частичному. Кроме того, эти научные эксперименты заметили ведущие СМИ Британии, где лошадей ценят и любят не меньше, чем в Татарстане, – The Daily Telegraph и Daily Mail.


«Восстановление [Афродиты] произошло действительно за 1,5 месяца. Врачи сами удивились. Миломир Ковач сказал, что ещё не видел таких хороших результатов восстановления», – подытожил Альберт Ризванов.

К слову, препарат остается экспериментальным. Однако, если первым тестирующим его лошадям он вводился бесплатно – для апробации, то сейчас возможно его применение «по желанию» владельца. Стоимость только «генного коктейля», без процедуры введения и наблюдения, составит около 40-50 тыс. рублей.

По коням?!.

Следующее УЗИ Принцу Вангогу назначено на 18 января. Пока же он почти целыми днями находится в деннике и выходит прогуляться строго только шагом (не переходя на бег) лишь на 20-30 минут, хотя, как заметил жокей, сдерживать скакуна от резвого бега с каждым днем становится все труднее.


«Процесс восстановления на самом деле очень длительный. Физические нагрузки увеличиваются очень постепенно, буквально начиная с 5 минут шага в день. Это ведь лошадь – ему не объяснишь, что надо ходить аккуратно. Его выпусти погулять, он – йоху, и побежит! Поэтому очень все дозированно. Сейчас не можем никаких прогнозов давать, все будет ясно, когда начнутся нагрузки, скачки, резвые работы. Иногда после таких травм возникают рецидивы. А вот если он этот сезон отскачет и рецидивов не будет, тогда будет супер», – заключила Гульнур Миндубаева.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев