Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

История казанских зданий: Старая Проломная аптека не закрывалась ни на один день – ни во время войны, ни во время революции

История казанских зданий: Старая Проломная аптека не закрывалась ни на один день – ни во время войны, ни во время революции
Татьяна Бренинг, правнучка основателя Старой Проломной аптеки, рассказала ИА «Татар-информ» историю семьи и легендарного здания на Баумана.

Аптека на Баумана хорошо знакома не одному поколению казанцев. О 150-летней истории Старой Проломной аптеки, которая тесно связана с фамилией Бренинг, рассказала ИА «Татар-информ» Татьяна Арнольдовна, правнучка основателя аптеки. 

Мимо аптеки с красивым кованым балкончиком и старинными часами на улице Баумана наверняка проходил каждый казанец. Но мало кто знает, что эта аптека существует уже более 150 лет: за это время здание пережило и революцию, и войны, и несколько реставраций. Семья Бренингов жила в квартире над аптекой вплоть до 2012 года, пока аптеке, памятнику истории и культуры республиканского значения, не потребовался капитальный ремонт. Сейчас аптека выглядит ровно так, как в 1913 году, — ее фасады украшает лепнина, а над входом висит двуглавый орел. 

В Казани живет наследница семьи Бренингов — Татьяна Арнольдовна, потомственный музыкант. Корреспондент ИА «Татар-информ» встретилась с Татьяной Бренинг в Музее изобразительных искусств РТ, в «квартире» Бренингов, где представлены уникальные вещи семьи – старинная мебель, аптечная утварь, фотографии и картины. 

В 1867 году Иоганн Бренинг открыл в Казани «шестую вольную аптеку» 

Как гласят архивные документы, дом на Большой Проломной улице (ныне Баумана) был построен в 30-х годах XIX века. Его первой владелицей была жена титулярного советника Анна Имгиенецкая, потом дом был продан Наталье Антроповой, по второму мужу Жуковской. В то время на первом этаже дома, возможно, был аптекарский магазин или склад, его и купил Иоганн Бренинг, открыв 16 февраля 1867 года в Казани «шестую вольную аптеку». 

С этого времени и началась история аптеки, тесно связанная с семьей Бренингов. Иоганн Иоганнович, родоначальник семьи Бренингов, приехал в Казань из Саратова в середине XIX века. «В те времена среди молодежи бывало принято уходить из семьи и устраивать свою жизнь самостоятельно, искать свое счастье на новом месте. И когда ему кто-то из друзей сказал, что он похож на татарина, то он ответил: „Ну что же, тогда поеду в Казань“», — рассказывает Татьяна Арнольдовна Бренинг. 

Первое время Иоганн работал в аптеке Грахе. Набравшись опыта, он получил разрешение на открытие своего дела. Для этого нужны были серьезные средства, которых у молодого Иоганна не было. Его большой друг Платон Иванович Граве, веря в деловые качества молодого специалиста, помог ему купить для аптеки часть первого этажа в доме на Большой Проломной. 


Больше года ушло на подготовку этого помещения к открытию, но дело пошло хорошо, и через несколько лет Иоганн сумел полностью расплатиться со своим благодетелем. Аптека постепенно становилась одной из лучших в городе, Иоганна стали уважительно звать Иваном Ивановичем.

В 1872 году Иоганн Бренинг приобрел уже весь дом и землю, которая к нему прилагалась, как написано в сохранившемся документе, по «купчей крепости»: целый квартал от улицы Большой Проломной (ныне Баумана) до Малой Проломной (ныне Профсоюзная). Позднее он построил дом с флигелем, служебные помещения для аптеки и прачечную, а на границе с Малой Проломной был маленький садик, что видно на чертеже, отмечает Татьяна Арнольдовна.

«Вот такая аптека Бренинга начала свою работу. Это самый старый снимок, который я нашла. Здесь написано: "Аптека И. Бренинга" и виден герб — это знак того, что здесь продается продукция высокого качества», — продолжает она. 

В 1895 году Иоганн Иоганнович заболел и умер. «Несколько лет его супруга Анна Васильевна сдавала аптеку в аренду. Но арендаторы повели дела не лучшим образом, и аптека стала приходить в упадок», ­— говорит Татьяна Арнольдовна. 

«У Арнольда Ивановича был девиз: каждый должен иметь возможность получить лучшее лекарство!»

Чтобы спасти семейное дело, Анна Васильевна обратилась за помощью к младшему сыну Арнольду. К тому времени он уже окончил университет с золотой медалью, получив диплом химика. Арнольду прочили карьеру ученого, но ему пришлось спасать положение аптеки. Окончив провизорские курсы, в 1908 году он арендовал аптеку своей матери и продолжил дело отца.

При нем в 1916 году аптека была официально признана лучшей в городе.  

Арнольд Иванович установил передовые для своего времени порядки: все сотрудники аптеки стали пайщиками, поэтому они работали очень хорошо. Помимо этого, он наладил связи с ведущими фармацевтическими предприятиями Европы и выписывал все возможные новинки. Арнольд Бренинг к своим четырем языкам выучил пятый – татарский, чтобы лучше обслуживать татароязычное население.

«У него был девиз: каждый должен иметь возможность получить лучшее лекарство! Он пользовался большим уважением у горожан, потому что все время трудился на благо людей», — говорит Татьяна Арнольдовна.

В 1912-1913 годах Арнольд Иванович сделал грандиозный ремонт здания: устроил над входом в аптеку балкон, сохранив двуглавого орла, украсил лепниной фасад и установил на доме большие часы – для тех времен это было дорогое удовольствие. Он говорил: «Люди будут смотреть на часы и меня вспоминать».

Старая Проломная аптека после реставрации 1913 года

Но чаще Арнольда Ивановича вспоминают по другому поводу. Он был замечательным фотографом-любителем: его снимки известны любителям истории и краеведам Казани. На фотографиях он запечатлел для истории значимые для республики события, здания, храмы, людей, природу. Он был одним из первых фотографов, кто начал экспериментировать с цветной фотографией.

В течение полувека аптека принадлежала семье Бренингов. Кроме аптеки в здании размещались парикмахерская, «Константинопольская кондитерская А. Трианафиллиди», колбасная Отто Цибурга, зубоврачебный кабинет и магазин купца Сайдашева. В этом здании жил ректор Императорского Казанского университета Николай Загоскин. В 1918 году аптеку национализировали, отстранив «бывшего» владельца от дел. 

Годом позже началась Гражданская война, но аптека продолжала работать, будучи уже «народной собственностью». И благодаря запасам, сделанным Бренингом впрок, аптека целых три года поддерживала работу других аптек, запасы которых иссякли. 

«В доме на Проломной Бренинги жили практически 150 лет» 

После войны в республике нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство. Так Арнольда Ивановича пригласили поднимать аптечное дело. Ему выделили часть бывшего собственного дома, где он снова поселился со своей семьей. Он стал работать в Татаптекоуправлении. Фармацевтическая деятельность начала восстанавливаться по всей республике, да и жизнь его семьи стала налаживаться. Но наступил 1937 год. Арнольда Ивановича арестовали, обвинив в связях с белогвардейцами и пропаганде фашизма. 

21 декабря 1937 года его расстреляли. Двадцать лет Бренинги жили как семья «врага народа», пока Арнольда Ивановича не реабилитировали в 1957 году. 

Его жена Ольга Федоровна растила троих детей без отца. Семье помогал брат Арнольда Ивановича Бренинга – Артур Иванович. Он был врачом, ученым и впоследствии профессором медицинского института. У него не было своей семьи, и он во многом заменил племянникам отца, при этом отдавая львиную долю своего не очень большого заработка на воспитание детей брата. Несмотря на все жизненные тяготы и потрясения, дети Арнольд, Рудольф и Ольга стали музыкантами и достигли профессиональных высот. 

Ольга Арнольдовна (1924-2005) была заслуженной артисткой РТ,  известной пианисткой и выдающимся концертмейстером. Арнольд Арнольдович (1924-2001) – заслуженным деятелем искусств России, композитором и педагогом – теоретиком. Рудольф Арнольдович (1934-2010) – заслуженным работником культуры РТ, скрипачом, дирижером, композитором и замечательным педагогом. Он написал книгу-воспоминание «История моей семьи».

Сама Татьяна Бренинг — пианист, преподаватель и концертмейстер Казанского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РТ. Она является наследницей династии Бренинг в Казани, а в Саратове живет ее сводная сестра Людмила Арнольдовна Бренинг.

В доме на Проломной (ныне Баумана) Бренинги жили практически 150 лет. Но зданию потребовался капитальный ремонт, и в 2012 году семье пришлось оттуда уехать. 

«Над входом вСтарую Проломную аптеку восстановили герб — знак качества производимой продукции»

Реставрация аптеки началась в 2012 году. Аптека продолжала свою работу, переезжая при необходимости в разные части здания. Как рассказал архитектор Алексей Никитин, после изучения архивных документов, фотографий и планов реставраторы приступили к работам: покрасили дом в «исторические» цвета, тогда же были заказаны и изготовлены часы, подобные тем, которые когда-то над аптекой установил Арнольд Бренинг.

Часы по сохранившимся фотографиям изготовил Чистопольский часовой завод. Теперь они ходят, как и в прежние времена, и иногда горожане слышат их гулкий бой. 

Исторический фасад дома воссоздали по фотографиям аптеки 1913 года, которые сделал сам Арнольд Иванович Бренинг.

Над входом в аптеку восстановили двуглавого орла, центральный шпиль, лепнину над окнами, облицовку цоколя плитками и надпись на фронтоне «Старая Проломная аптека». Удалось сохранить историческую стропильную систему чердаков. 

Интерьер помещения аптеки выполнен по мотивам интерьеров того времени, то есть начала XX века. Как отмечает архитектор, были трудности с поиском фирм-изготовителей некоторых редких, порой уникальных элементов: изразцов для печей, облицовочной плитки типа „кабанчик“ для цокольной части здания. 

Скоро в аптеке будет открыта музейная экспозиция, посвященная ее истории. Посетители смогут увидеть старинные фотографии, документы и аптечные предметы из семейной коллекции Бренингов. Вполне возможно, что аптека будет включена в маршрут пешеходной экскурсии по Казани.


«Наверное, замечательно, что у нас в Казани есть такая старинная аптека, работающая аптекой, что бы ни случилось: война, революция, перестройка, реставрация… И далеко не в каждом городе есть аптеки с такой  давней историей, да, пожалуй, не в каждой республике или даже стране...» —  сказала в заключение Татьяна Арнольдовна.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев